Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ с РАС (РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА) «ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ» | Вахтомина Анастасия Николаевна. Работа №352757. Номер работы: №352757

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для детей с аутистическим спектром «Взявшись за руки», ориентирована на детей в возрасте от трех до восьми лет и реализуется на   государственном языке Российской Федерации.

Программа разработана на основании нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.

Программа «Взявшись за руки», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Индивидуальная, коррекционно развивающая программа для детей с РАС, обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей дошкольного возраста. Коррекционная деятельность включает психолого-педагогическую, дефектологическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, ОУпредставляющему собой совокупность обязательных требований к образованию.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ с РАС (РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА)

 

«ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор программы: педагог –психолог

МАОУ Упоровской СОШ

Анастасия Николаевна Вахтомина

 

 

2024г.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Аннотация к программе.

3

1. Основные характеристики программы

1.1 Пояснительная записка

 

9

1.2 Нормативно-правовые основания программы

 

11

1.3 Цель и задачи программы

 

12

1.4 Принципы программы

 

13

1.5 Планируемые результаты

 

14

1.6 Содержание

 

16

1.7 Календарно-тематическое планирование с тяжелой, средней степенью УО детей РАС. №1

 

18

1.8 Календарно-тематическое планирование с легкой степенью УО детей РАС №2

 

23

2.1 Система оценки результатов

 

35

3.Список литературы

 

37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ:

              Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для детей с аутистическим спектром «Взявшись за руки», ориентирована на детей в возрасте от трех до восьми лет и реализуется на   государственном языке Российской Федерации.

Программа разработана на основании нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.

Программа «Взявшись за руки», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Индивидуальная, коррекционно развивающая программа для детей с РАС, обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей дошкольного возраста. Коррекционная деятельность включает психолого-педагогическую, дефектологическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, ОУпредставляющему собой совокупность обязательных требований к образованию.

Программа, «Взявшись за руки» направлена:

- разностороннее развитие детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их речевом развитии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей видов деятельности;

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного, речевого развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с РАС.

  В программе учитываются:

·               индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

·               возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела  целевой, содержательный и организационный.

 

Целевой раздел Программы включает пояснительную запискуопределяет е цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы для ребёнка с РАС создана с целью социализации, обучения, воспитания ребенка дошкольного возраста, страдающего расстройством аутистического спектра.

Задачами деятельности, реализующей программы для ребёнка с РАС являются:

-             оказывать комплексную психолого-педагогическую и социальную помощи детям, страдающим аутизмом, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении Программы «Взявшись за руки»;

-         осуществлять индивидуально - ориентированную педагогическую, психологическую, социальную помощь детям, а также семье, в которой они воспитываются;

-         проектировать социальную ситуацию развития ребёнка с РАС и развивающую предметно- пространственную среду, обеспечивающую позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности;

-содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья ребёнка, в том числе их эмоциональному благополучию;

-обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

-создавать благоприятные условия развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

-формировать общую культуру личности ребёнка, развивать его социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности;

-формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка с РАС;

-обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка;

-обеспечивать преемственность целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Программа «Взявшись за руки» направлена на:

v компенсацию дефицита, возникшего вследствие специфики развития ребенка;

v реализацию потребностей ребёнка в развитии и адаптации в социуме;

v активное включение всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения (педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (законные представители).

v создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

v создание условий сохранения и укрепления здоровья ребенка с РАС, разностороннего развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей

v своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с РАС, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе;

v создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации ребёнка с РАС.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в 5 образовательных областях (ОО):

v социально-коммуникативное развитие;

v познавательное развитие;

v речевое развитие;

v художественно-эстетическое развитие;

v физическое развитие.

 

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными       Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, которые делятся на общие и специфические. Основная идея Программы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.

В Содержательном разделе представлены:

- описание коррекционной работы и деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с РАС в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с РАС, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

- программа коррекционно-развивающей работы, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития детей с РАС;

- особенности   взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

    Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно- развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей в общество.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС состоят в необходимости индивидуально-дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания занятий, циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетов возможностей конкретной группы и каждого ребенка.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с РАС в возрасте от 3 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Диагностическая работа включает:

- выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) при освоении основной образовательной программы;

проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС), выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы и личностных особенностей ребенка;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).

