ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ с РАС (РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА) «ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ» | Вахтомина Анастасия Николаевна. Работа №352756. Номер работы: №352756
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для детей с аутистическим спектром «Взявшись за руки», ориентирована на детей в возрасте от трех до восьми лет и реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа разработана на основании нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
Программа «Взявшись за руки», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Индивидуальная, коррекционно развивающая программа для детей с РАС, обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей дошкольного возраста. Коррекционная деятельность включает психолого-педагогическую, дефектологическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, ОУпредставляющему собой совокупность обязательных требований к образованию.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ с РАС (РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА)
«ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ»
Автор программы: педагог –психолог
МАОУ Упоровской СОШ
Анастасия Николаевна Вахтомина
2024г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Аннотация к программе.
3
1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
9
1.2 Нормативно-правовые основания программы
11
1.3 Цель и задачи программы
12
1.4 Принципы программы
13
1.5 Планируемые результаты
14
1.6 Содержание
16
1.7 Календарно-тематическое планирование с тяжелой, средней степенью УО детей РАС. №1
18
1.8 Календарно-тематическое планирование с легкой степенью УО детей РАС №2
23
2.1 Система оценки результатов
35
3.Список литературы
37
АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для детей с аутистическим спектром «Взявшись за руки», ориентирована на детей в возрасте от трех до восьми лет и реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа разработана на основании нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
Программа «Взявшись за руки», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Индивидуальная, коррекционно развивающая программа для детей с РАС, обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей дошкольного возраста. Коррекционная деятельность включает психолого-педагогическую, дефектологическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, ОУпредставляющему собой совокупность обязательных требований к образованию.
Программа, «Взявшись за руки» направлена:
- разностороннее развитие детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их речевом развитии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей видов деятельности;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного, речевого развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с РАС.
В программе учитываются:
· индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
· возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку, определяет е цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы для ребёнка с РАС создана с целью социализации, обучения, воспитания ребенка дошкольного возраста, страдающего расстройством аутистического спектра.
Задачами деятельности, реализующей программы для ребёнка с РАС являются:
- оказывать комплексную психолого-педагогическую и социальную помощи детям, страдающим аутизмом, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении Программы «Взявшись за руки»;
- осуществлять индивидуально - ориентированную педагогическую, психологическую, социальную помощь детям, а также семье, в которой они воспитываются;
- проектировать социальную ситуацию развития ребёнка с РАС и развивающую предметно- пространственную среду, обеспечивающую позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности;
-содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья ребёнка, в том числе их эмоциональному благополучию;
-обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
-создавать благоприятные условия развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
-формировать общую культуру личности ребёнка, развивать его социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности;
-формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка с РАС;
-обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка;
-обеспечивать преемственность целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Программа «Взявшись за руки» направлена на:
v компенсацию дефицита, возникшего вследствие специфики развития ребенка;
v реализацию потребностей ребёнка в развитии и адаптации в социуме;
v активное включение всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения (педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (законные представители).
v создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
v создание условий сохранения и укрепления здоровья ребенка с РАС, разностороннего развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
v своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с РАС, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе;
v создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации ребёнка с РАС.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в 5 образовательных областях (ОО):
v социально-коммуникативное развитие;
v познавательное развитие;
v речевое развитие;
v художественно-эстетическое развитие;
v физическое развитие.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, которые делятся на общие и специфические. Основная идея Программы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.
В Содержательном разделе представлены:
- описание коррекционной работы и деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с РАС в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с РАС, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
- программа коррекционно-развивающей работы, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития детей с РАС;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно- развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей в общество.
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС состоят в необходимости индивидуально-дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания занятий, циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетов возможностей конкретной группы и каждого ребенка.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с РАС в возрасте от 3 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Диагностическая работа включает:
- выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) при освоении основной образовательной программы;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС), выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы и личностных особенностей ребенка;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого- педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) с учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) методик, методов и приемов обучения и организацию, и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферы;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС), единых для всех участников воспитательно- образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС); -консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).
