Инфографика на уроках географии как способ формирования ФГ обучающихся | Кулиничева Оксана Викторовна. Работа №364573
Статья посвящена применению одного из новых приемов формирования функциональной грамотности обучающихся на современном уроке географии – инфографике. Обоснована актуальность использования инфографики для формирования учебно-познавательных и информационных компетенций обучающихся. Приведены теоретические основы использования инфографики на учебных занятиях. Приведены примеры внедрения инфографики в практику образовательного процесса.
ИНФОГРАФИКА НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Кулиничева О.В., Екатеринбург, МАОУ лицей№3
Аннотация. Статья посвящена применению одного из новых приемов формирования функциональной грамотности обучающихся на современном уроке географии – инфографике. Обоснована актуальность использования инфографики для формирования учебно-познавательных и информационных компетенций обучающихся. Приведены теоретические основы использования инфографики на учебных занятиях. Приведены примеры внедрения инфографики в практику образовательного процесса.
Ключевые слова: инфографика, урок географии, функциональная грамотность; процесс создания инфографики;
Сегодняшний день в образовании такой стремительный, что каждому учителю необходимо уметь самостоятельно расставлять акценты в методике преподавания своего предмета в попытках ответить на все возникающие требования общества. Не менее важен и результат нашей работы. Для большинства учеников география не будет являться смыслом жизни, но этот школьный предмет дает возможность найти себя в этом меняющемся мире, мыслить самостоятельно, четко принимать решения, в конце концов, быть более уверенным в себе человеком. Поэтому традиционная трансляция знаний на уроке переходит к творческому переосмыслению изучаемого через поиск новых методов и способов учебной деятельности [1,2]. Объем изучаемого материала в географии достаточно высок, а еще в силу очень больших межпредметных связей с математикой, физикой, биологией, обществознанием и т.д. и для решения многозадачности инфографика подходит как супер способ! Её важнейшие принципы - легкость восприятия, смысл и содержательность. Не секрет, что современным детям сложно работать одновременно с большими текстами и внетекстовым материалом, поэтому данная форма работы позволяет решать проблему осмысления, анализа и объяснения какой-либо ситуации или создавшейся проблемы. Инфографика – способ подачи географической информации в виде рисунков, схем, диаграмм, графиков, карт, картосхем и т.д. На сегодняшний день данный способ подачи информации является одним из самых распространенных в различных сферах деятельности человека [8]. Кроме того, все работы внешнего контроля качества знаний завязаны на способах инфографики. Начиная с 5-6 класса для лучшего усвоения таких непростых географических понятий как географическая карта и план местности, географические координаты, ветер ребята с помощью рисунков, символов изображают главные черты или особенности изучаемых понятий. Данный вид деятельности приемлем на разных этапах урока от ориентировочно- мотивационного до рефлексивного. Работа по созданию географической инфографики состоит из следующих этапов: а) изучаемая тема, цель и задачи; б) сбор и систематизация информации; в) создание макета инфографики; г) итоговый проект инфографики. Степень помощи учителя меняется от класса к классу, все зависит от уровня подготовленности детей и часто инфографика помогает и в мотивации к учебной деятельности, в том числе и получении более высоких отметок за выполнение определенного этапа проекта. Постоянная и кропотливая работа по отработке необходимой географической информации как на уроке, во внеурочной деятельности, так и дома будет обеспечивать вклад в повышение общекультурного уровня наших обучающихся, в том числе в формировании функциональной грамотности. География-тот самый предмет, который успешно интегрирует содержание образования в области естественных и общественных наук и помогает решать самые различные познавательные и практические задачи в реальной жизни. Пример задания по функциональной грамотности для семиклассников [10, с.33].
Великое лиссабонское землетрясение.
Великое лиссабонское землетрясение произошло 1 ноября 1755 года. Оно превратило в руины город Лиссабон, и стало одним из самых разрушительных и смертоносных землетрясений в истории, унеся жизни около 90 тысяч человек за 6 минут. За подземными толчками последовали пожар и цунами, причинившее особенно много бед в силу прибрежного расположения Лиссабона. Это первое изученное наукой землетрясение послужило толчком к зарождению современной сейсмологии. В настоящее время геологи оценивают магнитуду Лиссабонского землетрясения около 8,7. Эпицентр землетрясения находился в Атлантическом океане, примерно в 200 километрах юго-западнее от мыса Сан- Висенте.
Территория
какой страны больше всего пострадала в результате данного землетрясения?
Назовите главную причину возникновения землетрясений на этой территории?
Какие типы воздушных масс формируют климат территории, в пределах которой произошло землетрясение?
Работая над выполнением данного задания, ребята изображают контур Португалии, узнав ее по названной столице, отмечают мыс Сан-Висенте, вспоминают тектоническую карту и изображают границу двух литосферных плит, а также с помощью знаков и символов показывают особенности климата Средиземноморья.
Инфографика – один из самых доступных способов преподнесения информации. Работа с текстами, иногда из разных областей знаний, видеоресурсами, интернет-источниками, обучающиеся самостоятельно подбирают информацию, систематизируют её и наглядно представляют свои результаты работы. Данный способ, на мой взгляд, помогает сделать сложное более простым, а абстрактное-конкретным, что, несомненно, влияет на формирование умения решать проблемы, мыслить критически и креативно.
Литература:
Беловолова
Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии // География в школе. 2016. № 6. С. 55–65.
Болотникова
Н.В. Формирование и развитие естественнонаучной грамотности учащихся как необходимое условие достижения целей обучения в курсе географии / Материалы
Всеросс
. науч
.-
практ
.
конф
., Волгоград, 15 мая 2019 г. С. 19–27.
Гакаев
Р. А.,
Чатаева
М.Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. // Научное обозрение 2014. №
4. С. 45–56.
Кемельбекова
Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 6–9.
Сборник
разноуровневых
заданий по географии / А.Ю.
Сапожкова
, В.Ф.
Ларькова
. Вологда, 2017.
Инфографика
. Сайт. URL:
https://infogra.ru/articles/articles-infographic
(дата обращения 7.10.2022)
Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 2 ноября 2019 года) / Науч.
ред.Е.А.Таможняя
.
М.:Издательство
«Перо», 2020. 385 с.
Смирнова Л.В. География в информатике. Москва,
Эксмо
-Пресс, 2021. 160 с.
Примерная программа основного общего образования. География. Москва. URL:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/4dde44205b0b77acefc168660a48110e.pdf
(дата обращения 26.10.2022)
Естественно-научная
грамотность. Сборник эталонных заданий: Выпуск 2: учебное пособие / Г.С. Ковалева, А.Ю.
Пентин
, Н.А. Заграничная и др. Москва; Санкт-Петербург: Просвещение: Санкт-Петербургский филиал издательства «Просвещение», 2023. 143 с.
Атлас. География. Для подготовки и проведения ОГЭ: Русское слово, 2022. 1
атл
.