Информационная открытость как вектор развития дошкольной организации" | Епишина Ольга Константиновна, Шаравина Юлия Валерьевна. Работа №338315
Одним из важнейших условий эволюционного развития образовательных учреждений в современных условиях является обеспечение открытости её деятельности для всех заинтересованных общественных групп, организаций и структур.
Когда мы слышим словосочетание "информационная открытость", то в первую очередь, думаем о сайте организации. С точки зрения грамотного управления ДОУ это не совсем так.
У современных руководителей существует дефицит знаний в области организации и управления информационными процессами на уровне образовательного учреждения, направленными на обеспечение открытости образовательной организации социуму.
Тема моего проекта «Информационная открытость как вектор развития имиджа дошкольной образовательной организации»
Цель проекта: Создание открытого информационного пространства как условие развития позитивного имиджа дошкольной образовательной организации
Срок реализации проекта: 2024-2025 учебный год
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный, планово-прогностический
2 этап - практический, основной
3 этап – анализ качества достигнутых результатов
Задачи вы видите на экране, они представлены по каждому этапу реализации проекта, чуть позже я их озвучу:
1 этап:
1. Изучение нормативной базы по теме проекта
2. Определение инструментов информационной открытости и анализ использования данных инструментов в ДОУ
2 этап:
1. Обеспечить качество содержания представленной информации об ОО на используемых интернет- ресурсах
2. Осуществить переход от оперативного информирования к взаимодействию, включенности участников образовательных отношений в решение задач совместной деятельности в ОО
3. Разнообразить формат представления информации, публикуя разные виды контента (голосование, опросы, конкурсы, интервью) для привлечения социальных партнеров, расширения целевой аудитории,
4. Создание продуктивного информационного пространства ДОУ сайт – социальные сети – персональные блоги – взаимодействие с внешней средой
3. Повышение профессиональной медиакомпетентности педагогов
3 этап:
1. Анализ качества достигнутых результатов, корректировка, совершенствование проекта
Актуальность
2 слайд - Одним из важнейших условий эволюционного развития образовательных учреждений в современных условиях является обеспечение открытости её деятельности для всех заинтересованных общественных групп, организаций и структур.
Когда мы слышим словосочетание "информационная открытость", то в первую очередь, думаем о сайте организации. С точки зрения грамотного управления ДОУ это не совсем так.
У современных руководителей существует дефицит знаний в области организации и управления информационными процессами на уровне образовательного учреждения, направленными на обеспечение открытости образовательной организации социуму.
3 слайд - Имеет место ряд противоречий:
- между запросами к ОО со стороны социума и сложившейся системой информационных процессов на уровне ОО
- между появлением различных форм информирования о результатах работы ОО и ограниченностью способов использования этих форм в системе управления;
- между необходимостью вовлечения педагогических работников в процесс информирования участников образовательных отношений и недостаточной готовностью педагогов к осуществлению этой деятельности.
Указанные противоречия определяют проблему «Каковы инструменты, формы и методы организации информационного взаимодействия ОО и социума для обеспечения информационной открытости образовательного учреждения?»
5 слайд
Работу над проектом мы начали с изучения нормативной базы.
Первым стратегическим документом, определившим направления развития информационного общества в России, стала Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации,
Она положила начало интенсивному использованию органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий.
Принципы Стратегии вы видите на экране, мы хотим обратить внимание на основные:
) обеспечение прав граждан на доступ к информации;
) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных технологий;
) обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
6 слайд
В действующем законодательстве определение понятия «информационная открытость» отсутствует. Оно определяет информационную открытость только как принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
В этой связи понятие информационной открытости интерпретируются по-разному. Одни ученые подразумевают под информационной открытостью развитие дистанционных образовательных технологий. Вторые считают, что информационная открытость образовательной организации – определенная система норм и правил, направленная на создание взаимосвязи между образовательными организациями и обществом с целью удовлетворения информационных потребностей последних о деятельности образовательного учреждения.
7 слайд - Федеральный закон «Об образовании» регламентирует информационную открытость образовательных учреждений. В статье 29 Федерального закона раскрывается содержание принципа информационной открытости. В соответствии с данной статьей образовательные учреждения формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» , в соответствии с
8 слайд - постановлением Правительства «Об утверждении Правил размещения информации на официальном сайте и Приказом Рособрнадзора «Об утверждении требований к структуре официального сайта».
Таким образом, устанавливаются общие требования для сайтов всех образовательных организаций.