Общий объем программы для детей с РАС, которая должна быть реализована в ДОУ, планируется в соответствии с возрастом воспитанников, уровнем их речевого развития, спецификой дошкольного образования для данной категории детей.
Основной формой работы в рамках реализации программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
В Организационном разделе Программы представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня воспитанников, особенности мероприятий, праздников и событий, особенности развивающей предметно- пространственной среды. Создание специальных условий обучения и воспитания детей с РАС
В ДОУ созданы специальные условия получения образования детьми с РАС.
создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности детей с РАС;
использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных);
реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательных организаций при реализации программы;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с педагогом – психологом, дефектологом;
обеспечение эффективного планирования и реализации в ДОУ образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей с РАС, режимных моментов с использованием вариативных форм работы.
Такой системный подход к пониманию специальных условий образования, обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими РАС, позволяет оптимально решить задачи их обучения и воспитания в дошкольном возрасте.
Программа «Взявшись за руки», дошкольного образования является актуальной и необходимой для работы в учреждении, отражает современные подходы к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с РАС.
Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе, детей с РАС, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Расстройство аутистического спектра (РАС) являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков.
Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей.
РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Аутистические расстройства выступают всё более значимой социальной проблемой, касающейся самых разных категорий детей. В связи с этим в настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения
(искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. У
многих детей диагностируется умеренная и тяжёлая умственная отсталость,
вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное.
Направленность (профиль) программы «Взявшись за руки» – коррекционно-развивающая индивидуально-ориентированная. Программа направлена на формирование упорядоченных представлений о себе и своем социальном окружении, базовых учебных и коммуникативных навыков, дающих возможность самостоятельно решать повседневные практические ситуации на основе имеющегося опыта, сформированных знаний и навыков.
Актуальность программы
Расстройства аутистического спектра относятся к первазивным (всепроникающим) нарушениям. Это означает, что для детей с РАС характерны нарушения практически во всех областях развития, при формировании различных психических функций и навыков.
В соответствии с классификацией психического дизонтогенеза В.В. Лебединского, расстройства аутистического спектра относятся к искаженному
варианту развития. Это означает, что одной из основных особенностей детей с аутизмом является асинхрония, неравномерность в развитии.
Критериями диагностики этой своеобразной аномалии развития являются: нарушение социального взаимодействия и контактов с окружающим миром (нередко нарушение общения даже с родными людьми, особенно со сверстниками); специфические эмоциональные, интеллектуальные и речевые расстройства в сочетании со своеобразным стереотипным поведением. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и в разной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека.
Программа «Взявшись за руки» направлена на коррекцию нарушений в сфере коммуникации и социального взаимодействия, устранение социально неприемлемых форм поведения (дезадаптивное поведение) у детей с РАС, осложненными умственной отсталостью в возрасте 3 – 8 лет, т. е. в дошкольный период и период подготовки к обучению в школе (или) обучения в начальной школе.
Особенности программы
Программа носит коррекционно-развивающий характер, является основой,
позволяющей формировать первоначальные учебные навыки, базовые
коммуникативные навыки, упорядоченные представления о себе и ближайшем
социальном окружении. Данные навыки способствуют более успешной социальной адаптации ребенка с нарушениями развития.
Программа представляет собой единую систему, состоящую из нескольких
этапов работы:
- диагностический;
- коррекционно-развивающий;
- аналитический.
Каждый этап имеет свои задачи, содержание и методы работы.
Возрастные ограничения данной программы могут быть расширены с учетом
уровня актуального развития ребенка. Сложность, содержание и объем материала практических занятий зависит от особенностей познавательного развития ребенка, состояния эмоционально-волевой сферы.
Реализация данной программы предназначена для детей с РАС, осложненными тяжелой, средней и легкой умственной отсталостью в возрасте 3-5 лет и детей с РАС, осложненными умеренной умственной отсталостью в возрасте 6-8 лет.
Объем программы: общее количество в год –35 часов.
Форма организации: индивидуальная, очная.
Методы обучения: игры, упражнения, беседа, чтение,
моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление.
Тип занятий: комбинированный, практический, диагностический.
