Индивидуальный образовательный маршрут для педагога дошкольной образовательной организации. | Жигалова Елена Владимировна. Работа №254952
Автор: Жигалова Елена Владимировна
Одной из технологий развития профессиональной компетентности педагогов служит индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Основополагающими моментами индивидуального образовательного маршрута являются, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его индивидуальные образовательные потребности как профессионала. Таким образом, педагог выступает субъектом своего профессионального развития. Индивидуальный образовательный маршрут педагога целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей, а так же потребностей ОУ.
ИОМ представляет собой целенаправленно проектируемую персонифицированную программу, ориентированную на конкретного педагога, учитывая его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей. В маршруте прописаны проектируемые пути следования, действия самого педагога на некоторых фиксированных этапах работы, упорядоченные замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, ряд инновационных технологий педагогической деятельности. Реализация личной ИОП развития профессиональной компетентности осуществляется при методическом сопровождении.
Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога, создание траектории для роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала, что соответствует Профессиональному стандарту педагога. Педагог планирует сроки и формы прохождения курсов повышения квалификации, периоды и т. п., т. е. подходит к разработке собственной образовательной программы повышения квалификации в рамках непрерывного образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Семицветик" муниципального образования "Кезский район"
_____________________________________________________________
427580, Удмуртская Республика, Кезский р-н, п. Кез, ул. Кооперативная, д. 1а
ОГРН 1131837000790 серия 18 № 003280397
ИНН 1837011514. КПП 183701001. БИК банка049401001.
Тел. 8(34158) 31544
Индивидуальный образовательный маршрут для педагога дошкольной образовательной организации.
Выполнил: Жигалова Елена Владимировна
Старший воспитатель МБДОУ «Семицветик»
П.Кез.
Чтобы самостоятельно разработать ИОМ профессионального развития он должен понимать, на какой ступени педагогического мастерства он на данный момент находиться и соответственно строить личную траектория профессионального развития.
Ступени педагогического мастерства
Ступени
Содержание
Формы повышения педагогического мастерства
Результат
1
Педагогическая умелость
Хорошее владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков
Самообразование
Самодиагностика
Самоанализ
Самоопределение
Обучение в ВУЗ
Клуб молодого педагога
РМО
Изучение передового педагогического опыта
Выявление проблем
Освоение основной общеобразовательной программы детьми
Первые результаты по углубленной теме работы. (создание картотеки. Изучение литературы и т.д.)
2
Педагогическое мастерство
Гумманистическая направленность
Знание педагогики психологии и методики
Педагогические качества (вариотивность мышления, эмпатийность. Толерантность и др.)
Владение педагогической техникой
Самообразование
Клуб молодого педагога
РМО
Курсы повышения квалификации
Обучение в ВУЗ
Обобщение опыта
Создание портфолио
Обобщение педагогического опыта на педагогическом совете ДОУ
3
Готовность к нововведениям
Активно действенное состояние личности, выражающееся в способности решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности
Самообразование
Самодиагностика инновационного потенциала
Формирование инновационного банка по разработке и использованию новых методик, технологий, программ
Внедрение инновационных подходов
РМО
Клуб молодого педагога
Распространение опыта работы на муниципальном уровне
Аттестация (повышение квалификационного уровня)
4
Педагогическое творчество
Способность продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и принципы
Самообразование
Клуб молодого педагога, РМО
Работа в творческих группах
Создание авторского модифицированного планирования работы
5
Готовность к созданию авторской педагогической технологии
Согласованность методических приемов, оригинальность их сочетания в целостной системе
Апробация авторского модифицированного планирования работы
Самообразование
Клуб молодого педагога, РМО
Работа в творческой группе
Участие в профессиональных конкурсах
6
Педагогическая культура
Совокупность педагогических ценностей профессиональных установок, знаний и умений педагога
Владение педтехнологий
Апробация авторского модифицированного планирования работы
Клуб молодого педагога
РМО
Создание индивидуально- творческого стиля педагогической деятельности, раскрывающегося индивидуальную концепцию смысла профессионально педагогической деятельности
7
Индивидуальный стиль деятельности педагога
Авторский стиль педагогической деятельности
Апробация авторского модифицированного планирования работы
Самообразование
Клуб молодого педагога, РМО
Представление авторского стиля педагогической деятельности: участие в районном этапе «Педагог года» «Мастер своего дела»
8
Создание авторской программы
Создание авторской программы
Наличие проекта будущей педагогической деятельности. Технологические карты занятий диагностические материалы
Апробация авторского модифицированного планирования работы
Рефлексия своей деятельности
Самообразование
Клуб молодого педагога, РМО
Авторская программа
Технологическое обеспечение: опилка технологических карт занятий, диагностических материалов
9
Авторская методическая система
Совокупность индивидуальных приемов, средств, форм, методов оптимальных для индивидуального стиля деятельности педагога
Самообразование
Рефлексия: целесообразность индивидуальных приемов, средств, форм, методов. Клуб молодого педагога
Результативность применения индивидуальных приемов средств, форм методов
10
Авторская педагогическая система
Создание собственной педагогической системы, состоящей из индивидуальной воспитательной и методической систем
Самообразование
Клуб молодого педагога, РМО
Республиканские и Всероссийские конференции, семинары.
