Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Индивидуальные особенности татарской музыки ☼

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рахматуллина Лейсан Самигулловна
Эта статья возможно будет полезна для преподавателей ДМШ и ДШИ. В ней говорится об особенностях музыки татрских композиторов для детей. И позволяет раскрыть индивидуальные особенности татарской музыки, характер тех или иных пьес.

Индивидуальные особенности татарской музыки

 

Народная музыка является основой развития татарской профессиональной музыкальной культуры. Татарские композиторы, изучая народный язык, широко используют в своих произведениях музыкально-стилистические особенности народной музыки, смело соединяя их с приёмами классической и современной музыки.

Г. Тукай в одной из своих статей писал: «Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков. Да, это дорогое наследие! Булгарские города с их оригинальной архитектурой и булгарские деревни исчезли без следа. А народные песни – и пушки не разбили, и стрелы не пронзили. Они вопреки всем невзгодам сохранились в памяти народа. Они живы и здравствуют, они всегда будут звучать».

Из музыкальных инструментов в быту татарского народа были распространены курай, кубыз, гусли, а позднее завоевали популярность скрипка, гармонь и мандолина.

Своеобразие татарской музыки во многом определяется её ладовой основой. Лад татарской музыки называется Пентатоника, от греческого «пенте»-пять, «тонос»- звук. Лад из 5 ступеней. Если между звуками нет полутонов, пентатоника называется ангемитонной. Например: по чёрным клавишам.

Звукоряд ангемитонной пентатоники один из древнейших в мире. Используется в музыке таких стран, как Китай, Корея, Индонезия, Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Индия, некоторые народы северной Африки, Латинской Америки.

В татарской музыке используют 4 вида звукорядов ангемитонной пентатоники.

1. до, ре, фа, соль, ля 3. до, ре, ми, соль, ля.

2. до, ре, фа, соль, си 4. до, ми, фа, соль, си

 

1 и 3 – лады мажорного колорита.

2 и 4 – минорного колорита.

Пентатоника – такой лад, который в основном связан с одноголосной музыкой. Аккордов, сопровождающих мелодию и помогающих музыкальному развитию нет. Поэтому мелодия является главным выразительным средством. Чтобы мелодия была выразительной, нужно разнообразие в её развёртывании. Мелодический орнамент в народных напевах возникает в результате распева слогов. Развёрнутые, продолжительные распевы слогов называется Орнаментикой. В напеве есть ударные «опорные» звуки, те, на которые опираются слоги, гласный звук слога распевается. Мелодический узор, заполняющий расстояние между «опорными» звуками, возникает на основе пентатонного звукоряда, используемого в данном напеве. Татарский язык очень мелодичен. Особую музыкальность придают языку гласные, которые распеваются. Короткие украшения одного звука называются мелизмами, но запись соответствует пентатонному звукоряду. То есть не должно быть полутонов.

Таким образом, татарская народная музыка является базой, на которой развивается многожанровое искусство современности.

Детские фортепианные произведения татарских композиторов в основном предназначены для юных пианистов – учащихся музыкальных школ. В них часто заключены определённые педагогические, исполнительские задачи.

Значительное место занимают фортепианные обработки татарских народных песен. Например: «Гусиное крыло», «Галиябану», «Тафтиляу», «Колыбельная» А.Ключарёва, «Аниса» М.Музафарова, «Ашхабад» З.Хабибуллина и другие.

Композиторы создают и фортепианные обработки собственных вокальных сочинений. Например: пьеса М.Музафарова «По ягоды» является фортепианной обработкой его песни на стихи М. Джалиля.

Ещё в годы Великой Отечественной Войны созданы популярные до настоящего времени пьесы для фортепиано: «Танец девушек» М.Музафарова, «Сказка», «Вальс» Н.Жиганова, «Шурале» А.Ключарёва.

Часто композиторы обращаются к изображению картин родной природы. Например: «Тайны лесного озера» А.Ключарёва, «Утро» Н.Жиганова, «И в дождь, и в ведро» А.Монасыпова.

В школах в основном исполняют пьесы таких татарских композиторов как Ю.Виноградов, А.Ключарёв, Р.Яхин, М.Музафаров, Р.Еникеев, М.Яруллин, Н.Жиганов, А.Монасыпов. Много фортепианных ансамблей.

В большинстве фортепианных сочинений Н.Жиганова, адресованных детям, ярко выражено жанровое начало. Три «кита» - песня, танец, марш. В «Колыбельной, «Марше кукол», «Танце медвежонка» из «Альбома пьес для детей» песня, марш и танец приобретают свои особенные качества благодаря конкретной образной программе пьес, содержащейся в названии. И важно помочь ученику услышать в музыке те средства, которые делают песню – ласковой колыбельной, марш – маршем именно кукол, а танец – танцем неуклюжего любимца детворы.

В «Колыбельной» вся ткань «поёт» - тихо и нежно. За два такта до вступления мелодии начинает звучать четырёхзвучная остинатная попевка сопровождения. Звучание терцовых интонаций сопровождения тонко сплетается с движением терцовых ходов в мелодии.