Форма проведения занятия: наблюдение, беседа, практическое занятие,
занятие-игра.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 занятие в неделю. Общая продолжительность занятия – 15-20 минут.
1.2 Нормативно-правовые основания программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р
«План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей».
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
1.3 Цель и задачи программы
Цель: формирование упорядоченных представлений о себе и своем социальном окружении, навыков коммуникации, стереотипа учебного поведения и умений применять их в повседневной жизни.
Задачи программы:
Формирование стереотипа учебного поведения;
Формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков
имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
Формирование дефицитарных учебных навыков;
Формирование упорядоченных представлений о себе и окружающем мире;
Формирование коммуникативной мотивации;
Формирование вербальных средств коммуникации;
Формирование невербальных средств коммуникации;
Формирование умения «выступать» в различных коммуникативных ролях:
«говорящего» и «слушающего»;
Закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;
Коррекция нежелательных форм поведения;
Коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным
материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации,
внимания и т.д.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
Принцип оптимистического подхода:
при организации развивающей ситуации является необходимым со стороны педагога поощрение ситуативных достижений ученика в различных видах детской деятельности, что является операциональной составляющей формирования интегративных качеств личности несовершеннолетнего;
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития:
работа с учащимися строится на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, на основе понимания значения полноценного проживания последовательных возрастных стадий;
Принцип деятельностного подхода:
психофизиологическое развитие обучающего определяется его активностью в рамках ведущей для возраста деятельности;
Принцип дифференциации и индивидуализации:
создание условий для развития способностей каждого ученика и своевременной коррекции проблем в его развитии;
Принцип единства коррекции и развития:
целенаправленная коррекционная работа осуществляется с опорой на клинико-психолого-педагогический анализ внутренних и внешних условий развития ученика, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;
Принцип единства диагностики и коррекции:
коррекционные мероприятия сопровождаются постоянной фиксацией происходящих изменений (качественных и количественных) в состоянии и развитии несовершеннолетнего;
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации:
система коррекционной работы нацелена на компенсацию нарушений в развитии, на реабилитацию и социальную адаптацию учащихся с РАС;
принцип интеграции и координации
: организация согласованной работы всех субъектов в системе «педагоги-дети-родители».
Планируемые результаты освоения Программы
«Взявшись за руки»
«Познавательная деятельность»:
Дети должны научиться:
•воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
• различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий -горький, горячий - холодный;
•воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой— маленький, горячий — холодный, кубик - шарик);
•сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
•дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех);
•складывать разрезную картинку из двух частей;
•учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности
(шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький —для маленькой);
•дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).
По разделу «Тонкая моторика»
Дети должны научиться:
•выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;
• соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнить по просьбе взрослого 2—3 знакомые игры);
•показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;
•выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого по подражанию (поиграй на пианино);
•захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
•проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
По разделу «Самообслуживание»
Дети должны научиться:
•проситься на горшок;
•самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок;
•не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами;
•мыть руки;
•пользоваться своим полотенцем;
•самостоятельно вытирать руки;
•садиться за стол на свое место;
•не есть руками, не пить из тарелки;
•не наполнять ложку руками;
•вытирать рот и руки салфеткой;
•не выходить из-за стола, не окончив еды;
•знать свой шкафчик для одежды;
•снимать колготки самостоятельно и надевать их с помощью воспитателя или няни;
•самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, шапку, обувь;
•аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место;
•пользоваться помощью взрослого и благодарить за оказанную помощь.
1.6 Содержание программы
1.4.1 Учебный план.
Коррекционно-развивающие занятия по Альбому №1
1 раздел. Диагностическое обследование – 3 ч.
- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;
- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);
- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).
Использование Программы «Взявшись за руки», оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства).
2 раздел. Формирование стереотипа учебного поведения – 10 ч.
Навыки социального взаимодействия со взрослыми:
умение имитировать действия взрослого;
умение следовать простым указаниям другого человека, выполнять
просьбы;
выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка
времени;
умение поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание.
Формирование навыка следовать установленным правилам.