Авторская программа
Экспертиза авторской программы
Поскольку разработка индивидуального образовательного плана развития — работа кропотливая и творческая, то на первых этапах необходима координация действий старшего воспитателя образовательного учреждения, так как от реализации данного документа будет зависеть эффективность повышения квалификации и, следовательно, работа образовательного учреждения в целом. Независимо от выбранного образца индивидуального образовательного маршрута, все они носят личный характер и составляются на срок от года до трех. Различают следующие виды ИОМ:
развивающий — позволяет осваивать новые навыки, опыт и знания;
компенсаторный
— ориентирован на восполнение пробелов в теоретических или практических знаниях.
Психологическими механизмами реализации индивидуального образовательного маршрута являются самодиагностика и самоменеджмент.
Структура индивидуального образовательного маршрута педагога
Оформление индивидуальной стратегии совершенствования профмастерства педагога производится в соответствии с унифицированными требованиями.
На титульный лист выносится полное название
ОУ
, фамилия и инициалы
педагога
, год составления документа.
Второй лист следует отвести под информационную справку об авторе (указать фамилию, имя и отчество без сокращений, занимаемую должность, данные об образовании, дату прохождения последнего аттестационного оценивания, стаж ведения педагогической практики, при желании — жизненное кредо или девиз).
Пояснительная записка — обязательный элемент структуры индивидуального образовательного маршрута современного педагога, иллюстрирующая цели и задачи работы по саморазвитию, формы планируемой деятельности, перечень результатов, планируемые сроки реализации составленной
стратегии. При этом следует учитывать, что сроки реализации ИОМ могут варьироваться от одного года до
3
лет
(максимум 5 лет)
— в зависимости от поставленных целей, актуальной ситуации в сфере образования.
В следующем разделе указывают содержание деятельности, направления работы, формы самообразовательной деятельности (научно-практические конференции, практикумы, творческие мастерские, методические объединения и прочее) и представления результатов (открытые уроки, портфолио, мастер-классы, презентации, творческие мастерские, педагогические проекты).
Завершает
образец карты индивидуального образовательного маршрута педагога
раздел ожидаемых результатов, в котором перечисляют компетентности, которых необходимо достичь.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
1 этап. Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями (прежде всего требованиями ФГОС ДО, а также запросов родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога. Самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.
В диагностические карты по образовательным областям, включены разделы «Самооценка» (заполняется педагогом на основе самоанализа, «Экспертная оценка» (в качестве эксперта может выступать коллега – воспитатель, старший воспитатель). В данные разделы вписываются баллы по шкале: 5 баллов – проявляется в деятельности педагога постоянно; 4 балла – проявляется часто; 3 балла – проявляется иногда; 2 балла – проявляется редко; 0 баллов – не проявляется. Подсчитывается в средний балл и вписывается в соответствующую графу.
Средние баллы суммируются по каждой образовательной области. На основе этих данных составляется персонограмма. Персонограмма составляется на начало периода реализации образовательного маршрута, ее данные корректируются каждый учебный год.
2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения. Определить пути решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражается в карте индивидуального образовательного маршрута. Определить условия для достижения результатов:
курсы
повышения квалификации;
посещение семинаров и открытых мероприятий;
изучение опыта работы педагогов-мастеров;
анализ Интернет-ресурсов;
консультации, методически
е
объединени
я
;
участие в экспериментальной инновационной деятельности, рабочих, творческих группах;
Наиболее эффективным является составление индивидуального образовательного маршрута на межаттестационный период с пошаговым планированием на каждый учебный год.
