Индивидуальное занятие педагога-психолога | Авдошина Варвара Евгеньевна. Работа №304164
УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА И ДРУГ ДРУГА? От того насколько мы умеем слушать, а главное слышать друг друга, зависит то, насколько гармоничными будут ваши отношения с окружающими, с близкими вам людьми. Часто эти отношения бывают нарушены, особенно, когда один из участников общения испытывает на момент общения какие-то негативные чувства. В данном случае можно использовать правила технологии активного слушания, которые предлагает Ю. Б. Гиппенрейтер. 1. Беседуя с ребенком, нужно обязательно повернуться к нему лицом, также важно смотреть ему в глаза (чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, можно присесть рядом, притянуть ребенка к себе и пр.) 2. Видя негативное переживание малыша, не задавайте ему много вопросов, такая форма беседы не отражает сочувствия. Желательно, чтобы и ваши ответы звучали в утвердительной форме. ( «Ты так сильно плачешь, тебе, наверное, очень больно») 3. Очень важно в беседе держать паузу между репликами – это помогает ребенку разобраться в своих чувствах. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, то продолжайте молчать, в нем происходит сейчас очень важная и нужная работа. 4. Отвечая на переживания ребенка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает. («Я понимаю, тебе сейчас очень обидно»)
Индивидуальное занятие ребёнка старшего дошкольного возраста с педагогом-психологом на развитие эмоционально-волевой сферы.
Цель: Обучение реагированию на негативное эмоциональное состояние социально приемлемыми способами.
Материалы: сказка М. Пляцковского «Сердитый дог Буль»; мишень на стену 50x50 см, мешочек 10x5 см, заполненный фасолью; «Мешочек злости».
Ход работы:
Сказка «Сердитый дог Буль».
Дог Буль всегда рычал. Кого ни увидит, сразу свои зубы скалит и глаза таращит. Это, значит, чтобы его все боялись. Подзывает он как-то к себе утенка Крячика: «Иди сюда». «А не укусишь?» — спросил утенок. «Очень мне надо тебя кусать!» Остановился утенок возле Буля, а тот спрашивает: «У тебя много друзей?» «Много! Вот считай: цыпленок Фью, корова Мурена, козленок Мармеладик, поросенок... » «Хватит, — перебил его Буль, Ты скажи мне лучше, почему это так получается: у тебя, такого крошечного и слабенького, столько друзей, а у меня, такого большого и сильного нет ни одного?»
«Вот еще! — замахал крылышками утенок. — Кто же согласиться дружить с таким злым и вредным псом? Вот если ты прекратишь на всех бросаться, лаять и пугать, тогда другое дело!» Вот так бывает и с детьми. Тот, кто злится и вредничает, может остаться без друзей. Давай научим щенка не злится?
Упражнение «Шкала злости». Я прикрепляю к стене мишень и беру в руки мешочек, заполненный фасолью. Нужно попасть в мишень. Главное — это сила, с которой ты бросаешь мешочек. Она должна быть такой же, как твое раздражение или злость. Вспомни ситуации, когда ты был раздражен, слегка злились. Теперь бери мешочек, произноси и заканчивай фразу «Я слегка разозлилась (ся), когда...» и несильно бросай его в мишень. «Я разозлилась сильнее, когда меня толкнули», бросаю мешочек в мишень с большей силой. «Я разозлилась очень сильно, когда мне не дали игрушку, в которую я очень хотела поиграть». Можно перечислять все ситуации, которые злят ребенка.
Упражнение «Мешочек злости». В мешочек можно собрать злость, а потом выбросить. Для этого нужно поднести «Мешочек злости» к губам и изо всей силы крикнуть в него: «Уходи, злость, уходи!».
Творческая работа «Подарок для друга» А теперь придумай подарок для щенка. Из чего ты его будешь делать или чем рисовать. По окончании подарить щенку (можно оригами «Щенок)
Дыхательное упражнение. Встать прямо, ноги расставить на ширине плечь, голову опустить. Вдохнуть глубоко, напрячь ноги, руки сжать в кулаки, задержать дыхание, посчитав до десяти. Выдохнуть, расслабиться. Повторить 2 раза.
Ритуал прощания.