3 раздел. Формирование представлений о себе и своем социальном
окружении – 30 ч. (Альбом№1 Коррекционно-развивающих занятий)
«Это я»:
Формирование зрительного представления о структуре своего тела;
Формирование представлений о границах своего тела;
Формирование понятий о функциональном назначении тела;
Формирование примитивной половозрастной идентификации;
«Моя семья»:
Формирование представлений об отдельных членах семьи и особенностях
их взаимоотношений с ребенком;
Формирование целостного образа семьи и ее значение для ребенка;
«Мои чувства»:
Формирование первичных представлений об эмоциях;
Формирование социально приемлемых способов выражения эмоций;
«Мир вокруг меня»:
Формирование представлений о социальном окружении ребенка;
Обучение адекватным формам поведения в ситуациях социального
взаимодействия.
4 раздел. Навыки функциональной коммуникации – 20ч.
Базовые коммуникативные функции:
навыки выражения просьбы, требования;
навыки социальной ответной реакции;
навыки комментирования;
навыки сообщения информации;
навыки запроса информации.
Социоэмоциональные навыки:
навыки выражения эмоций и чувств.
5 раздел. Итоговое диагностирование - 2 ч.
1.7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ «ВЗЯВЩИСЬ ЗА РУКИ»
Коррекционно –развивающий альбом №1
для детей с тяжелой, средней степенью УО с РАС
Учебных недель
Тема занятия
Количество часов
Форма работы
Диагностическое обследование.
- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;
- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);
- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).
1
1.Развитие речи. Тема: «Общение», «Ладушки», «Существительные в речи»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Логоритмика.
1
индивидуальная
2
1.Развитие речи. Тема: «Общение», «Гули-гули» «Глагол в речи»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Аква-терапия.
1
индивидуальная
3
1.Развитие речи. Тема: «Образ Я», «Мальчик», «Имя»
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Песочная терапия
1
индивидуальная
4
1.Развитие речи. Тема: «Прятки», «Покажи и скажи»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Пластилинография.
1
индивидуальная
5
1.Развитие речи. Тема: «Имя собственное»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Логоритмика.
1
индивидуальная
6
1.Развитие речи. Тема: «Взаимодействие», «Глаголы»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Аква-терапия.
1
индивидуальная
7
1.Развитие речи. Тема: «Взаимодействие» «Понимание глаголов в действии»
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Песочная терапия
1
индивидуальная
8
1.Развитие речи. Тема: «Взаимодействие», «Я –ты», «Лови –кати»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Пластилинография
1
индивидуальная
9
1.Развитие речи. Тема: «Взаимодействие» «Я-ты», «мы ласковые»;
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Логоритмика.
1
индивидуальная
10
1.Развитие речи. Тема «Общение». «Посмотри, послушай, покажи, скажи»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Аква-терапия.
1
индивидуальная
11
1.Развитие речи. Тема: «Игрушки» «Посмотри, послушай, скажи»
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Песочная терапия
1
индивидуальная
12
1.Развитие речи. Тема: «Игрушки», «Посмотри, послушай, покажи где?»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Пластилинография
1
индивидуальная
13
1.Развитие речи. Тема: «Пирамидки. Много. мало.»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Логоритмика.
1
индивидуальная
14
1.Развитие речи. Тема: «Игрушки. Большой-маленький»
2.Пальчиковая гимнастика.
1
индивидуальная
15
1.Развитие речи. Тема: «Цвета. Красный, желтый.»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Аква-терапия.
1
индивидуальная
16
1.Развитие речи. Тема: «Лицо» «Покажи и назови части лица» «Глаза», «Лоб»
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Песочная терапия
1
индивидуальная
17
1.Развитие речи. Тема: «Лицо» «Умывание» , «Покажи и назови», «Нос», «Щеки»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Пластилинография
1
индивидуальная
18
1.Развитие речи. Тема: «Лицо», «Уши»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Логоритмика.
1
индивидуальная
19
1.Развитие речи. Тема: «Лицо», «волосы», «шея»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Аква-терапия.
1
индивидуальная
20
1.Развитие речи. Обобщение по теме: «Лицо» «глаз нос, рот, лицо»
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Песочная терапия
1
индивидуальная
21
1.Развитие речи. Тема: «Части тела» «Руки, ноги, голова»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Пластилинография
1
индивидуальная
22
1.Развитие речи. Тема: «Части тела», «Спина, живот, шея»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Логоритмика.