Рекомендации к заполнению карты индивидуального образовательного маршрута.
Карта индивидуального образовательного маршрута заполняется по основным направлениям образовательной деятельности, определенным ФГОС ДОО, которые включают как реализацию образовательных областей, так и создание условий для индивидуального развития, эмоционального благополучия и социализации детей. Карта включает в себя следующие разделы:
- период: определяется на межаттестационный период (5 лет) на каждый учебный год;
-уровень мероприятий включает три возможных варианта: персональный (самообразование, повышение квалификации, командный (участие в деятельности педагогических сообществ, в рабочих, творческих группах, методический (участие в организации и проведении методических мероприятий: выступления на педсоветах, семинарах, проведение консультаций для коллег, организация мастер-классов и др.);
- педагогический продукт – это реальные результаты, отраженные в определенном материальном носителе (рабочие программы, перспективные и иные планы работы с детьми, составление методических копилок, созданные в группе тематические центры, сценарий праздника, пакет диагностических методик, методические рекомендации, технологические карты, цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности, программа работы с родителями, публикации и т. д.); обязательно указывается тема/название полученного педагогического продукта;
- субъективные достижения определяются педагогом на основе профессиональной рефлексии, это не что иное как выражение педагогом отношения к предполагаемым (позднее – к достигнутым) результатам и процессу их достижения, отраженное в форме эссе, самоотчета, самопрезентации и пр. ;
- формы презентации полученных достижений как обобщение инновационного опыта с указанием места и времени презентации.
Результативность реализации индивидуального образовательного маршрута отражается в портфолио педагога.
3 этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.
Показателями открытого образовательного пространства являются:
- многообразие и вариативность образовательных предложений:
Формы работы с детьми (диагностика детей, непосредственно образовательная деятельность, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т. д.).
Формы работы с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за учебный год и т. д.).
Работа в профессиональных сообществах (организация работы кружка, создание рабочей учебной программы, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление в группе центра активности, подготовка (проведение) мастер-класса для педагогов, знакомство со статьями в периодической печати, написание отчета о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организация работы кружка на следующий учебный год, создание учебной программы и т. д.).
- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.
4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей.
Оправдал ли себя план? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Планировалась ли исследовательская, проектная работа?
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась (психологическая, педагогическая, научная и т. д.?
Ожидаемым результатом реализации ИОМ выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций.
Этап
Содержание
Характеристика
1 этап
Подготовка
Самодиагностика профмастерства, определение положительных и отрицательных аспектов педагогической деятельности.
На этом этапе педагогу необходимо сформулировать собственный образовательный запрос на основе результатов самодиагностики, соотнести потребности с требованиями ФГОС, особенностями жизнедеятельности школы, ожиданиями учащихся. Запрос этот составляют с учетом собственных предпочтений и потенциальных возможностей.
2 этап
Планирование
Проектирование и разработка индивидуальной траектории, которую начинают с составления плана действий, необходимых для совершенствования профессиональной компетенции.
Для целенаправленного выбора модели и содержания траектории педагогу необходимо владеть навыками проектирования собственного развития. Планирование предполагает определение необходимых для достижения поставленных целей методический, материально-технических и иных условий. Преимущественно для этого требуется посещение мастер-классов, семинаров, курсов повышения квалификации, консультаций, заседаний МО, участия в экспериментальных педагогических проектах, психологических тренингах.
3 этап
Практические решения
Реализация ИОМ: осуществление педагогической деятельности в соответствии с составленной стратегией развития.
Составление отчетности за выбранный период и представление результатов работы на заседаниях методического объединения, творческих мастерских, педагогических советах. Вид и форму презентации выбирают коллегиальным решением. Корректировка содержания ИОМ с учетом полученного опыта, новыми данными рефлексии.
4 этап
Оценка и рефлексия деятельности
Анализ эффективности реализации ИОМ.
К оцениванию реализации образовательной траектории привлекают коллеги, представители администрации и родительской общественности. Ключевое значение имеет рефлексия педагога и то, как он сам оценивает эффективность проделанной работы.
Выстраивание собственного образовательного маршрута позволяет совершенствовать профессиональные компетентности, выражать педагогическую индивидуальность, создавать перспективную концепцию дальнейшего профессионального развития. Реализация ИОМ: основные направления деятельности
Направление деятельности
Содержание
Профессиональное
Изучение положений ФГОС, инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. Разработка перспективного плана согласно комплексно-тематического планирования на год.
