Информационно-коммуникационные технологии | Татьяна Алиевна Кустышева. Работа №316241. Номер работы: №316241
Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними продолжающаяся реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента в современной системе образования. Сегодня преподаватель обязан владеть не только навыками в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное их применение в своей непосредственной деятельности. В статье рассматриваются плюсы и минусы применения ИКТ в образовательном процессе.
Кустышева Татьяна Алиевна
Преподаватель высшей категории СТСИ
«Информационно-коммуникативные технологии -
перспективы и проблемы»
Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними продолжающаяся реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента в современной системе образования. Сегодня преподаватель обязан владеть не только навыками в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное их применение в своей непосредственной деятельности.
Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Какие возможности ИКТ дают преподавателю? И есть ли недостатки в применении средств ИКТ?
Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Таким образом, информационно-коммуникационная технология – это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.
В настоящее время средства ИКТ способствуют решению следующих дидактических задач:
Улучшению качества и организации процесса преподавания, повышение уровня
индивидуализации обучения;
Повышению качества и продуктивности самостоятельной работы студентов
;
индивидуализации работы
педагога;
обеспечению более свободного
доступ
а
к материалам и разр
або
ткам, подготовленным педагогом
;
повышению мотивации
к обучению;
активизации
процесс
а обучения, привлечения студентов
к исследовательской деятельности;
обеспечения гибкости
процесса обучения
Средства ИКТ бывают:
1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.
2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.
3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.
4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.
5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.
6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.
7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.
8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.
9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность студентов реализована в игровой форме.
Наиболее широкое распространение в настоящее время получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, применение средств мультимедиа. Именно эти средства ИКТ я имею возможность применять в своей работе при подготовке к учебным занятиям и их проведении.
Средства ИКТ обеспечивают широкий доступ к учебно-методической и научной литературе, к организации оперативной консультационной помощи, обмену информацией и мнениями по проблемным вопросам. Оснащение учебных кабинетов средствами мультимедиа приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения студентов, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают точнее выстроить структуру урока, эстетически его оформить. Ещё одним достоинством мультимедиа является эмоциональное воздействие на студентов, так как анимации, видеосюжеты, учебные фильмы, а также звуковое сопровождение слайдов формирует у студентов эмоциональный интерес и личностное отношение к увиденному и услышанному. Ну и как результат - повышение мотивации к обучению. Применение мультимедийных средств позволяет также сократить время при выполнении заданий, дает возможность преподавателю сделать урок более насыщенным и наглядным, что повышает продуктивность урока. С появлением компьютерных сетей и аналогичных им средств ИКТ студент имеет возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). Поэтому средства ИКТ важны как для преподавателя, так и для студента, который может значительно быстрее найти и воспользоваться необходимой информацией при выполнении заданий самостоятельной работы, а также при подготовке проектов по учебной дисциплине.
На основании своего профессионального опыта могу отметить, что применение средств ИКТ имеет следующие достоинства:
за счет использования на занятиях компьютера есть возможность выполнить трудоемкую часть своей работы с помощью компьютера и представить процесс обучения в более интересной форме;
за счет того, что во время занятий можно проводить компьютерное тестирование и использовать диагностические методики можно быстро узнать, насколько хорошо ученики разобрались в изученном материале, и оперативно внести в него необходимые изменения;
особую роль для студентов и преподавателя приобретает то, что сразу по завершении выполнения теста можно увидеть результат, содержащий все ошибки.
Но.. не следует полностью вытеснять отработанные и признанные педагогикой классические приемы и методы обучения при проведении учебных занятий и заменять их средствами ИКТ. «Все хорошо в меру». Постоянное применение ИКТ наряду с преимуществами имеет и недостатки, которые могут привести к определенным трудностям, а именно:
пр
еподавателю необходимо затрачивать
огромное количество времени, чтобы
под
готовиться к учебным занятиям;
нет компьютера в домашнем пользовании у
некоторой части
студентов
;
не всегда
представляется
возможность
оперативного взаимодействия с системным администратором или преподав
ателем информатики, чтобы реша
ть
технические
проблемы при использовании средств ИКТ
;
в рабочем графике преподавателей не отведено время для исследования возможностей Интернет
;
существует вероятность, что, увлекшись пр
именением ИКТ на уроках, преподаватель
перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам
;
привыкание студентов к возможно однообразной форме преподнесения информации, что может привести к утомляемости и снижению интереса со стороны
некоторых
студентов
;
проблема недостаточного финансирования технического обеспечения учебных занятий, что может привести как к физическому, так и к моральному износу средств ИКТ
.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
информационно-к
оммуникационные технологии - это
важная и
необходимая
часть
современного общества и образования;
средства информационно-коммуникационных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;
информационно-коммуникационные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;
применение информационно-коммуникационных технологий может иметь
также и
некоторые
негативные последствия;
ИКТ – это помощники преподавателя, а не полноценная альтернатива
.