1
индивидуальная
23
1.Развитие речи. Тема: «Части тела» «Спина, голова, живот»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Аква-терапия.
1
индивидуальная
24
1.Развитие речи. Тема: «Обобщение темы части тела человека»
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Песочная терапия
1
индивидуальная
25
1.Развитие речи. Тема: «Части тела животных»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Пластилинография
1
индивидуальная
26
1.Развитие речи. Тема: «Части тела птиц»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Логоритмика.
1
индивидуальная
27
1.Развитие речи. Тема: «Части тела насекомых и примыкающих»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Аква-терапия.
1
индивидуальная
28
1.Развитие речи. Тема: «Обобщение части тела человека, животных, насекомых»
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Песочная терапия
1
индивидуальная
29
1.Развитие речи. Тема: «Продукты питания»
«хлеб», «молоко», «картошка», «Чай», «Сок»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Пластилинография
1
индивидуальная
30
1.Развитие речи. Тема: «Продукты питания» «макароны», «рис», «гречка», «горох», «Посуда»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Логоритмика.
1
индивидуальная
31
1.Развитие речи. Тема: «Продукты питания» «десерт, торт, конфеты, печенье», «Посуда»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Аква-терапия.
1
индивидуальная
32
1.Развитие речи. Тема: «Продукты питания: мясо, котлета, сосиска, колбаса», «Посуда»
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Песочная терапия
1
индивидуальная
33
1.Развитие речи. Тема: «Обобщение темы продуктов питания» «Посуда»
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Логоритмика.
1
индивидуальная
34
1.Развитие речи. Тема: «Посуда», «много –мало».
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Аква-терапия.
1
индивидуальная
35
1.Развитие речи. Подведение итогов. Обобщение темы: «Продукты питания», «Посуда».
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Песочная терапия
1
индивидуальная
Диагностическое обследование.
- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;
- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);
- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).
1.9. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ «ВЗЯВЩИСЬ ЗА РУКИ»
Коррекционно –развивающий альбом №2
для детей с легкой степенью УО с РАС
Коррекционно-развивающие занятия по Альбому №2
1 раздел. Диагностическое обследование – 3 ч.
- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;
- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);
- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).
Использование Программы «Взявшись за руки», оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства).
2 раздел. Развитие речи. Выразительное чтение. Рассказы по картинке 10ч.
Навыки социального взаимодействия со взрослыми:
умение имитировать действия взрослого;
умение следовать простым указаниям другого человека, выполнять
просьбы;
выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка
времени;
умение поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание.
Формирование навыка следовать установленным правилам.
формировать навыки развития речи, уметь говорить, отвечать на вопросы и составлять рассказ по картинке: «Родились у нас котята», «Барабан», «Зина», «фонарик», «кораблик» и т.д. Способствующие обогащению словарного запаса и формирования фразовой речи.
3 раздел. Развитие познавательной сферы: памяти внимания, мышления ч.10
Изучение, закрепление темы: «Овощи нашего огорода».
Изучение, закрепление темы: «Фрукты в нашем саду»;
Изучение, закрепление темы: «Ягоды лесные и садовые»;
Изучение темы «Грибы нашего леса»;
Изучение и закрепление темы «Деревья хвойные и лиственные»;
Изучение и закрепление темы: «Цвет луговые, лесные, садовые, домашние»
Изучение темы времена года «Зима»
Изучение темы времена года «Весна»
Изучение темы времена года «Лето»
Изучение темы времена года «Осень»;
Изучение времени суток «Утро»
Изучение времени суток «День»;
Изучение времени суток «Вечер»;
Изучение времени суток «ночь»;
Изучение погодных явлений «Снег, дождь, гроза»;
4 раздел. Развитие мелкой моторики рук и двигательной сферы
5.Сенсорное развитие и коммуникация – 10ч.
Базовые коммуникативные функции:
навыки выражения просьбы, требования;
навыки социальной ответной реакции;
навыки комментирования;
навыки сообщения информации;
навыки запроса информации.