В пункте 3.2.8 ФГОС говорится о том, что организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности.
9 слайд - Такое восприятие понятия "информационной открытости" приводит к тому, что она рассматривается, прежде всего и чаще всего, только как нормативное требование.
Иными словами, у нас есть сайт, он соответствует законодательству — значит, мы информационно открыты и прозрачны.
Но в современном обществе, для современного руководителя такой подход недостаточен, он не включает в себя все возможные способы формирования положительного имиджа и ограничивает возможности развития ДОУ.
10,11 слайд - Для современного руководителя «Информационная открытость" – это не просто представление своей деятельности широкому кругу общественности, но и готовность с этой общественностью входить в контакт. Целью такого вовлечения является повышение качества принимаемых решений и достижение баланса интересов. Открытый диалог –категория, которая предполагает непосредственное участие граждан в принятии решений и возможность осуществления контроля, что в свою очередь, делает деятельность организации открытой, прозрачной, снижает коррупционные риски, способствует формированию доверия, налаживанию партнерского взаимодействия и в конечном итоге, формированию положительного имиджа ДОУ и его развития.
12 слайд - Исходя из этого можно представить Формулу построения позитивного имиджа:
ИЗВЕСТНОСТЬ (люди должны о вас узнать) х НАДЕЖНОСТЬ (людей должно к вам потянуть) = РЕПУТАЦИЯ
Следующий шаг работы над проектом -это определении инструментов информационной открытости и анализ использования данных инструментов в ДОУ
14 слайд - Базовым механизмом для обеспечения открытости системы образования является государственно-общественное управление на уровне ДОУ. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Иркутска, Уставом и строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
В нашем ДОУ сформированы коллегиальные органы управления:
1.Общее собрание работников
2. Совет Учреждения
3.Педагогический совет.
4. Совет родителей ДОУ.
13 слайд - Для более широкого и эффективного доступа к информации определены следующие ИНСТРУМЕНТЫ, условно, которые можно разделили на 2 группы.
первая группа - публичные ресурсы, обязательные для всех образовательных организаций, регламентированные государственными требованиями
вторая группа – это ресурсы, не являющиеся обязательными для всех образовательных организаций, не регламентированные государственными требованиями, но позволяют решить потребности конкретной образовательной организации.
14 слайд – К первой группе относятся официальные сайты для размещения информации
16 слайд - Автоматизированные информационные системы сбора статистической отчетности
17 слайд - В соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на сегодняшний день мы имеем официальные страницы в социальных сетях «В контакте» и «Одноклассники».
Для образовательного учреждения подобные сервисы – это мощный инструмент организации взаимодействия детей, родителей, педагогов и управленческой команды, Социальные сети представляют возможность получать обратную связь от посетителей страницы или группы, а также наличие мобильных версий упрощает коммуникацию и соответственно делают учреждение информационно открытым.
Но проведя анализ информации, представленной на данных ресурсах, мы пришли к выводу, что использование данного инструмента сводится к оперативному информированию родителей о жизнедеятельности детей ДОУ и мероприятиях в городе.
Вторая группа инструментов, которые не являются обязательными для всех образовательных организаций, не регламентированы государственными требованиями, но позволяет решить потребности конкретной образовательной организации.
20 слайд - Более доступными источниками информации являются Групповые чаты, которые выступают в роли инструмента коммуникации администрации детского сада, педагога воспитанников и родителей. Положительные формы данной работы очевидны, чаты дают участникам возможность узнать конкретную информацию быстро и своевременно. Участники группы имеют возможность предложить собственное видение решения актуальных проблем, высказывают своё мнение, могут проявить себя, реализовать свои идеи.
21 слайд - Персональные блоги педагогов мы также рассматриваем, как инструмент информационной открытости учреждения.
22 слайд - Возможности блогов не так широки, как у сайтов, хотя в последнее время стираются явные различия между блогами и сайтами. Основная функция блога – коммуникативная. Характерной особенностью блога является наличие сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором в комментариях к посту (записи) блога.
23 слайд - Создавая блоги, педагоги открывают дополнительные возможности как для себя, так и для других участников и читателей их блога:
новые навыки в работе с персональным компьютером: публикации фотографий, слайд-шоу, посвящённые групповым мероприятиям, праздникам, экскурсионным поездкам; фильмы и клипы, гаджеты, виджеты;
обмен опытом с коллегами из других регионов, ссылки на полезные ресурсы сети, комментарии к материалам;
обратную связь с родителями: полезные советы родителям, объявления.