Коррекционно-развивающая работа включает:

- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого- педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) с учётом особенностей психофизического развития;

- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) методик, методов и приемов обучения и организацию, и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферы;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС), единых для всех участников воспитательно- образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС); -консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).

Информационно-просветительская работа предусматривает:

информационную   поддержку   образовательной   деятельности ребенка   с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

- различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).

   Общий объем программы для детей с РАС, которая должна быть реализована в ДОУ, планируется в соответствии с возрастом воспитанников, уровнем их речевого развития, спецификой дошкольного образования для данной категории детей.

   Основной формой работы в рамках реализации программы является игровая деятельность  основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

В Организационном разделе Программы представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня воспитанников, особенности мероприятий, праздников и событий, особенности развивающей предметно- пространственной среды. Создание специальных условий обучения и воспитания детей с РАС

В ДОУ созданы специальные условия получения образования детьми с РАС.

      создание    предметно-пространственной развивающей образовательной         среды, учитывающей особенности детей с РАС;

      использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных);

      реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательных организаций при реализации программы;

      проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с педагогом – психологом, дефектологом;

      обеспечение эффективного планирования и реализации в ДОУ образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей с РАС, режимных моментов с использованием вариативных форм работы.

Такой системный подход к пониманию специальных условий образования, обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими РАС, позволяет оптимально решить задачи их обучения и воспитания в дошкольном возрасте.

              Программа «Взявшись за руки», дошкольного образования является актуальной и необходимой для работы в учреждении, отражает современные подходы к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с РАС.

Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе, детей с РАС, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Расстройство аутистического спектра (РАС) являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков.

Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей.

РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Аутистические расстройства выступают всё более значимой социальной проблемой, касающейся самых разных категорий детей. В связи с этим в настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения

(искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. У

многих детей диагностируется умеренная и тяжёлая умственная отсталость,

вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное.

Направленность (профиль) программы «Взявшись за руки» – коррекционно-развивающая индивидуально-ориентированная. Программа направлена на формирование упорядоченных представлений о себе и своем социальном окружении, базовых учебных и коммуникативных навыков, дающих возможность самостоятельно решать повседневные практические ситуации на основе имеющегося опыта, сформированных знаний и навыков.

 

Актуальность программы

Расстройства аутистического спектра относятся к первазивным (всепроникающим) нарушениям. Это означает, что для детей с РАС характерны нарушения практически во всех областях развития, при формировании различных психических функций и навыков.

В соответствии с классификацией психического дизонтогенеза В.В. Лебединского, расстройства аутистического спектра относятся к искаженному

варианту развития. Это означает, что одной из основных особенностей детей с аутизмом является асинхрония, неравномерность в развитии.

Критериями диагностики этой своеобразной аномалии развития являются: нарушение социального взаимодействия и контактов с окружающим миром (нередко нарушение общения даже с родными людьми, особенно со сверстниками); специфические эмоциональные, интеллектуальные и речевые расстройства в сочетании со своеобразным стереотипным поведением. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и в разной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека.

Программа «Взявшись за руки» направлена на коррекцию нарушений в сфере коммуникации и социального взаимодействия, устранение социально неприемлемых форм поведения (дезадаптивное поведение) у детей с РАС, осложненными умственной отсталостью в возрасте 3 – 8 лет, т. е. в дошкольный период и период подготовки к обучению в школе (или) обучения в начальной школе.

Особенности программы

Программа носит коррекционно-развивающий характер, является основой,

позволяющей формировать первоначальные учебные навыки, базовые

коммуникативные навыки, упорядоченные представления о себе и ближайшем

социальном окружении. Данные навыки способствуют более успешной социальной адаптации ребенка с нарушениями развития.

Программа представляет собой единую систему, состоящую из нескольких

этапов работы:

- диагностический;

- коррекционно-развивающий;

- аналитический.

Каждый этап имеет свои задачи, содержание и методы работы.

