Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Информационная безопасность детей с ОВЗ | Савушкина Елена Игоревна. Работа №334039

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной.    Информационное общество со стремительным развитием технологий масс медиа, IT порождает новые угрозы, и требует от нас выработки адекватных правил поведения и жизни в этом обществе.

Сегодня уже с полной уверенностью можно говорить, что наряду с природной и социальной средами существует виртуальная среда.

Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры.

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
   Информационное общество со стремительным развитием технологий масс медиа, IT порождает новые угрозы, и требует от нас выработки адекватных правил поведения и жизни в этом обществе.

Сегодня уже с полной уверенностью можно говорить, что наряду с природной и социальной средами существует виртуальная среда.

Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры.

Дети с ОВЗ это особая категория людей, имеющая затруднения в обслуживании, общении, обучении. Это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития. Дети с особенностями развития наиболее уязвимы в информационной среде. Дети с овз характеризуются нарушениями в когнетивной сфере это мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), в эмоционально-волевая сферы – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.

Задача взрослых научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком овз необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Наиболее эффективным механизмом информационной безопасности детей дошкольного возраста может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения детей выбирать безопасную информацию.

Интернет – не только инструмент развития, но и информация, полученная в сети, может быть как развивающей, так и ведущей к разрушению личности. Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. СМИ являются не только носителем информации, а точней доносителем ее до масс, но и мощнейшим аппаратом манипуляционного действия. Нет книг, фильмов, показывающих «человека труда», «семьянина». Происходит потеря института семьи, модной для детей стала тема «счастливый ребенок без родителей».

Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов.

Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребенок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение 5 домашнего задания, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости). В качестве возможных рисков выделяется повышенная агрессивность, расторможенность, эмоциональная лабильность, несформированность коммуникативных навыков и др.  Когда речь идет о влиянии компьютерных игр на познавательное развитие ребенка, очевидным является тот факт, что в ранних возрастах подмена реального практического опыта действиями в виртуальном пространстве негативно сказывается на развитии когнитивных процессов, и в первую очередь — восприятия.

Мышление становится клиповое - это тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, малосвязанных между собой образов. В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей гиперактивность: к концентрации на каком-либо занятии;отсутствие заинтересованности делом; повышенной рассеянностьюногим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей.

Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного игрового пространства. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Обеспечение психологической и информационной безопасности ребенка и подростка с ограниченными возможностями здоровья в интернете является важнейшей задачей современного общества, во многом это задача семейного воспитания. В Национальной стратегии действий в интересах детей, определяющем основные направления государственной политики в сфере защиты детства, зафиксировано, что акцент должен быть на создании и внедрении программ обучения детей и подростков с особенностями развития правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, а также профилактике интернет-зависимости.

Информационная безопасность дошкольников рассматривается как "состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и физическому, психическому, духовному, нравственному развитию".

28 апреля 2023г была принята Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105–р).

Концепция предусматривает введение в школе обязательного урока цифровой грамотности. Ведение просветительской работы с родителями, педагогами, учителями. Расширение спектра программ помощников.

Работа педагогов, в том числе и педагогов психологов не смотря на то, что каждый случай индивидуален будет идти в следующих направлениях:

1) формирование устойчивой и позитивной самооценки, уверенности в себе;

2) развитие коммуникативных навыков и восстановление межличностных отношений, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции:

социально-психологическая адаптация: повышение стрессоустойчивости, активности

Любая профилактическая работа будет тесное взаимодействие и работа с семьей;

.Психолог может помочь родителям, членам семьи осознать важность и необходимость следить за контентом ребенка. Для этого можно использовать индивидуальную работу, проводить семинары, тематические встречи.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×