Индивидуализация процесса обучения на уроках английского языка | Алексеева Людмила Владимировна, Каменских Анастасия Сергеевна, Пономарева Ильсия Раисовна. Работа №353634. Номер работы: №353634
Статья отражает важность индивидуального подхода к учащимся на уроках английского языка, учета их особенностей, интересов, мотивации, психологического состояния и интеллектуального уровня. Именно такой подход позволяет вовлечь всех учащихся в процесс овладения английским языком и добиться результатов.
Индивидуализация процесса обучения на уроках английского языка
Анализ литературы и личный опыт показывают, что школьное обучение не уделяет должного внимания индивидуальным особенностям обучающихся, из-за чего слабые ученики становятся неуспевающими, а сильные теряют интерес к предмету. Именно поэтому вопрос индивидуализированного обучения становится актуальным, в особенности в обучении иностранным языкам из-за групповой формы обучения.
Индивидуализация должна присутствовать на каждом уроке. Одно из трудных условий успешной реализации индивидуализации – изучить особенности каждого обучающегося и уже дальше организовывать учебную деятельность с опорой на составленную психологическую картину каждого ученика и класса в целом. Именно для этого учителю требуется очень тщательно подойти к изучению учеников, чтобы в дальнейшем тщательно и целесообразно отобрать методы, содержание обучения и темпы учебной деятельности.
Успешной реализации индивидуализации будет способствовать технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД). Данную технологию подробно описала Н. Л. Галеева и выявила несколько параметров [1]:
1. Обученность – объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.
2. Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.
3. Внимание – характеризует в системе ИСУД направленность и сосредоточенность сознания ученика на определенных объектах.
4. Память – сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит запоминание, сохранение, воспроизведение информации. 5. Модальность – предпочитаемый, наиболее комфортный для ребенка канал приема информации (визуал, аудиал, кинестетик).
6. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга – способность одного полушария головного мозга включаться на доли секунды раньше другого, подавляя функцию другого полушария.
7. Организационные ОУУН – общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашнего задания.
8. Коммуникативные ОУУН – определяют виды и формы участия в коллективной учебной деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения.
9. Информационные ОУУН – определяют для ученика возможность самостоятельного поиска и осмысления информации.
Целесообразным и наиболее простым способом реализации индивидуального подхода на уроках английского языка будет деление класса на три условных группы учеников: сильные, средние и слабые. Учащиеся, относящиеся к первой группе, получают дополнительные творческие самостоятельные задания, которые в определенных случаях могут выходить за пределы учебника и даже школьной программы, либо выполняют задания учебника наравне с другими одноклассниками, но с элементами творчества. Ученикам третьей группы даются более конкретные, практически направленные задания. Ученики второй группы также получают конкретные, но более сложные задания, чем школьники из третьей группы. Причем, на уроке сначала можно дать одно общее задание для всех групп, а затем усложнить его до необходимого уровня. Или же, наоборот, сначала дать индивидуальные задания для групп, а потом плавно перевести их к общему результату.
Реализуя технологию индивидуального обучения на уроках английского языка, учителю необходимо помнить, что по окончании изучения той или иной темы основными знаниями, умениями и навыками нужно обеспечить всех без исключения учащихся, обязательный минимум должны усвоить все. Поэтому процесс индивидуализации является относительным. Условно разделить учеников на группы - не цель, а средство достижения цели технологии индивидуализации обучения: стимулирования интереса и желания школьников изучать английский язык, обеспечения продуктивной работы каждого ученика.
Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания, подбор и распределение речевых ситуаций, коммуникативных задач. Но без учета свойств личности ученика, а также без его психических аспектов индивидуализация обучения не представляется возможной. В рамках освоения ФГОС учитель должен задуматься о построении урока так, чтобы была возможность взаимодействия с каждым учащимся. [2]
В заключении важно отметить, что индивидуализация позволяет обучить и развить действительно каждого школьника. Благодаря посильности приемов индивидуализации, ребенок без дополнительных, часто отрицательных эмоциональных и волевых усилий уверенно и с желанием усваивает новые знания, являющиеся средством развития потенциальных возможностей и способностей.
Список литературы
Галеева
Н. Л., Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: методическое пособие для учителя / Н.Л.
Галеева
, Е. С.
Гостимская
, Г. Ю. Евдокимова [и др.]; - 2008. – 128с. – («Методическая библиотека»). – ISBN 978 – 5 – 98923 – 176 – 8.
Индивидуализация обучения английскому языку, как средство достижения предметных планируемых результатов при освоении ФГОС.