Возрастные ограничения данной программы могут быть расширены с учетом

уровня актуального развития ребенка. Сложность, содержание и объем материала практических занятий зависит от особенностей познавательного развития ребенка, состояния эмоционально-волевой сферы.

Реализация данной программы предназначена для детей с РАС, осложненными тяжелой, средней и легкой умственной отсталостью в возрасте 3-5 лет и детей с РАС, осложненными умеренной умственной отсталостью в возрасте 6-8 лет.

Объем программы: общее количество в год –35 часов.

Форма организации: индивидуальная, очная.

Методы обучения: игры, упражнения, беседа, чтение,

моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление.

Тип занятий: комбинированный, практический, диагностический.

Форма проведения занятия: наблюдение, беседа, практическое занятие,

занятие-игра.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: 1 занятие в неделю. Общая продолжительность занятия – 15-20 минут.

 

 

 

 

1.2 Нормативно-правовые основания программы

 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».

 

2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4

сентября 2014 г. № 1726-р.

 

3. Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р

«План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития

дополнительного образования детей».

 

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

 

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам».

 

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации

от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

 

7. Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН

2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Цель и задачи программы

Цель: формирование упорядоченных представлений о себе и своем социальном окружении, навыков коммуникации, стереотипа учебного поведения и умений применять их в повседневной жизни.

Задачи программы:

Формирование стереотипа учебного поведения;

Формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков

имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);

Формирование дефицитарных учебных навыков;

Формирование упорядоченных представлений о себе и окружающем мире;

Формирование коммуникативной мотивации;

Формирование вербальных средств коммуникации;

Формирование невербальных средств коммуникации;

Формирование умения «выступать» в различных коммуникативных ролях:

«говорящего» и «слушающего»;

Закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;

Коррекция нежелательных форм поведения;

Коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным

материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации,

внимания и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

 

Принцип оптимистического подхода:

 при организации развивающей ситуации является необходимым со стороны педагога поощрение ситуативных достижений ученика в различных видах детской деятельности, что является операциональной составляющей формирования интегративных качеств личности несовершеннолетнего;

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития:

 работа с учащимися строится на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, на основе понимания значения полноценного проживания последовательных возрастных стадий;

Принцип деятельностного подхода:

 психофизиологическое развитие обучающего определяется его активностью в рамках ведущей для возраста деятельности;

Принцип дифференциации и индивидуализации:

 создание условий для развития способностей каждого ученика и своевременной коррекции проблем в его развитии;

Принцип единства коррекции и развития:

 целенаправленная коррекционная работа осуществляется с опорой на клинико-психолого-педагогический анализ внутренних и внешних условий развития ученика, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;

Принцип единства диагностики и коррекции:

 коррекционные мероприятия сопровождаются постоянной фиксацией происходящих изменений (качественных и количественных) в состоянии и развитии несовершеннолетнего;

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации:

 система коррекционной работы нацелена на компенсацию нарушений в развитии, на реабилитацию и социальную адаптацию учащихся с РАС;

принцип интеграции и координации

: организация согласованной работы всех субъектов в системе «педагоги-дети-родители».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения Программы

«Взявшись за руки»

 

«Познавательная деятельность»:

Дети должны научиться:

•воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;

• различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий -горький, горячий - холодный;

•воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой— маленький, горячий — холодный, кубик - шарик);

•сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;

•дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех);

•складывать разрезную картинку из двух частей;

•учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности

(шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький —для маленькой);

•дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).

По разделу «Тонкая моторика»

Дети должны научиться:

•выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;

• соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнить по просьбе взрослого 2—3 знакомые игры);

•показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;

•выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого по подражанию (поиграй на пианино);

•захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;

•проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.

По разделу «Самообслуживание»

Дети должны научиться:

•проситься на горшок;

•самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок;

•не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами;

•мыть руки;

•пользоваться своим полотенцем;

•самостоятельно вытирать руки;

•садиться за стол на свое место;

•не есть руками, не пить из тарелки;

•не наполнять ложку руками;

•вытирать рот и руки салфеткой;

•не выходить из-за стола, не окончив еды;

•знать свой шкафчик для одежды;

•снимать колготки самостоятельно и надевать их с помощью воспитателя или няни;

•самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, шапку, обувь;

•аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место;

•пользоваться помощью взрослого и благодарить за оказанную помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Содержание программы

1.4.1 Учебный план.