Социоэмоциональные навыки:
навыки выражения эмоций и чувств.
5 раздел. Итоговое диагностирование - 2 ч.
Заполнение опросников по оценке коммуникативных навыков и уровня
сформированности представлений о себе у ребенка.
Коррекция дезадаптивного поведения
Агрессия;
Самоагрессия (членовредительство);
Повторяющиеся действия (стереотипии);
Ритуалы;
Деструктивное поведение;
Вспышки гнева;
Импульсивное поведение;
Общественно неприемлемое поведение.
Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при
обучении детей с РАС – это ярко выраженное дезадаптивное поведение.
Дезадаптивное поведение – это социально неприемлемые формы поведения, которые препятствуют интеграции человека в общество.
Наличие такого поведения у детей с РАС в значительной степени мешает
процессу их адаптации к условиям ОУ, делает невозможным освоение ими
адаптированной программы, «срывает» образовательный процесс, препятствует формированию адекватных связей с окружающими людьми. Поэтому, если у ребенка с РАС проявляется такое поведение, то его коррекция становится приоритетной задачей специалистов психолого-педагогического сопровождения. Виды дезадаптивного поведения, как и частота его проявления отличаются своей индивидуальностью и зависят от многих факторов. Кроме того, каждый вид дезадаптивного поведения может быть разной интенсивности.
Поэтому, коррекция дезадаптивного поведения не выделяется как отдельное направление коррекционной работы, а вносится в остальные блоки коррекционноразвивающей программы и проводится по мере необходимости
В программе «Взявшись за руки» на коррекцию дезадаптивного поведения отводится 10 часов. В случаях увеличения частоты проявления или появления новых видов дезадаптивного поведения педагог-дефектолог может организовывать работу по его коррекции в ходе освоения других блоков программы.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Коррекционно –развивающие занятия по альбому №2
Учебных недель
Тема занятия
Количество часов
Форма работы
Диагностическое обследование.
- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;
- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);
- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).
1
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Родились у нас котята».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы: «Овощи нашего огорода».
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
2
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Барабан».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы: «Овощи нашего огорода».
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
3
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Зина».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы: «Овощи нашего огорода».
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
4
1. Развитие речи. Работа по стихотворенью «Фонарик».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Овощи нашего огорода».
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
5
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Кораблик».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы: «Фрукты в нашем саду»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
6
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Бычок».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы: «Фрукты в нашем саду»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
7
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Игрушки».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы: «Фрукты в нашем саду»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
8
1. Развитие речи. Работа по стихотворенью «Лягушата».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Фрукты в нашем саду»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
9
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Дело было в январе».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы: «Ягоды лесные и садовые»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
10
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Гуси-лебеди».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы: «Ягоды лесные и садовые»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
11
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Зайка».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы: «Ягоды лесные и садовые»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
12
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Козленок».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Ягоды лесные и садовые»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
13
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Сторож».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы «Грибы нашего леса»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
14
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Башмачки».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы «Грибы нашего леса»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
15
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Кто как кричит».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы «Грибы нашего лес
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
16
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Любочка».
2.Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Грибы нашего леса»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
17
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Котенок».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы «Деревья хвойные и лиственные»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
18
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Рыжик».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы «Деревья хвойные и лиственные»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
19
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Помощница».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы «Деревья хвойные и лиственные»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
20
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Тучка и жучка».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Деревья хвойные и лиственные»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
21
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Рано утром».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы: «Цвет луговые, лесные, садовые, домашние»
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
22
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Теленок».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Закрепление темы: «Цвет луговые, лесные, садовые, домашние»
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
23
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Гусь».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Обобщение темы: «Цвет луговые, лесные, садовые, домашние»
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
24
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Кошка».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Проверь себя, как ты запомнил: «Цвет луговые, лесные, садовые, домашние»
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
25
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Кот».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы времена года «Зима»
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
26
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Хрюшка».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы времена года «Весна»
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
27
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Лошадка».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы времена года «Лето»
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
28
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Воробей».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение темы времена года «Осень»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
29
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Огурец».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение времени суток «Утро»
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
30
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Мой пес».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение времени суток «День»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
31
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Фрукты».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение времени суток «Вечер»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
32
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Автобус».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение времени суток «Ночь»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
33
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Жираф».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение погодных явлений «Снег»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
34
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Совята».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение погодных явлений «дождь»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
35
1.Развитие речи. Работа по стихотворенью «Слон».
