Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инфографика как способ визуализации информации | Кудрявцева Наталья Александровна. Работа №299587

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кудрявцева Наталья Александровна
В современных условиях обучения, каждый творческий учитель в своей практике имеет  комбинацию приемов, которые позволяют сделать урок интересным, превратить сложный материал в красивую и интересную историю.

Реалии современного времени, стандартизация и информатизация образования, необходимость развития концептуального мышления, компетентностный подход, требуют применения инновационных технологий. 

 

Данная статья посвящена такому методу, как составление Инфокарт (инфографик), т.е.  графической передачи информации, т.е. наглядный метод обучения.  О возможности применения инфографики на уроках истории и обществознания.

«Инфографика как способ визуализации информации

озможности применения инфографики на уроках истории и обществознания)»

Каждый творческий учитель имеет в практике комбинацию приемов, которые позволяют сделать урок интересным, превратить сложный материал в красивую и интересную историю.

Визуализацияформирование: зрительного наглядного или мысленного образа.

Визуальное представление сложной учебной информации ясно, содержательно, эстетически привлекательно, становится требованием современности.

Что же такое инфографика?

«Инфографикаэто область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний». В. Лаптев

Для работы с систематизацией информации я предлагаю такой метод, как составление Инфокарт (инфографик), графической передачи информации, т.е. наглядный метод обучения. Этот метод основывается на методе кластеров. Инфографика - это распространенная практика в СМИ отражать на одном слайде в графике и символах какой-либо темы. Инфокарта как способ отражения главных особенностей изучаемой темы выполняется на ватмане или в электронном виде. Её особенностьсодержание всех аспектов изучаемой темы.

Использование данного метода помогает реализовать такие дидактические принципы, как наглядность, доступность, принцип учета индивидуальных особенностей учащихся.

«В обучении метод инфографики играет очень важную роль, потому что она целиком направлена на визуальное восприятие и закрепление образов, задействует зрительную и ассоциативную память учащегося. Использование инфографики позволяет сконцентрировать большие объемы информации в изображениях, наглядно продемонстрировать соотношение объектов и явлений, размещенных в пространстве и во времени, показать развитие и тенденции».

Инфографика способствует формированию универсальных учебных действий, в частности, навыка целеполагания. Создание инфографики требует от учащихся навыков извлечения информации, ее анализа и отбора, сравнения, использования знаний из других предметов. При этом возрастает глубина понимания учащимися учебного материала, развиваются самоконтроль, исследовательские и метакогнитивные навыки; развиваются такие способности как креативность, творческий подход к подаче учебного материала. Работа по созданию инфографики может быть организована индивидуально, в парах, группах.

Предметное обучение, с использованием инфографики, будет эффективным, только при условии системной деятельности по развитию навыков визуальной подачи информации. Универсальность метода проявляется в возможности представления информации в виде графика, схемы, таблицы, линии времени. Учитель может использовать его при проектном обучении, заменить им написание исследовательских эссе. Инфографика способствует реализации дифференцированного подхода в изучении учебного материала. Однако есть определенные проблемы, связанные с ограничением во времени учебной деятельности, возможностью использования компьютеров и спецификой самого предмета. Без регламентированного применения инфографики в уроках, данный метод будет неэффективным. Поэтому учителю важно определить те элементы инфографики, которые способствуя развитию визуальной грамотности, также будут развивать необходимые предметные навыки и способности.

Инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя:

-        визуальные элементы,

-        тексты, которые поясняют эти визуальные элементы.

Основная цель инфографикиинформирование о какой-либо проблеме, явлении, о ряде фактов.

Основное отличие инфографики от других видов визуализации информацииеё метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.

Существует три типа инфографики:

статичная

чаще

всего

одиночный

слайд

без

анимированных

элементов

.

Наиболее

простой

и

распространенный

вид

инфографики

;

интерактивная

содержит

анимированные

элементы

,

пользователи

могут

той

или

иной

степени

)

взаимодействовать

с

динамическими

данными

.

Этот

вид

инфографики

позволяет

визуализировать

большее

количество

информации

в

одном

интерфейсе

;

видеоинфографика

представляет

собой

короткий

видеоряд

, в

котором

сочетаются

визуальные

образы

данных

,

иллюстрации

и

динамический

текст

.

Принципы создания инфографики:

-        актуальность и востребованность темы;

-        простота и краткость;

-        креативность;

-        образность;

-        точность и организованность информации;

-        эстетическая привлекательность.

Инфографика держится на трех принципах:

Смысл

;

Сравнение

;

Управление

вниманием

.

Существуют различные жанры инфографики:

-        инструкция,

-        информационный плакат,

-        памятка,

-        статистические исследования,

-        путеводители

Большое значение имеет возможность применять выбранные элементы без привязки к компьютерным программам. Исходя из собственного опыта, на уроках истории предлагается применение ленты времени, исторической карты, как элементов инфографики. Чем был обусловлен выбор этих элементов?

История — это предмет, который рассматривает пространственно-временные связи происходящих событий. Данные связи «выражаются в утверждениях, что после какого-то события в таком-то месте произошло нечто, что такие-то события имели место в то же самое время в других местах или какой-то процесс продолжается в такой-то стране(месте) столько-то лет».

На уроках истории очень важно развитие принципов исторического исследования, главными из которых являются: – принцип историзма; – принцип системного подхода (системности); – принцип объективности; – принцип ценностного подхода. Регулярная работа с картами и лентой времени, позволяет сформировать исторические представления.

Ученые классифицируют их на три вида:

1.Преставления о фактах прошлого;

2. Представление об историческом времени;

3. Представление об историческом пространстве.