Коррекционно-развивающие занятия по Альбому №1

1 раздел. Диагностическое обследование – 3 ч.

- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;

- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);

- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).

Использование Программы «Взявшись за руки», оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства).

2 раздел. Формирование стереотипа учебного поведения – 10 ч.

Навыки социального взаимодействия со взрослыми:

умение имитировать действия взрослого;

умение следовать простым указаниям другого человека, выполнять

просьбы;

выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка

времени;

умение поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание.

Формирование навыка следовать установленным правилам.

3 раздел. Формирование представлений о себе и своем социальном

окружении – 30 ч. (Альбом№1 Коррекционно-развивающих занятий)

«Это я»:

Формирование зрительного представления о структуре своего тела;

Формирование представлений о границах своего тела;

Формирование понятий о функциональном назначении тела;

Формирование примитивной половозрастной идентификации;

«Моя семья»:

Формирование представлений об отдельных членах семьи и особенностях

их взаимоотношений с ребенком;

Формирование целостного образа семьи и ее значение для ребенка;

«Мои чувства»:

Формирование первичных представлений об эмоциях;

Формирование социально приемлемых способов выражения эмоций;

«Мир вокруг меня»:

Формирование представлений о социальном окружении ребенка;

Обучение адекватным формам поведения в ситуациях социального

взаимодействия.

4 раздел. Навыки функциональной коммуникации – 20ч.

Базовые коммуникативные функции:

навыки выражения просьбы, требования;

навыки социальной ответной реакции;

навыки комментирования;

навыки сообщения информации;

навыки запроса информации.

Социоэмоциональные навыки:

навыки выражения эмоций и чувств.

5 раздел. Итоговое диагностирование - 2 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОГРАММЫ «ВЗЯВЩИСЬ ЗА РУКИ»

Коррекционно –развивающий альбом №1

для детей с тяжелой, средней степенью УО с РАС

 

Учебных недель

Тема занятия

Количество часов

Форма работы

Диагностическое обследование.

- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;

- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);

- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).

 

1

1.Развитие речи. Тема: «Общение», «Ладушки», «Существительные в речи»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Логоритмика.

1

индивидуальная

2

1.Развитие речи. Тема: «Общение», «Гули-гули» «Глагол в речи»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

3

1.Развитие речи. Тема: «Образ Я», «Мальчик», «Имя»

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Песочная терапия

1

индивидуальная

4

1.Развитие речи. Тема: «Прятки», «Покажи и скажи»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Пластилинография.

 

1

индивидуальная

5

1.Развитие речи. Тема: «Имя собственное»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Логоритмика.

1

индивидуальная

6

1.Развитие речи. Тема: «Взаимодействие», «Глаголы»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

7

1.Развитие речи. Тема: «Взаимодействие» «Понимание глаголов в действии»

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Песочная терапия

1

индивидуальная

8

1.Развитие речи. Тема: «Взаимодействие», «Я –ты», «Лови –кати»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Пластилинография

1

индивидуальная

9

1.Развитие речи. Тема: «Взаимодействие» «Я-ты», «мы ласковые»;

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Логоритмика.

1

индивидуальная

10

1.Развитие речи. Тема «Общение». «Посмотри, послушай, покажи, скажи»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

11

1.Развитие речи. Тема: «Игрушки» «Посмотри, послушай, скажи»

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Песочная терапия

1

индивидуальная

12

1.Развитие речи. Тема: «Игрушки», «Посмотри, послушай, покажи где?»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Пластилинография

1

индивидуальная

13

1.Развитие речи. Тема: «Пирамидки. Много. мало.»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Логоритмика.

1

индивидуальная

14

1.Развитие речи. Тема: «Игрушки. Большой-маленький»

2.Пальчиковая гимнастика.

 

1

индивидуальная

15

1.Развитие речи. Тема: «Цвета. Красный, желтый.»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

16

1.Развитие речи. Тема: «Лицо» «Покажи и назови части лица» «Глаза», «Лоб»

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Песочная терапия

1

индивидуальная

17

1.Развитие речи. Тема: «Лицо» «Умывание» , «Покажи и назови», «Нос», «Щеки»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Пластилинография

 

1

индивидуальная

18

1.Развитие речи. Тема: «Лицо», «Уши»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Логоритмика.

