Индивидуальный план по самообразованию на 2024-2025 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» | Мой кабинет. Работа №348806
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Индивидуальный план по самообразованию
на 2024-2025 учебный год.
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи для педагога :
повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
формировать знания, умения и навыки воспитанников;
Задачи развития экологических представлений у детей:
1.Образовательные:
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка,
прежде всего
как средства становления осознанно правильного отношения к природе.
-Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, поселке), о взаимодействии человека и природы.
- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.
-Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
- Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
2..Развивающие:
-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
3. Воспитательные:
-Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание
помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
- моделирование ситуаций;
- игровая деятельность
(сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.)
;
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов;
видеопрезентаций
-
инсценирование
сказок;
- досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
- участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
- беседы
- чтение художественной литературы
- экологические проекты, акции
- организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
- организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
Проекты за учебный год:
«Огород на подоконнике»;
«Осеннее вдохновение»;
«Берегите Землю»
;
«Природа Якутии»
Работа с семьей:
Анкетирование «Экологическое воспитание детей».
Подборка экологической литературы для родителей.
Выставка совместных поделок
Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».
Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.
Совместная работа детей и родителей: «
Природа Якутии
» (выставка рисунков).