Благодаря этим представлениям формируются исторические понятия: чем лучше ученик представляет, когда, где, почему и как это происходило, тем содержательнее для него становится система понятий. Понятие о том, что такое время способствует формированию представления о движении исторического времени, а впоследствии и закономерности развития исторического процесса. Учащийся, также развивает навык структурирования учебного материала для запоминания больших объемов информации, что в совокупности с опытом работы с условными обозначениями, формирует визуальную грамотность в виде инфографики.

Как оценить прогресс учащегося в этом направлении? Для каждого конкретного случая применения инфографики необходимо разработка критериев оценивания. Их выбор зависит от целей обучения, от индивидуальных особенностей класса. Важным моментом является учет как количественных, так и качественных показателей. Например, количественные показатели: сколько учеников в классе смогли выполнить работу, соответствующую всем критериям; сколько на 75 %; сколько учащихся выполнили на 50 %. Качественные показатели основываются на содержании критерия: показал ли ученик максимальное количество причин или следствий; продемонстрировал ли информацию из нескольких источников, возможно с различными взглядами на проблему или же представил только одно мнение.

 

Полезно, чтобы школьники не только использовали готовую инфографику, но и создавали собственную: рисовали взаимосвязи, алгоритмы и схемы, придумывали символы к идеям. В процессе создания инфографики обучающиеся самостоятельно должны добывать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать. Не только систематизировать факты, но и наглядно представлять результат их систематизации. Технология создания инфографики:

 

1-й шагопределите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографикизависимости от предметной сферы). Стоит принять во внимание, что «в графике очень легко отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможномнения и комментарии.

2-й шагразбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются вашей аудиторией.

3-й шагсоздайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и всем известной.

Если вы думаете, что процесс создания инфографики сложный, долгий и трудный, то Вы отчасти правы!

Сложно придумать идею, сформулировать проблему, увидеть "картину" в целом.

 

Итак, что делают учителя и преподаватели с помощью инфографики. Предлагают создать свою инфографику

Показываем инфографику и обсуждаем вместе с классом все детали представленной информации. Затем знакомим с темой урока (к которой инфографика и относится) и делим на малые группы. Каждая группа прорабатывает отдельный аспект вопроса, создаёт и представляет остальным свою инфографику.

Побуждают к дебатам

делит детей на две группы, показывает графику сравнения и предлагает аргументировано защищать противоположные точки зрения. Так ученики не просто усваивают информацию, но и учатся сравнивать факты и убедительно доказывать свою идею.

Заменяют сочинения

Кроме учебной литературы по программе требуется чтение новостей, многие из которых «продвинутый» учитель заменяет инфографикой. Ученики говорят, что это очень экономит время (и очень их радует).

Но главная «фишка» методики — это замена традиционных эссе инфографикой. Школьники сдают визуальные тексты и пересказывают материал с опорой на собственную графику (вспоминаются опорные конспекты В.Ф. Шаталова).

Создают комиксы и линии времени

Задаём обучающимся собрать факты об определённом периоде и организовать их в последовательную линию времени. Учащиеся помладше рисуют комиксы, задействуя тот же принцип — собрать информацию, отобрать важные факты и расположить их в хронологическом порядке. Пересказывать историю проще по собственным комиксам и гораздо интереснее не только самому автору, но и всему классу.

Создают фан-страницы исторических личностей

Можно предлагать детям самостоятельное исследование выдающихся исторических фигур, которые их привлекают больше всего. В процессе создания инфографики и рассказа классу ученики отбирают самые яркие факты, запоминают даты, узнают особенности характера, которые помогают великим людям стать таковыми.

Учат рассуждать

Проводим занятия «Читай и думай вслух» и «Перерисуй данные».

На первых — инфографику нужно прочитать (графики и диаграммы нужно уметь читать!), извлечь максимум полезной информации и сделать всё это вслух. Это помогает интерпретировать информацию, понимать порядок аргументирования идеи, развивает внимательность, память, ораторские навыки.

На вторых — школьники смотрят на инфографику и воспроизводят увиденное своими образами. Можно догадаться, что здесь задействуется визуальное мышление, память, дизайнерские навыки.

 

Данный прием апробировала в

7, 10 классах

.

Использовала в качестве домашнего задания, творческой (проектной) работы, групповой работы на уроках повторения и обобщения.

Первое время ученикам необходимо давать проблемный вопрос, сужающий объем информации (в противном случае, в итоговом варианте работы будут "влеплены" всевозможные картинки, даты, факты);

Если

инфографику

предполагается создавать на уроке - предварительно требуется распределить вопросы, задания; провести деление класса на группы.

Поиск картинок, информации из разных источников рациональнее всего дать на дом, где у учеников имеется скоростной интернет.

На урок повторения и обобщения ученикам разрешается приносить любые гаджеты (планшеты, ноутбуки, сотовые телефоны).

За отведенное время урока ученики успевают придумать общую структуру своей графической работы, при наличии заранее подготовленных иллюстраций, изображений - успевают выполнить работу полностью.

 Особый интерес вызывают уроки публичной защиты, на которых старшеклассники представляют результаты своей индивидуальной или групповой работы. Если ранее к выступающим применяли критику ради критики, то со временем критика заменяется конструктивными рекомендациями, уточнениями, предложениями.

    Таким образом, реалии современного времени, стандартизация и информатизация образования, необходимость развития концептуального мышления, компетентностный подход, требуют применения инновационных технологий. Одной из них является инфографика. С ее помощью достигаются следующие результаты: – формируются навыки работы с текстом, поиском источников; – развиваются умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, выстраивать умозаключения; – развиваются исследовательские и проектные навыки: высказывания гипотезы, определения направлений, поиска решений; – облегчается понимание учебного материала; – развиваются креативность, творческие способности.

Для себя определила - инфографике на уроках быть!    

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×