1

индивидуальная

19

1.Развитие речи. Тема: «Лицо», «волосы», «шея»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

20

1.Развитие речи. Обобщение по теме: «Лицо» «глаз нос, рот, лицо»

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Песочная терапия

1

индивидуальная

21

1.Развитие речи. Тема: «Части тела» «Руки, ноги, голова»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Пластилинография

 

1

индивидуальная

22

1.Развитие речи. Тема: «Части тела», «Спина, живот, шея»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Логоритмика.

1

индивидуальная

23

1.Развитие речи. Тема: «Части тела» «Спина, голова, живот»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

24

1.Развитие речи. Тема: «Обобщение темы части тела человека»

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Песочная терапия

1

индивидуальная

25

1.Развитие речи. Тема: «Части тела животных»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Пластилинография

1

индивидуальная

26

1.Развитие речи. Тема: «Части тела птиц»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Логоритмика.

1

индивидуальная

27

1.Развитие речи. Тема: «Части тела насекомых и примыкающих»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

28

1.Развитие речи. Тема: «Обобщение части тела человека, животных, насекомых»

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Песочная терапия

 

1

индивидуальная

29

1.Развитие речи. Тема: «Продукты питания»

«хлеб», «молоко», «картошка», «Чай», «Сок»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Пластилинография

1

индивидуальная

30

1.Развитие речи. Тема: «Продукты питания» «макароны», «рис», «гречка», «горох», «Посуда»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Логоритмика.

1

индивидуальная

31

1.Развитие речи. Тема: «Продукты питания» «десерт, торт, конфеты, печенье», «Посуда»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

32

1.Развитие речи. Тема: «Продукты питания: мясо, котлета, сосиска, колбаса», «Посуда»

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Песочная терапия

 

1

индивидуальная

33

1.Развитие речи. Тема: «Обобщение темы продуктов питания» «Посуда»

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Логоритмика.

 

1

индивидуальная

34

1.Развитие речи. Тема: «Посуда», «много –мало».

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

35

1.Развитие речи. Подведение итогов. Обобщение темы: «Продукты питания», «Посуда».

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Песочная терапия

 

1

индивидуальная

Диагностическое обследование.

- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;

- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);

- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.9. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОГРАММЫ «ВЗЯВЩИСЬ ЗА РУКИ»

Коррекционно –развивающий альбом №2

для детей с легкой степенью УО с РАС

 

Коррекционно-развивающие занятия по Альбому №2

1 раздел. Диагностическое обследование – 3 ч.

- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;

- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);

- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).

Использование Программы «Взявшись за руки», оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства).

 

2 раздел. Развитие речи. Выразительное чтение. Рассказы по картинке 10ч.

Навыки социального взаимодействия со взрослыми:

умение имитировать действия взрослого;

умение следовать простым указаниям другого человека, выполнять

просьбы;

выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка

времени;

умение поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание.

Формирование навыка следовать установленным правилам.

формировать навыки развития речи, уметь говорить, отвечать на вопросы и составлять рассказ по картинке: «Родились у нас котята», «Барабан», «Зина», «фонарик», «кораблик» и т.д. Способствующие обогащению словарного запаса и формирования фразовой речи.

3 раздел. Развитие познавательной сферы: памяти внимания, мышления ч.10

Изучение, закрепление темы: «Овощи нашего огорода».

Изучение, закрепление темы: «Фрукты в нашем саду»;

Изучение, закрепление темы: «Ягоды лесные и садовые»;

Изучение темы «Грибы нашего леса»;

Изучение и закрепление темы «Деревья хвойные и лиственные»;

Изучение и закрепление темы: «Цвет луговые, лесные, садовые, домашние»

Изучение темы времена года «Зима»

Изучение темы времена года «Весна»

Изучение темы времена года «Лето»

Изучение темы времена года «Осень»;

Изучение времени суток «Утро»

Изучение времени суток «День»;

Изучение времени суток «Вечер»;

Изучение времени суток «ночь»;

Изучение погодных явлений «Снег, дождь, гроза»;

4 раздел. Развитие мелкой моторики рук и двигательной сферы

5.Сенсорное развитие и коммуникация – 10ч.