Повышение квалификационного уровня, прохождение плановой аттестации.
Участие в тематических конкурсах.
Подготовка публикаций для периодических изданий, специализированных сайтов.
Психолого-педагогическое
Ознакомление с новыми технологиями работы в ДОУ.
Методическое
Ознакомление с новыми методами и приемами ведения педагогической практики.
Совершенствование уровня профмастерства в ходе участия в работе методических объединений.
Изучение опыта работы лучших педагогов района, города, региона, страны.
Ознакомление с новейшими рекомендациями по работе с одаренными детьми и учащимися с ОВЗ.
Участие в обмене педагогическим опытом, посещение НОД, тематических семинаров.
Подготовка материалов для выступлений, презентация опробованных преподавательских практик перед коллегами на педсоветах, конференциях.
Внедрение в ежедневную практику инновационных форм ведения воспитательно-образовательного процесса.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
Изучение стандартов ИКТ, использование их элементов в информационной практике.
Создание персонального сайта. Ежемесячное обновление информации на персональном интернет-ресурсе.
Совершенствование навыков работы на ПК, освоение новых компьютерных технологий.
Создание электронной почты, организация переписки с коллегами из других городов, регионов.
Составление мультимедийных презентаций для обеспечения оптимальной формы представления информации во время выступлений перед коллегами.
Разработка и дополнение пакета тематических сценариев, родительских собраний в электронном виде.
Участие в педагогических конкурсах, прослушивание тематических вебинаров в интернете
Охрана здоровья
Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
В ходе реализации ИОМ у педагогического работника могут возникать трудности, связанные с достижением поставленных целей. Поэтому для обеспечения процесса непрерывного профессионального развития практикуется заполнение «матрицы» дорожной карты реализации индивидуального образовательного маршрута педагога, в ходе которой определяются основные этапы деятельности по самообразованию: планирование мероприятий и видов активности, оценка необходимых ресурсов, анализ достигнутых результатов.
Матрица профессионального развития
Направления и содержание деятельности
(уровень методической работы ОУ)
Сроки реализации
Цель
Перспективный
результат
Достижения
1.Изучение нормативной базы, научной и методической литературы.
Постоянно
Овладеть профессиональными компетенциями, помогающими выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОУ
Правовая компетентность
1.1.Изучение нормативных документов.
- Закон об образовании 273 – ФЗ;
-ФГОС ДО
(приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17.10.2013 №1155)
20__г
Онлайн Тест для воспитателей "Знание ФГОС ДО"
infourok.ru›test-dlya-vospitateley-znanie-fgos-do…
testserver.pro
Диплом № _____
___ степени
1.2.Планирование образовательной деятельности в ДОО с учетом ФГОС ДО. Стандартные требования к организации дошкольного образования в организованных формах.
Дидактические принципы дошкольного образования, рекомендованные ФГОС ДО. Реализация задач образовательной программы в соответствии с задачами, сформулированными в ФОС ДО.
Распределение программного содержания по образовательным областям.
20__-20__уч. г
Повышение качества образования и получение продуктивных результатов в работе со всеми субъектами образовательного процесса.
Планирование образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО.
Справка по проверке
От «__»____20___г
Направления и содержание деятельности
(уровень методической работы ОУ)
Сроки реализации
Цель
Перспективный
результат
Достижения
2. Обучение на курсах в системе повышения квалификации
В течение года
Овладение профессиональными компетенциями, помогающими выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОУ
Итого 108 часа
2.1. Персонифицированные курсы
1 раз в 3 года
20__г
36 часов
Удостоверение
№
От «__»_____20__г
2.2. Бюджетные курсы
20__г
Тема «______________»
36 часов
Удостоверение
№
От «__»_____20__г
2.3. Внебюджетные курсы
20__г
Тема «______________»
18 часов
Удостоверение
№
От «__»_____20__г
2.4. Дистанционные курсы
20__г
Тема «______________»
18 часов
Удостоверение
№
От «__»_____20__г
2.5. Участие в иных курсах
______________________________
20__г
Тема «______________»
часов
Удостоверение
№
От «__»_____20__г
Направления и содержание деятельности
(уровень методической работы ОУ)
Сроки реализации
Цель
Перспективный
результат
Достижения
Участие в методической работе ОУ (организационный уровень)
Регулярно
Овладение профессиональными компетенциями, помогающими выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОУ. Обобщение в педагогических коллективах опыта практических результатов своей педагогической деятельности на уровне ДОУ
Формирование портфолио, трансляция опыта в педагогических сообществах
3.1 Участие в педагогической деятельности на уровне ДОУ
Тема «______________»
Консультирование и трансляция передового опыта
Протокол № __
От «_»_____20___г
3.2. Участие в работе на районных методических объединениях (РМО)
Тема «______________»
Систематизация личного опыта
Сертификат от «___»______20__г
3.3. Участие в работе на межрайонных семинарах и конференциях
Тема «______________»
Трансляция опыта в педагогических сообществах
Сертификат от «___»______20__г
3.4. Участие в работе на Республиканских конференциях
Тема «______________»
Обобщение опыта
Сертификат от «___»______20__г
3.5 Участие в работе на Всероссийских и международных конференциях
Тема «______________»
Обобщение опыта
Сертификат от «___»______20__г
3.5.Участие в веберах
Тема «______________»
Сертификат от «___»______20__г
Направления и содержание деятельности
(уровень методической работы ОУ)
Сроки реализации
Цель
Перспективный
результат
Достижения
4. Разработка методических материалов.
