Индивидуальный образовательный маршрут как вредство повышения интеллектуальных способностей обучающихся | Реброва Елена Анатольевна. Работа №211182
Автор: Реброва Елена Анатольевна
Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения инстеллектуальных способностей школников
Вопросы повышения качества математического образования и, в частности, математической подготовки школьнимков к государственной итоговой аттестации, не может не волновать педагогов школ. В последнее время эта проблема встает более остро, т.к. среди выпускников увеличивается количество обучающихся, у которых вероятность получения неудовтворительной отметки на экзамене достаточно высока. Это так называемая "группа риска".
Как средство повышения интеллектуальных способностей обучающихся, является индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифферецированная образовательная тьраектория, обеспечивающая учащемуся индивидуальную систему изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, с учетом его психологических особенностей и уровня знаний, а также педагогической поддержки.
ШКОЛЬНИКОВ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Реброва Елена Анатольевна
учитель математики, СОШ №3
В законе Российской Федерации Об образовании записано: Приоритетной государственной задачей является обеспечение качественного базового уровня математических и естественнонаучных знаний у всех выпускников школы, не только будущих ученых, но и будущих квалифицированных рабочих… [1].
Действительно, математика является одним из наиболее важных предметов школьного курса. Главной целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни.
Вопросы повышения качества математического образования и, в частности, математической подготовки школьников к государственной итоговой аттестации, не может не волновать педагогов школ. В последнее время эта проблема встает более остро, т.к. среди выпускников увеличивается количество обучающихся, у которых вероятность получения неудовлетворительной отметки на экзамене достаточно высока. Это так называемая группа риска.
Эти учащиеся требуют повышенного внимания со стороны администрации образовательного учреждения, психолога, учителей-предметников и родителей. Чтобы работать с учащимися группы риска, необходимо ответить на вопросы ПОЧЕМУ? (выявить причины, по которым они отнесены к этой группе) и КАК? (какие шаги следует предпринять, чтобы обеспечить им положительные результаты итоговой аттестации).
Введение государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ в 9-м классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Выпускники должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией. При сдаче экзамена выпускники сталкиваются со следующими проблемами: отсутствие необходимого уровня предметной подготовки, отсутствие необходимой тестовой культуры, эмоциональные проблемы, не позволяющие демонстрировать умения в непривычных условиях.
Повышению качества математической подготовки школьников способствуют: организация разноуровневого обучения и обобщающего повторения, выстраивание индивидуального образовательного маршрута, проектирование дорожной карты работы с детьми группы риска, реализация курса внеурочной деятельности Практикум по решению задач по математике. Но главным в подготовке остается урок.
Каковы пути повышения эффективности и качества обучения? Прежде всего, это создание на каждом уроке таких условий, чтобы обучающиеся овладели основами изучаемого материала на самом уроке,. При подготовке к уроку учителю нужно продумать не только объем информации, с которой будет знакомить ребят, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволяют его ученикам овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Это достигается, прежде всего, умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся понимали и усваивали суть (главную идею, правило, закон), а не второстепенный материал и учились применять его в задачах. Кроме того, наличие определенной структуры урока и увеличение доли самостоятельной работы обучающихся. [2].
Следующий момент я бы сформулировала так: Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы. Как правило, при подготовке, мы ориентируется на среднего ученика. Известно, что обучающимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время урока впустую. Для созданий условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание, но и объем работы для более сильных обучающихся и закладывать в урок время для проверки их работы. Организовывая разноуровневое обучения в темах обобщающего повторения мы определяем у учащихся степень обученности. Для этого проводится диагностика всех учеников класса по качеству усвоения каждой темы, входящей в материалы ОГЭ. Эта диагностика осуществляется как в течение года, так, в большей степени, по результатам диагностических контрольных работ, которые школьники пишут течении учебного года. По результатам этой диагностики определяется набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В соответствии с этим учитель планирует временное и тематическое распределение материала на этап заключительного повторения. Учитывая степень обученности и мотивацию к учению учащихся, можно спланировать свою работу по подготовке к ОГЭ как в урочное, так и во внеурочное время. [2].
В системе подготовки учащихся к итоговой аттестации применяем разнообразные методы:
- блочно-модульная система урочных занятий;
- раннее начало подготовки к ОГЭ с 7-8 класса;
- регулярный внутренний контроль знаний (в том числе в форме ОГЭ);
- организация помощи сильных учеников слабым;
- работа с группой риска;
- проведение диагностических работ
- использование дополнительных возможностей: индивидуально-групповые занятия, платные образовательные услуги, консультации.