Базовые коммуникативные функции:

навыки выражения просьбы, требования;

навыки социальной ответной реакции;

навыки комментирования;

навыки сообщения информации;

навыки запроса информации.

Социоэмоциональные навыки:

навыки выражения эмоций и чувств.

5 раздел. Итоговое диагностирование - 2 ч.

Заполнение опросников по оценке коммуникативных навыков и уровня

сформированности представлений о себе у ребенка.

Коррекция дезадаптивного поведения

Агрессия;

Самоагрессия (членовредительство);

Повторяющиеся действия (стереотипии);

Ритуалы;

Деструктивное поведение;

Вспышки гнева;

Импульсивное поведение;

Общественно неприемлемое поведение.

Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при

обучении детей с РАС – это ярко выраженное дезадаптивное поведение.

Дезадаптивное поведение – это социально неприемлемые формы поведения, которые препятствуют интеграции человека в общество.

Наличие такого поведения у детей с РАС в значительной степени мешает

процессу их адаптации к условиям ОУ, делает невозможным освоение ими

адаптированной программы, «срывает» образовательный процесс, препятствует формированию адекватных связей с окружающими людьми. Поэтому, если у ребенка с РАС проявляется такое поведение, то его коррекция становится приоритетной задачей специалистов психолого-педагогического сопровождения. Виды дезадаптивного поведения, как и частота его проявления отличаются своей индивидуальностью и зависят от многих факторов. Кроме того, каждый вид дезадаптивного поведения может быть разной интенсивности.

Поэтому, коррекция дезадаптивного поведения не выделяется как отдельное направление коррекционной работы, а вносится в остальные блоки коррекционноразвивающей программы и проводится по мере необходимости

В программе «Взявшись за руки» на коррекцию дезадаптивного поведения отводится 10 часов. В случаях увеличения частоты проявления или появления новых видов дезадаптивного поведения педагог-дефектолог может организовывать работу по его коррекции в ходе освоения других блоков программы.

 

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Коррекционно –развивающие занятия по альбому №2

 

Учебных недель

Тема занятия

Количество часов

Форма работы

Диагностическое обследование.

- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;

- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);

- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).

 

1

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Родились у нас котята».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы: «Овощи нашего огорода».

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

2

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Барабан».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы: «Овощи нашего огорода».

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

3

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Зина».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы: «Овощи нашего огорода».

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

4

1. Развитие речи. Работа по стихотворенью «Фонарик».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Овощи нашего огорода».

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

5

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Кораблик».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы: «Фрукты в нашем саду»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

6

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Бычок».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы: «Фрукты в нашем саду»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

7

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Игрушки».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы: «Фрукты в нашем саду»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

8

1. Развитие речи. Работа по стихотворенью «Лягушата».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Фрукты в нашем саду»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

9

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Дело было в январе».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы: «Ягоды лесные и садовые»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

10

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Гуси-лебеди».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы: «Ягоды лесные и садовые»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

11

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Зайка».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы: «Ягоды лесные и садовые»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

12

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Козленок».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Ягоды лесные и садовые»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

13

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Сторож».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы «Грибы нашего леса»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

14

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Башмачки».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы «Грибы нашего леса»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

15

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Кто как кричит».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы «Грибы нашего лес

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

16

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Любочка».

2.Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Грибы нашего леса»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

17

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Котенок».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы «Деревья хвойные и лиственные»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

18

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Рыжик».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы «Деревья хвойные и лиственные»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

19

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Помощница».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы «Деревья хвойные и лиственные»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

20

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Тучка и жучка».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Деревья хвойные и лиственные»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

21

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Рано утром».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы: «Цвет луговые, лесные, садовые, домашние»

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

 

1

индивидуальная

22

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Теленок».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы: «Цвет луговые, лесные, садовые, домашние»

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

23

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Гусь».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы: «Цвет луговые, лесные, садовые, домашние»

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

24

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Кошка».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Цвет луговые, лесные, садовые, домашние»

