Индивидуальное занятие учителя-логопеда по теме "Автоматизация звука С в слогах и словах" | Нагайник Наталья Анатольевна . Работа №353739
Представлено индивидуальное занятие учителя-логопеда для дошкольника подготовительной группы на тему "Автоматизация звука С в слогах и словах". Занятие проводится с использованием игровых приемов на лексическую тему "Зима". Занятие проходит динамично, увлекательно с заданиями от простых к более сложным. Используется зимняя тематика: встреча со снеговиком, снежинками и выполнение по ходу сюжета заданий по автоматизации звука С, развитию фонематического слуха, звукового анализа слов и т.д.
Тема индивидуального занятия:
«Автоматизация звука [с] в слогах и словах»
ЦЕЛИ:
• Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
• Упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах и словах.
• Продолжать учить определению наличия и место звука в слове
• Упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа имен существительных.
• Продолжать учить подбирать однокоренные слова к слову «снег».
• Развивать целостное восприятие, внимание, память, мимическую и мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Игрушка-дразнилка «Снеговик»;
- разрезная картинка «Снеговик»;
- набор снежинок;
- набор парных предметных картинок со звуком [с] в названии (с изображением тучки или снежинки с обратной стороны);
- предметные картинки для определения места звука в слове;
- силуэтные изображения слона, куста и снеговика для упражнения «На что похож сугроб?»;
- лист бархатной бумаги;
- пиктограммы «Грусть», «Удивление» и «Радость»;
- белые шерстяные нити для лучиков.
Организационный момент.
Логопед: Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Ты догадался, от кого письмо?
Ребенок: От снеговика.
Логопед: А вот и он сам, в окошко заглядывает и приглашает тебя на прогулку.
Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Давай подразним снеговика:
Улыбнись ему и покажи, какие у тебя ровные зубки (упражнение «Забор»).
А теперь покажи ему язычок, плоский как лопата (упражнение «Лопата» ).
Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (упражнение «Ветерок» ).
Убери язычок за зубки и покажи, какие они у тебя чистые (упражнение «Почистим нижние зубки».)
Авто
матизация звука С в звуках:
Логопед: А теперь оставь язычок за нижними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произносит: с-с-с).
У тебя получился любимый звук снеговика. Давай его по слушаем. Аудиозапись «Снег скрипит». Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук [с] в конце каждого моего слова:
ле.., но.., пу.., ква.., пылесо.., абрико.., авто бу.., анана.. .
Ребенок договаривает каждое слово звуком [с] и при этом делает шаг по игровому полю «бродилки» с картинками.
Автоматизация звука С в слогах:
Логопед:
Посмотри, как много снега! Давай поиграем в снежки. Слепи из снега снежок и брось его подальше: ас
!
Ребенок делает комок из ваты, бросает его и повторяет за логопедом слог. Делай следующий снежок: ыс!
(Аналогично обыгрываются слоги ос, ус, эс, ис.)
Логопед:
Похрусти снежком и послушай, о чем он нам расскажет
:
Иско-иско-иско — зимой солнце низко.
Аска-аска-аска — вокруг из снега сказка.
Исто-исто-исто — снег все спрятал, чисто.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды, после чего логопед договаривает чистоговорку:
Упражнение
на развитие
фонематического слуха.
Логопед: Посмотри, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуй их поймать, но лови-хлопай снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук [с]:
Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима...
Автоматизация звука С в словах.
Логопед:
Посмотри, снега стало намного больше! Из него можно еще одного снеговика слепить.
Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик» из трех частей.
По ходу работу логопед задает вопросы:
Кого ты слепил? (снеговика);
Из чего ты слепил снеговика? (из снега);
Если снеговик из снега, значит, он какой? (Снежный.)
Логопед:
Снеговик решил с тобой поиграть. Он знает, что снег
падает из тучки. Тебе нужно к каждой тучке подобрать снежинку так, чтобы картинки на обратной стороне подошли друг к другу, были парой.
Перед ребенком в два ряда лежат картинки: первый ряд — «тучки» — картинки одного комплекта, второй ряд — «снежинки» — картинки второго комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это запомнить. Пары: лиса — слон, кастрюля — сковорода, сыр — колбаса, свитер — сарафан, самосвал — пупс, автобус — самолет.
Пары составлены.
Логопед: Лиса около кого?
Самосвал около ..,
сыр около ... и т.п.
Ребенок называет соответствующую картинку.
7. Определение места звука С в слове.
Логопед: А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы превратились в большие сугробы. Посмотри внимательно, на что похожи эти сугробы?
Ребенок: На куст, на слона, на снеговика.
Логопед: А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы?
Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, конце или середине слова? (Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус).
Спрячь картинку под нужный сугроб.
Ребенок выполняет.
8. Однокоренные слова.
Логопед: Какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она?
Ребенок: Грустная.
Логопед: Покажи, какая она грустная.
Ребенок: Она грустная, потому что лучиков у нее мало, а ведь снежинка должна быть лучистая, узорная. Логопед. Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово — слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть — это слово «снежинка». Давай продолжим. Комок из снега ... (снежок). Девочка из снега ... (снегурочка). Человечек из снега ... (снеговик). Баба из снега ... (снежная баба). Цветок, первым появляющийся из-под снега ... (подснежник).
На каждое слово ребенок выкладывает ниточки-лучики вокруг снежинки.
Логопед: Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи как.
Ребенок выполняет.
9. Итог занятия.
Логопед: Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться. Если снежинку взять с собой в теплое помещение, что с ней произойдет?
Ребенок: Растает.
Логопед: Пусть она останется на улице, вместе со снеговиком. А развлекать их будет звук, который тебе сегодня помогал на занятии. Что это за звук?
Ребенок: С-с-с.