"Информационная безопасность детей дошкольного возраста" | Лариса Анатольевна Воронова. Работа №338544
Информационая безопасность детей дошкольного возраста в условиях цифровой современной среды.
! В использовании компьютера, планшета и других гаджетов, несомненно, есть масса положительных сторон. Мы с вами рассмотрели все плюсы и минусы экрана в жизни детей и понимаем, что без компьютера и других средств компьютерной и медиакоммуникации современная жизнь невозможна. наша с вами задача заключается в том, чтобы сделать компьютер помощником и союзником в их воспитании и развитии. И, конечно же, родители должны уделять больше времени общению с детьми, чаще проводить с ними совместный досуг. Нужно обязательно помочь ребенку найти себе увлечение по интересам, возможностям и склонностям ребенка.
Родительское собрание на тему:
«Информационная безопасность детей дошкольного возраста в условиях современной цифровой среды»
январь 2024 г.
Цель: Информирование родителей о нежелательных последствиях влияния современной цифровой и медиа среды на дошкольников.
Задачи:
Актуализировать проблему безопасности детей в сети интернет;
Побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности о безопасности детей в сети интернет;
Поддержать положительный опыт семейного пользования интернетом.
Познакомить родителей с правилами безопасности при работе с интернетом и детскими браузерами.
Ход родительского собрания:
Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания «Информационная безопасность детей дошкольного возраста в условиях современной цифровой среды».
Давайте, представим себя детьми, и вспомним свое детство. Какие главные развлечения у вас всплывают в памяти? Какими играми Вы были увлечены? Как организовывали свободное время? Игры нашего детства были немного иными, чем игры наших детей. «Салки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Глухой телефон» и т. д., чтение интересных книг о великих открытиях, исторических романов также позволяло с пользой провести свободное время.
Известно, что Интернет — сказочная страна. Конечно, здесь не поджидают за каждым кустом зубастые волки, но все же не имея нужных знаний и опыта тут легко попасться в ловушку нечистоплотных пользователей или наткнуться на неподходящий контакт. Взрослые сами могут за себя постоять, но Дети особенно впечатлительны и подвержены влиянию, и опасности Интернета могут оказать на них пагубное воздействие.
Но имеет ли смысл запрещать детям пользоваться сетью? Нет! Запрещать детям пользоваться сетью — это не выход. Такое поведение не поможет обезопасить ребенка.
Однако и полагаться на волю случая тоже не следует. Все риски, с которыми дети могут встретиться в сети, давно известны, и изучены, и соблюдение некоторых простых правил поможет избежать проблем. Большая часть проблем безопасности детей в сети зиждется на нескольких ключевых вопросах, решение которых автоматически убирает их:
Современные дети совсем по-другому смотрят на организацию досуга. Сегодня главное развлечение для ребенка – телефон, планшет, компьютер. Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете, как «по щучьему велению» будет доставлено в ваш дом. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости.
Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но, в то же время, Сеть таит в себе много опасностей.
Ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Часто экран заменяет ребенку живое общение с родными, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт.
В этом возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь – захотел развлечься – взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. А кто бы спорил? Это очень интересно, это завораживающе интересно, это просто волшебство какое-то: ведешь пальцем по экрану, а на экране вспыхивают диковинные рисунки, которые меняют цвет, меняются сами, приходят в движение и даже «поют». И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни «вышибалы», ни «казаки-разбойники» не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: «Дай поиграть!». Чем отличаются реальные игры и игрушки от компьютерных и почему последние наносят вред психике ребенка? Когда ребенок долго играет в спонтанную игру с реальными игрушками, некоторым родителям становится не по себе. Им кажется, что ребенок развлекается, тратит время впустую, поэтому они начинают давать ему игры развивающие. В развивающих играх нет ничего плохого, но они не должны стать полной заменой спонтанной игре. Потому что спонтанная игра бывает значительно полезнее развивающей.