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

25

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Кот».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы времена года «Зима»

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

26

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Хрюшка».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы времена года «Весна»

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

27

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Лошадка».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы времена года «Лето»

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

28

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Воробей».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы времена года «Осень»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

29

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Огурец».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение времени суток «Утро»

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

 

1

индивидуальная

30

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Мой пес».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение времени суток «День»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

31

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Фрукты».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение времени суток «Вечер»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

32

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Автобус».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение времени суток «Ночь»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

33

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Жираф».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение погодных явлений «Снег»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

34

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Совята».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение погодных явлений «дождь»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

35

1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Слон».

2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.

3.Развитие познавательной сферы. Изучение погодных явлений «гроза»;

4.Двигательные упражнения с мячом.

5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.

 

1

индивидуальная

Диагностическое обследование.

- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;

- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);

- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 1.Система оценки результатов освоения программы

При оценке результатов освоения программы обучающимися требуется учёт особых образовательных потребностей и личностных особенностей, обучающихся и предполагает: учет текущего психического и соматического состояния ребенка, адаптацию предлагаемого ребенку материала; упрощение инструкций и формы предъявления (использование доступных ребенку форм вербальной и невербальной коммуникации); оказание необходимой дозированной помощи.

При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных тем и даже разделов программы, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

С целью отслеживания успешности овладения обучающимся содержанием программы используются:

Формы контроля: наблюдение, беседа, игры-занятия. Данные формы контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам программы.

Оценочные материалы. Для оценки уровня сформированности представлений о себе используется опросник «Оценка уровня сформированности представлений о себе у детей с РАС

(см. Приложение 2).

Для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и определения целей обучения используйте опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002)

(см. Приложение 3). Для проведения оценки эффективности работы по коррекции дезадаптивного поведения применяются методы наблюдения за поведением с использованием параметров оценки поведения (Шаповалова, 2015) (см. Приложение 4).

Используемые методы отслеживания успешности овладения обучающимся содержанием программы:

-психолого-педагогическое наблюдение;

-беседа (с родителями и ребёнком);

-психолого-педагогический анализ результатов диагностики, тестирования,

-бесед, выполнения игровых заданий;

-мониторинг: карты оценки результатов психолого-педагогического

-обследования, дневники наблюдений родителей, ведение журнала учёта;

-анализ продуктов деятельности ребёнка.

Проводится статистика посещаемости занятий, анализ итоговых достижений.

Методики обследования. Используется диагностическая методика Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития VB-MAPP (Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М., УМК «Психология», 2003.)

2. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.

3. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. – 95 с.

4. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. // Аутизм: методические рекомендации по психологопедагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2001. – С. 102 – 131.

5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.

6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методическая разработка – Изд.3-е. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с.

7. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 240 с.

8. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС.М.: Оперант, 2015. 355 с.

9. Солдатенкова Е.Н., Федоренко Н.Л., Хилько А.В. Развитие представлений о себе как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра.//

Аутизм и нарушения развития. -2009. - №1. – с.13-26

10. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях. Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина / Под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 56 с.

11. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб.: Питер. – 2002.23

12. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. – 2004. – №4. – С. 69 – 74.

13. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. – 2004. –№3. – С. 18 – 24.

14. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе //Дети с проблемами в развитии. – 2005. – №1. – С. 29 – 30.

15. Хаустов А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом Современные тенденции специальной педагогики и

психологии. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции. –Самара, 2003. – с. 408 – 410.

16. Хаустов А.В., Волосовец Т.В. Формирование коммуникативных навыков у

дошкольников с детским аутизмом // Логопедия. – 2005. – №1(7). – С. 70 – 74.

17. Хаустов А.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом // Практическая психология и логопедия. – 2005. – №5-6 (16,17). – С. 9–15.

18. Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного

формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2005. - №4. – С. 34-40.

19. Хаустов А.В. Организация процесса работы с ребенком в домашних условиях //

Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма.

Методическое пособие для родителей // Под ред. Касаткина В.Н. – М., 2006. – 108 с.

20. Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими

нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. – М.: РОО «Образование и здоровье». – 2008. – С. 208 – 235.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×