размещение материалов и ссылок на веб – ресурсы для распространения опыта;
средства мультимедиа, которые пополнят копилку технических средств, продемонстрируют наглядность к новой теме.
В нашем учреждении блог имеют лишь 35% педагогов. Вместе с тем использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, а именно наличие блога или персональной страницы на сайте является одним из критериев установления квалификационной категории.
24 слайд - Информационные стенды. Доступно, кратко, иллюстративно, освещаются основные особенности учреждения, линии развития, рассказывается о специалистах, достижениях коллектива. Данный инструмент является традиционным, односторонним каналом связи.
25 слайд – традиционные формы информирования родителей, потенциальных потребителей услуг, социальных партнеров: групповые и общие родительские собрания; открытые занятия; индивидуальные консультации и беседы; единый консультационный день, дни открытых дверей; выставки, информационные листы; участие в информационных мероприятиях, проводимых органами управления и другими учреждениями.
30 слайд -Активное взаимодействие с внешней средой.
Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательной организации, важное место занимают социальные партнеры, которые являются не только инструментом информационной открытости, но и ее результатом.
Решению проблемы выхода за рамки детского учреждения и ближайшего социума способствует участие педагогов, дошкольников и родителей в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня, в том числе дистанционных. Учреждение активно взаимодействует с близлежащими образовательными и культурными учреждениями микрорайона, Иркутским региональным педагогическим колледжем, педагоги и воспитанники активными участниками конкурсов различного уровня и направлений.
В данном направлении мы видим, что взаимодействие осуществляется в основном на муниципальном уровне, необходимо выходить за его рамки, тем самым привлекая социальных партнеров регионального и всероссийского значения для открытия больших возможностей и развития учреждения.
Таким образом, информационная открытость как пазл складывается из возможностей распространять информацию о себе, своей деятельности, своих проектах через разные источники, площадки и ресурсы.
Определение инструментов информационной открытости и анализ их использования в учреждении позволил выделить слабые стороны учреждения (на экране выделены красным) и определить задачи основного этапа реализации проекта:
1. Обеспечить качество содержания представленной информации об ОО на используемых интернет- ресурсах
2. Осуществить переход от оперативного информирования к взаимодействию, включенности участников образовательных отношений в решение задач совместной деятельности в ОО
3. Разнообразить формат представления информации, публикуя разные виды контента (голосование, опросы, конкурсы, интервью) для привлечения социальных партнеров, расширения целевой аудитории,
4. Создание продуктивного информационного пространства ДОУ сайт – социальные сети – персональные блоги – взаимодействие с внешней средой
5. Повышение профессиональной медиакомпетентности педагогов
Для решения поставленных задач определены необходимые ресурсы:
Кадровые – педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, введение в штат специалиста по информационным ресурсам
Материально – технические – обеспечение доступа к высокоскоростному интернету в групповых помещениях детского сада (увеличение скорости до 50 МБ/сек)
Партнерские: СМИ, консультационные услуги специалистов по информационным технологиям
Количественный результат:
Увеличение целевой аудитории информационного пространства ДОУ
100% ведение блогов педагогами
Увеличение количества социальных партнеров различного уровня
Качественный результат:
1. Позитивный имидж облегчает доступ образовательных учреждений к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т. д.;
2. Учреждение со сформированным позитивным имиджем становится более привлекательным для педагогов, так как может обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
3. Устойчивый позитивный имидж создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
4. Повышение конкурентноспособности среди ДОУ за набор детей, реализацию программы и т.д.
Риски
- Противоречия между запросами к ОО со стороны социума и сложившейся информационной системой в ДОУ
- Ограниченность способов использования форм информационной открытости в системе управления организацией
-Отсутствия опыта и специалистов в подготовке информационных материалов на доступном для общественности языке
- Неготовность педагогов к осуществлению данного проекта
- Отсутствие финансирования
Бюджет:
Курсы повышения квалификации для сотрудников – 1500 руб. /чел =52500
Увеличение скорости интернет до 50МБ/сек–45000/год
Введение в штат специалиста по информационным ресурсам –з/п 15.000 руб/мес =200.000 руб/год
Итого: 297.500тыс.руб
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ: обеспечение информационной открытости требует изменения характера организации информационных процессов на уровне образовательного учреждения. Основными направлениями информационной политики ДОУ, стремящегося к развитию, должны стать: расширение числа каналов информирования субъектов внешней среды, изменение состава участников информационного обмена и обеспечение учёта существующих информационных потребностей представителей социума.