Почему это так? Потому что игра для ребенка — это способ познания мира. Манипулируя игрушками, он узнает их свойства. Когда ребенок становится старше, он начинает придумывать с ними сюжетные игры — так у него развивается фантазия. Параллельно он усваивает роли, функции и отношения между людьми.
Ключевой характеристикой такой игры являются активность и самостоятельность. Это не родители (или инструкции развивающей или даже просто настольной игры) ведут ребенка по сюжету, говорят ему, как ему поступать, вкладывают ему информацию в голову. Он САМ создает свой мир, у него включается познавательный интерес. Если игрушка не обладает теми свойствами, которые нужны ребенку, он переделывает ее, ломает ее и смотрит, что там внутри, чинит, учится обращаться с ней более ловко, придает ей новые функции, меняет сюжет, проигрывает вновь и вновь свои неудачи и в игровой форме, ищет выход. В общем, он учится массе вещей, он находится в процессе познания и активного творчества.
А что происходит с ребенком, который играет в компьютерную игру?
Во-первых, возможности придумать и создать свой собственный мир у него уже нет. Мир игры — яркий и завлекающий — для него уже создали. Это значит, что собственная фантазия у него уже не работает.
Во-вторых, у него засыпает познавательный интерес. Ничего нового в игре не происходит, после того, как он усвоил ряд простых правил. Далее он просто бесконечно осуществляет одни и те же примитивные манипуляции с виртуальными предметами.
В-третьих, манипуляции эти - не его собственные, а те, которые придумали для него. А поскольку они просты и примитивны, и вся цель их сводится к не менее примитивной награде, то ни о какой творческой активности и речи быть не может.
В-четвертых, быстрота получения результата и награды в сочетании с минимальными затраченными усилиями («нажми на кнопку — получишь результат») создает у ребенка иллюзию собственной силы и ловкости, в то время как на самом деле он остается пассивным.
В-пятых, ребенок привыкает к тому, что можно получить быстрый результат, используя минимальные усилия и не неся при этом серьезных потерь при проигрыше: игрушка реально не сломана, никакого физического дискомфорта он не испытывает. Далее, в реальной жизни, он сталкивается с тем, что добиться положительного результата значительно трудней, что за него нужно расплачиваться чем-то, что можно проиграть, а кнопки «рестарт» нет.
Рекомендуется соблюдать следующие ограничения пользования дошкольником компьютером или планшетом:
- продолжительность пребывания за компьютером (использования мобильного телефона, планшета и т. д.) не должна превышать 10 минут для детей 5 лет и 15-20 минут для детей 6-7 лет;
- не стоит допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще трех раз в неделю, более одного раза в течение дня. А также поздно вечером и непосредственно перед сном;
- необходимо следить за тем, во что играет ребенок, и какие фильмы он смотрит;
- используйте будильник, чтобы ограничить время игр или пребывания ребенка в Сети.
- Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается ребенок.
- Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.
- В жизни ребенка должно быть как можно больше реальных событий: забота о домашних животных, общение с друзьями, занятие спортом, общий со взрослыми досуг в будни и выходные, веселые приключения.
Уважаемые родители! В использовании компьютера, планшета и других гаджетов, несомненно, есть масса положительных сторон. Мы с вами рассмотрели все плюсы и минусы экрана в жизни детей и понимаем, что без компьютера и других средств компьютерной и медиакоммуникации современная жизнь невозможна. Хорошо, что современные дети легко и быстро осваивают современную технику, а наша с вами задача заключается в том, чтобы сделать компьютер помощником и союзником в их воспитании и развитии. И, конечно же, родители должны уделять больше времени общению с детьми, чаще проводить с ними совместный досуг. Нужно обязательно помочь ребенку найти себе увлечение по интересам, возможностям и склонностям ребенка. Желаю вам обязательно достичь успехов в воспитании детей и чаще радоваться этому!