«Информационно – коммуникативные технологии в образовательном процессе» | Тябут Анна Алексеевна. Работа №220990
Автор: Тябут Анна Алексеевна
Что такое "ИКТ", как применяется. Минусы.
«Информационно – коммуникативные технологии в образовательном процессе»
Кувалдина Т.В.
Тябут А.А.
Совертокина Г.А.
Информационные и коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют не только внешние факторы, такие как повсеместная информатизация общества, необходимость подготовки специалистов высочайшего класса, но и то, что все больше школ и иных учебных заведений оснащаются современной компьютерной техникой, новейшими программными продуктами, которые стимулируют современного учителя к самосовершенствованию и самовыражению. Ведь уже не секрет, урок с использованием ИКТ интересен, занимателен и заставляет учащихся отвлечься от рутинного овладения предметом, позволяя ему быть активным участником, что приводит к отличным результатам в овладении предметом. ИКТ позволяет ввести и развивать новые учебные дисциплины и направления в обучении напрямую не связанных с информатикой, позволяет интегрировать те предметы, которые, казалось бы несовместимы.
Что такое ИКТ?
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – это технологии доступа к различным информационным источникам (использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
Как учитель может их применить?
Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:
в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
для повторения и закрепления пройденного материала;
для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.
Минусы использования ИКТ
- ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье);
- ряд психолого-педагогических проблем ( неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);
- снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения), в результате чего учащийся не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей .Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т.ч. самостоятельного;
- недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения.
Вывод
Понятно, что преимущества перевешивают минусы, но ключ к внедрению технологий в образовании всегда будет определяться отношениями учитель — ученик, потому что именно там происходит образование. Технологии могут быть очень эффективным инструментом, но это всего лишь инструмент. Технологии не предназначены для замены педагога, скорее, идея заключается в создании такой среды обучения, которая позволит переключить организацию учебного процесса с «театра одного актера» на сотрудничество и продуктивную учебную деятельность.
Сегодня мы находимся на первом этапе внедрения технологий в образование. Процесс внедрения может кого-то расстраивать, раздражать, отнимать много сил и времени, но в конечном итоге технологии могут «открыть двери» для нового опыта, открытий, способов обучения и сотрудничества учащихся и педагогов.