Как средство повышения интеллектуальных способностей обучающихся, является индивидуальный обравзовательный маршрут. [3]. Индивидуальный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная траектория, обеспечивающая учащемуся индивидуальную систему изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, с учетом его психологических особенностей и уровня знаний, а также педагогичекой поддержки. Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту несколько:
в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;
слобоуспевающие учащиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях.
обучающиеся, находящиеся на длительном лечении и не имеющие возможности обучаться по обычной классно-урочной системе.
обучающиеся с ОВЗ.
При построении индивидуального образовательного маршрута учитываются:
уровень развития познавательных процессов;
уровень социализации и психологические особенности каждого школьника;
потребности и интерес ребенка и родителя.
Работа этих учеников должна очень жестко контролироваться, а это очень затруднительно при большем количестве таких детей.
Образовательный маршрут позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, но и фмксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению пробелов в знаниях. При работе с учащимися группы риска в учебном году на каждого ученика разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Существенную помощь на этом этапе могут оказать психолог, классный руководитель, родители учащегося. Знание конкретных причин отставания позволяет сформулировать цель образовательного маршрута.
Так, для учащихся с низким качеством мыслительной деятельности, но положительным отношением к учению – это будет одна цель, например, работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях и работа по развитию основных мыслительных операций; для учащихся с высоким уровнем мыслительной деятельности, но отрицательным отношением к учению – другая цель, например, работа над формированием мотивации к учению и работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях; для ребенка, имеющего существенные пробелы по математике и не желающего учиться – третья цель.
Другими словами, при разработке маршрута должны учитываться уровень предметной подготовки ученика, характер образовательных запросов и интересов, состояние здоровья. Для учащихся группы риска маршрут должен, в первую очередь, носить компенсирующий характер, т.е. быть направлен на ликвидацию тех или иных пробелов, выявленных по результатам контрольных работ. (Приложение 1)
Кроме того в нашей школе проводятся индивидуально-групповые занятия по математике. (Фрагмент рабочей программы курса показан в Приложении 2)). Программа индивидуально-групповых занятий (34 ч) предусматривает коррекцию знаний учащихся группы риска по основным темам, включённым в экзаменационную работу. Проводится один раз в неделю по расписанию занятий внеурочной деятельности. Учёт посещаемости индивидуально-групповых занятий отражается на каждом занятии в журнале учёта индивидуально-групповых занятий.
Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке. [4].
Для организации процесса обучения математике с такими детьми методическим объединение учителей математики были разработаны рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала. Особое внимание уделяется: решению учебных задач в парах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Принципиально важно в формуле успеха сдачи экзамена ГИА - наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации, к готовности выпускников. Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,
интенсификации и эффективного управления УВП. -М.: НИИ школьных
технологий, 2005. -208с.
3. Воробьева С.В., Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут. Административное управление общеобразовательным учреждением. Теория и практика изд. Учитель 2010 г.
4. Кузнецова Л.В. и другие. Государственная итоговая аттестация. М., Просвещение, 2012
Приложение 1
Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ
ученика 9 класса Ф.И. ученика
Проблемно- ориентированная характеристика учащегося
Наличие пробелов в специальных для математики знаниях и умениях, низкое качество мыслительной деятельности ребёнка, единичные пропуски уроков без уважительной причины
Цель индивидуальной индивидуально-групповой работы по предмету
Работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях и работа по развитию мыслительных операций
Основное содержание учебного материала
Нахождение значения выражения (действия с положительными и отрицательными числами десятичными и обыкновенными дробями), Функции, их графики и свойства; линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства, определение квадратного корня и его свойства; рациональные дроби; алгебраические выражения, треугольники, соотношения между сторонами и углами треугольника, площади, четырёхугольники, окружность
Источники дополнительной информации
Математика 9 класс, типовые тестовые задания, под редакцией И.В.Ященко
Планируемые результаты
Получение положительной оценки на итоговой аттестации
Приложение 2
№п/п
Тема
Дата (план)
Дата (факт)
Основное содержание
1
Числа и вычисления
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость натуральных чисел. Простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10
Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком
2
Дроби
Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями
Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичная дробь, сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
………………
33
Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ
Индивидуальная работа
34
Итоговое занятие.
Пробное тестирование
HYPER13PAGE HYPER15
4