Распространение позитивного педагогического опыта в образовательных сетевых сообществах
4.1. Создание конспекта НОД
(итогового занятия)
4.2 Создание конспекта детско-родительской гостиной (собрания)
4.3.Методическая разработка - дидактической игры
4.4. Методическая разработка с применением ИКТ
4.5. Создание методической разработки по экологической тропе «Сад семи чувств»
4.6. Публикация опыта в газетах, журналах, сайтах и т.д., издание сборника, методических рекомендаций и пособий педагогами ДОУ
4.7. Создание картотеки на тему «_»
Направления и содержание деятельности
(уровень методической работы ОУ)
Сроки реализации
Цель
Перспективный
результат
Достижения
5. Участие в конкурсах профессионального мастерства
Участие в Международном педагогическом конкурсе
Участие во Всероссийском педагогическом конкурсе
Участие в Республиканском педагогическом конкурсе
Участие в Муниципальном педагогическом конкурсе
Участие в конкурсах совместно с детьми группы
Направления и содержание деятельности
(уровень методической работы ОУ)
Сроки реализации
Цель
Перспективный
результат
Достижения
Личный блог воспитателя в сети интерне
Трансляция опыта работы в педагогических сетевых сообществах
Мини сайт в социальной сети работников образования
Портфолио на международном образовательном портале maam.ru
Аттестация на первую квалификационную категорию
в 20___-20__ учебном году
Аттестация на высшую квалификационную категорию
Приложение 1
Характеристика компетентностей воспитателя
1. Компетентность в области личностных качеств
1.1. Эмпатийность и социорефлексия
1
2
3
Все воспитанники безбоязненно обращаются к воспитателю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
Умеет поддержать воспитанников и коллег по работе
Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого воспитанника
Умеет анализировать причины поступков и поведения воспитанников
1.2. Самоорганизованность
Умеет организовать свою деятельность и деятельность воспитанников для достижения намеченных целей
Рабочее пространство воспитателя хорошо организовано
Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности
Своевременно вносит коррективы в намеченный план занятий в зависимости от сложившейся ситуации
Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой
1.3. Общая культура
Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы
Поведение и внешний вид воспитателя соответствуют этическим нормам
Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни
Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении
Высказывания воспитателя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников
Умеет обоснованно ставить педагогические цели и задачи
Умеет ставить цели занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
Корректирует цели и задачи в зависимости от готовности воспитанников к освоению предлагаемого материала
Умеет ставить цели в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников
Знает и учитывает уровень развития воспитанников при постановке целей и задач
2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу
Умеет формулировать цели и задачи воспитательной деятельности
Умеет конкретизировать цель занятия до комплекса взаимосвязанных задач
Умеет сформулировать критерии достижения целей занятия
Умеет добиться понимания воспитанниками целей и задач занятия
Умеет соотнести результаты воспитания и обучения с поставленными целями
2.3. Умение вовлечь воспитанников в процесс формулирования целей и задач
Умеет вовлечь воспитанников в процесс постановки целей и задач
Обсуждает с воспитанниками программу (план) воспитательной деятельности
Предлагает воспитанникам сформулировать предложения к плану воспитательной работы
Спрашивает, как воспитанники поняли цели и задачи проводимых им занятий
Воспитанники принимают участие в формулировании целей и задач занятий
3. Компетентность в области мотивации деятельности
3.1. Умение создавать ситуации успеха для воспитанников
Умеет вызвать интерес у воспитанников к занятиям
Отмечает даже самый маленький успех воспитанников
Демонстрирует успехи воспитанников родителям и (или) другим взрослым
Демонстрирует успехи воспитанников другим воспитанникам
Умеет дифференцировать задания так, чтобы воспитанники почувствовали свой успех
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации воспитанников
Создает условия для позитивной мотивации воспитанников
Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес воспитанников к различным занятиям
Использует знания об интересах и потребностях воспитанников в педагогической деятельности
Умеет создать доброжелательную атмосферу
Воспитанники удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой воспитателем: содержание, методы, результаты и др.
