ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ОБУЧЕНИИ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ | Шульдайс Яна Адисоновна. Работа №350287
В данной статье дается определение информационно-образовательной среды. Рассматривается понятие образовательной платформы, приводятся примеры образовательных платформ для обучения вторым иностранным языкам (испанскому и немецкому), описываются их достоинства и особенности применения.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, образовательная платформа, обучение второму иностранному языку.
Шульдайс Я.А.
(учитель иностранных языков МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска»),
Санатина М.В.
(учитель иностранных языков МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска»)
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ОБУЧЕНИИ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: В данной статье дается определение информационно-образовательной среды. Рассматривается понятие образовательной платформы, приводятся примеры образовательных платформ для обучения вторым иностранным языкам (испанскому и немецкому), описываются их достоинства и особенности применения.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, образовательная платформа, обучение второму иностранному языку.
Key words: information-educational environment, educational platform, second foreign language teaching.
В эпоху передовых технологий в целях достижения нового качества образования на первое место выступает его информатизация, главной задачей которой является разработка единой информационно-образовательной среды.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС) «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»[1], то есть невозможно представить создание информационно-образовательной среды на уроках иностранного языка без применения в процессе обучения образовательных платформ и использования компьютера, интерактивной доски, проектора и т.п.
Применение ИКТ в образовательном процессе представляет собой осознанный процесс технологизации повседневных процессов, «как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого профессионализма деятельности» [2].
Совершенно очевидно, что на занятиях с использованием ИКТ изучение языка становится увлекательным и даёт отличные результаты. Неотъемлемой частью образовательного процесса является элемент самоконтроля, который в свою очередь способствует развитию рефлексии. Наличие рефлексионного элемента, как отмечает С.В. Тетина, «позволяет учителю иностранного языка привнести своё осмысленное представление о собственном учении в процессе контроля и самоконтроля» [3, с. 122].
Богатое разнообразие образовательных порталов и компьютерных интерактивных уроков, доступ к многим из которых стал бесплатным в условиях пандемии, позволяет преподавателю обучать иностранному языку с большим успехом. Большинство электронных платформ предлагает хорошо систематизированные уроки для преподавания английского языка, однако, материалы по вторым иностранным языкам не представлены на достаточном уровне, поэтому целью нашей статьи является представление описания основных информационно-образовательных ресурсов, которые педагог может применить в ходе обучения вторым иностранным языкам (испанскому и немецкому).
Информационная интернет-площадка с образовательным контентом понимается нами как образовательная платформа. Данная платформа специально разработана для взаимодействия педагога с учеником или ученика с учеником [4]. Благодаря использованию образовательной платформы учителю легче создавать и размещать учебные материалы, проверять и оценивать задания. Стоит отметить, что при таком подходе можно успешно реализовать технологию разноуровневого обучения. Так на испанском сайте videoele.com предлагаются обучающие видеоролики и разработанные для них интерактивные задания от уровня А1 до уровня B2. Усложняет работу педагога отсутствие журнала, результаты работ, выполненных удаленно, не отражаются на странице учителя, ученикам приходится сохранять и высылать фото экрана.
Широкую популярность приобретает портал Российская Электронная Школа (РЭШ), в котором размещены интерактивные уроки, построенные на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Данные уроки полностью соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе общего образования. Необходимо также отметить, что РЭШ является одной из немногих отечественных образовательных площадок, предлагающих обучающие видео-уроки, отработку лексико-грамматического материала, выполнение практических и проверочных заданий по испанскому и немецкому языкам. Среди недостатков данного портала можно назвать встречающиеся ошибки, частое зависание сайта и непродуманную систему оценки знаний (например, в задании на отработку грамматического материала засчитывается полностью правильно выполненное упражнение, а не отдельный ответ). Однако при надлежащей доработке данная платформа станет неотъемлемой частью работы преподавателя второго иностранного языка.
Внедрение аутентичных образовательных платформ в процесс обучения обогащает инструментарий педагога, позволяет пользоваться оригинальными текстами и ориентироваться в иноязычной информационной среде. На сайте по обучению немецкому языку learngerman.dw.com можно потренироваться во всех видах речевой деятельности, выполнить задания по аудированию, чтению и лексико-грамматические упражнения.
Таким образом, так как качество информационно-образовательной среды определяет успешность образования учащихся, педагог должен основательно подходить к выбору используемых материалов, онлайн-платформ, ИКТ. В целях эффективного обучения испанскому и немецкому языкам учителю следует обращаться не только к отечественным, но и зарубежным разработкам. Разнообразие электронных платформ дает возможность выбрать подходящие материалы, вести журнал результатов, давать дополнительные задания и разрабатывать свои методические комплексы.
Список используемой литературы
1. ФГОС ООО [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования]. – М.:Просвещение, 2011. – 48с
2. Бодичева, Л.В. Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении / Л. В. Бодичева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7933/ (дата обращения: 25.08.2020).
3. Тетина С.В Языковой портфель учителя иностранного языка как средство саморегуляции профессионального роста / С.В. Тетина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - № 4 (25). 2015 – С.119-123
4. Левина К. Координатор образовательной онлайн-платформы как перспективная профессия в сфере образования [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/koordinator_obrazovatelnoj_onlajn_platformy/20-1-0-379 (дата обращения: 25.08.2020).