В нисходящих квартовых опеваниях тоники будто слышатся слова «баю-бай» (такты 7-8). Терцовые интонации баюкания, из которых словно соткана вся пьеса и остинатное движение аккомпанемента создают атмосферу умиротворённости, покоя, тишиныри всей простоте музыкального языка пьеса представляет значительную трудность для юного пианиста в исполнительском отношении. Не лёгкая задача мобилизовать внимание ученика и сохранить выразительность интонации, равномерность остинатного движения в сопровождении на протяжении 18-ти тактов. В процессе работы полезно поиграть в ансамбле с педагогом, поочерёдно исполняя мелодию и аккомпанемент. Это будет способствовать лучшему слышанию каждого элемента фактуры и всей ткани в целом.

Существенную роль звуком в воплощении образа играет внимательное отношение к аппликатуре. Для достижения мягкости, уравновешенности звучания «покачивающихся» терцовых ходов, их лучше играть вторым и четвёртым пальцами, ибо на этих почти ровной длины пальцах лучше ощутить свободу руки и достичь равномерного распределения опоры. Эта аппликатура способствует естественности и гибкости фразировки, используя природную лёгкость 4-5 пальцев, приходящихся на 16-ые в конце фразы.

В «Марше кукол», как в мире детских игр, всё почти как настоящее. Но маршируют всё-таки куклы! Это слышится в звонкости звучания верхнего регистра, в прозрачности аккордового изложения. В концах фраз звучат типичные для татарских маршей троекратные повторы устоев. Целесообразно обратить внимание ученика на разную запись композитором пунктирного ритма в мажоре и в миноре. Для достижения одновременности звучания вертикалей при соединении 16-ых с последующими восьмыми необходимо верное восприятие пунктирного ритма. Мысленное объединение 16-ой с последующей восьмой мобилизует на приготовление сразу двух аккордов.

По контрасту с «Маршем кукол» в «Танце медвежонка» особенно ярко предстанут перед учащимся возможности нижнего регистра. С добродушным юмором передаёт композитор комический образ танцующего медвежонка, многократно повторяя первую фразу(как бы говоря: немного же «па» осилил Косолапый!). Определённую трудность для ученика может представить исполнение среднего раздела пьесы, где требуется стройность звучания аккордов, слышание смен гармоний, а также нисходящей линии первого пальца в партии левой руки.

В своих фортепианных произведениях Р.Яхин стремился к воплощению выразительности человеческого голоса. Главное в его музыке мелодическое начало и преобладают мелодии песенного склада. Пьесы, адресованные детям, ярко образны, близки миру ребёнка. Посвящены образам природы, детским играм и увлечениям, новогодней тематике, обработке татарских народных песен. Одна из пьес, которую часто играют – «На ёлке у Гузель». «На ёлке у Гузель» - радостная взволнованность, окрылённость.

Animato leggiero (оживлённо, легко) – достигается подвижным темпом исполнения, лёгкость «походки» четвертей в чётных тактах, стремительностью 16-ых, проговариваемых пальцами с максимальной ясностью.

Характерное для Яхина средство – многократное варьирование, повторение начальной фразы для усиления того или иного эмоционального состояния используется здесь очень эффективно. Полётно завершается смягчённо звучащий доминантой 1-ый двутакт ( автор указывает diminuendo к концу фразы). Более утвердительно, но тоже мягко – 2-ой. А в повторяемом октавой выше-PP, будто слышится волшебное мерцание звёздочек инея.

Лёгкая грусть, появляющаяся в ре-миноре средней части, не становится резким контрастом первой теме. Это скорее мимолётное настроение, тем более что интонационно новый раздел напоминает предыдущую тему. Сравним начало средней части со вторым тактом пьесы.

Подробно выписанные автором лиги, привлекают внимание не только к смягчению концов двузвучных мотивов в мелодии, но и к опоре на обращения II ступени перед их разрешением. В теме изящно, напевно в соответствии с общим грациозным характером пьесы произносятся и синкопы. Широкие ходы (перелёты и приземления) в мелодии не стоит играть суетливо.

«Песня» - выдержана в светлых акварельных тонах. В песенной мелодии преобладает плавное пентатоническое движение. Пьеса написана в простой 3-х частной форме с кодой. В пьесе нет внешних событий, музыка течёт спокойно и плавно. В начале 2-го предлажения необходимо отреагировать на появление F, отмеченное авторским нюансом: «piu P», на нетрадиционное diminuendo при подходе к D7 в конце первого предложения, на разные окончания 1-го и 2-го предложения. Красочно звучат сопоставления соль♯минора и си мажора, и возвращение исходной тональности на гранях формыадовые сдвиги подсказывают различные тембровые решения и разделение дыханием частей пьесы.

В «Песне» Яхин подробно проставил не только динамические, но и агогические указания – многократные незначительные темповые изменения. Пластическая агогика передаёт импровизационную авторскую манеру исполнения и требует внимания к степени темповых отклонений, обозначенных то «molto rit.», то «poco rit.», то «ritardando».

В «Песне» поёт не только мелодия, но и вся ткань, которая постепенно полифонизируется. В средней части на смену гармонической фигурации, приходит пентатоническая, с более гибким мелодическим контуром. В репризе в фактуру вводится 2-ой мелодический голос. Он то ведёт самостоятельную мелодическую линию, то сливается с верхним в секстовый дуэт, то вторит заключительным оборотам верхнего голоса. Все пласты ткани должны дифференцироваться в тембродинамическом отношении и создавать глубокую перспективу звуковых планов. При этом значимость отдельных реплик среднего голоса подчёркнута автором акцентами.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X