3.3. Умение создавать условия для роста познавательной мотивации воспитанников
Умеет активизировать творческие возможности воспитанников
Демонстрирует практическое применение изучаемого материала
Поощряет любознательность воспитанников
Дает возможность воспитанникам самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности
Создает условия для вовлечения воспитанников в дополнительные формы познавательной и практической деятельности: кружки, секции, студии и др.
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
4.1. Компетентность в методах воспитания и обучения
Своевременно вносит коррективы в методы педагогической деятельности в зависимости от сложившейся ситуации
Применяемые воспитателем методы соответствуют поставленным целям и задачам
Применяемые воспитателем методы соответствуют имеющимся условиям
Владеет современными педагогическими методами
Обоснованно использует современные информационно-коммуникативные технологии
4.2. Компетентность в содержании воспитания и обучения
Хорошо знает теорию воспитательной работы
Программа (план) воспитательной работы построена с учетом содержания всей образовательной деятельности воспитанников
При подготовке к занятиям использует разнообразные материалы: книги, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.
В процессе формирования новых знаний и умений опирается на имеющиеся у воспитанников знания и умения
Добивается высоких результатов в воспитательной деятельности
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
Ориентируется в социальной ситуации группы, знает и учитывает взаимоотношения воспитанников
Имеет систему работы со сложными воспитанниками
Систематически анализирует уровень развития воспитанников
Имеет набор разнообразных дидактических и методических материалов для различных категорий воспитанников
Подготовленные воспитателем характеристики воспитанников отличаются хорошим знанием их индивидуальных особенностей
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
5.1. Умение разработать и реализовать программу (план) воспитательной работы
Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам образовательной деятельности
Может провести сравнительный анализ различных программ воспитательной работы, методических и дидактических материалов, выявить их
достоинства и недостатки
Обоснованно выбирает материал для осуществления педагогической деятельности
Программа (план) воспитательной работы предполагает решение комплекса обоснованных целей и задач
Программа (план) воспитательной работы составлен с учетом нормативных требований, актуальных задач, интересов обучающихся и др. моментов,
повышающих ее обоснованность
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы
Вносит изменения в имеющиеся дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов
Самостоятельно разработанные воспитателем программные, методические и дидактические материалы отличает высокое качество
Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические
материалы
Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах
профессионального мастерства
Проводит обоснование эффективности реализуемой программы (плана) воспитательной работы, новых методических и дидактических материалов
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
Поощряет высказывания и выслушивает мнения воспитанников, даже если они расходятся с его точкой зрения
Коллеги по работе используют предложения воспитателя по разрешению актуальных вопросов
Умеет аргументировать предлагаемые им решения
Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов
Учитывает мнение коллег, воспитанников и других участников образовательного процесса при принятии решений
6. Компетентность в области организации деятельности
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
Умеет устанавливать отношения сотрудничества с воспитанниками, вести с ними диалог
Умеет разрешать конфликты оптимальным способом
Умеет насыщать общение с воспитанниками положительными эмоциями и чувствами
Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий,
проектов, программ и др.
Умеет создать рабочую атмосферу, поддержать дисциплину
6.2. Умение организовать учебную деятельность воспитанников
Использует методы, побуждающие воспитанников самостоятельно рассуждать
Умеет организовать воспитанников для достижения запланированных результатов
Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами
Способствует развитию учебной самостоятельности самоорганизации воспитанников
Умеет организовать воспитанников для поиска необходимой дополнительной информации: книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые
образовательные ресурсы и др.
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание
Учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников при оценивании
Показывает воспитанникам их достижения и недоработки
Применяет различные методы оценивания воспитанников
Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки воспитанников
Способствует формированию навыков самооценки у воспита