2. Развитие мелкой моторики рук. Работа с бланком.
3.Развитие познавательной сферы. Изучение погодных явлений «гроза»;
4.Двигательные упражнения с мячом.
5. Сенсорные упражнения. Аква-терапия.
1
индивидуальная
Диагностическое обследование.
- Шкала CARS для определения признаков аутизма у детей от 2 до 6 лет;
- Диагностическое обследование по тесту ASSQ (6-16 лет);
- Протокол педагогического обследования по (Дьяченко, Лаврентьева, Лисина, Мухина, Обухова).
2. 1.Система оценки результатов освоения программы
При оценке результатов освоения программы обучающимися требуется учёт особых образовательных потребностей и личностных особенностей, обучающихся и предполагает: учет текущего психического и соматического состояния ребенка, адаптацию предлагаемого ребенку материала; упрощение инструкций и формы предъявления (использование доступных ребенку форм вербальной и невербальной коммуникации); оказание необходимой дозированной помощи.
При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных тем и даже разделов программы, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
С целью отслеживания успешности овладения обучающимся содержанием программы используются:
Формы контроля: наблюдение, беседа, игры-занятия. Данные формы контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам программы.
Оценочные материалы. Для оценки уровня сформированности представлений о себе используется опросник «Оценка уровня сформированности представлений о себе у детей с РАС
(см. Приложение 2).
Для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и определения целей обучения используйте опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002)
(см. Приложение 3). Для проведения оценки эффективности работы по коррекции дезадаптивного поведения применяются методы наблюдения за поведением с использованием параметров оценки поведения (Шаповалова, 2015) (см. Приложение 4).
Используемые методы отслеживания успешности овладения обучающимся содержанием программы:
-психолого-педагогическое наблюдение;
-беседа (с родителями и ребёнком);
-психолого-педагогический анализ результатов диагностики, тестирования,
-бесед, выполнения игровых заданий;
-мониторинг: карты оценки результатов психолого-педагогического
-обследования, дневники наблюдений родителей, ведение журнала учёта;
-анализ продуктов деятельности ребёнка.
Проводится статистика посещаемости занятий, анализ итоговых достижений.
Методики обследования. Используется диагностическая методика Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития VB-MAPP (Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М., УМК «Психология», 2003.)
2. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. – 95 с.
4. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. // Аутизм: методические рекомендации по психологопедагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2001. – С. 102 – 131.
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методическая разработка – Изд.3-е. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с.
7. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 240 с.
8. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС.М.: Оперант, 2015. 355 с.
9. Солдатенкова Е.Н., Федоренко Н.Л., Хилько А.В. Развитие представлений о себе как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра.//
Аутизм и нарушения развития. -2009. - №1. – с.13-26
10. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях. Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина / Под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 56 с.
11. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб.: Питер. – 2002.23
12. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. – 2004. – №4. – С. 69 – 74.
13. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. – 2004. –№3. – С. 18 – 24.
14. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе //Дети с проблемами в развитии. – 2005. – №1. – С. 29 – 30.
15. Хаустов А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом Современные тенденции специальной педагогики и
психологии. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции. –Самара, 2003. – с. 408 – 410.
16. Хаустов А.В., Волосовец Т.В. Формирование коммуникативных навыков у
дошкольников с детским аутизмом // Логопедия. – 2005. – №1(7). – С. 70 – 74.
17. Хаустов А.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом // Практическая психология и логопедия. – 2005. – №5-6 (16,17). – С. 9–15.
18. Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного
формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2005. - №4. – С. 34-40.
19. Хаустов А.В. Организация процесса работы с ребенком в домашних условиях //
Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма.
Методическое пособие для родителей // Под ред. Касаткина В.Н. – М., 2006. – 108 с.
20. Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими
нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. – М.: РОО «Образование и здоровье». – 2008. – С. 208 – 235.