ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ | Шувалова Ирина Александровна. Работа №343583. Номер работы: №343583
Аннотация: в данной статье мы подробно рассмотрим, как информационные технологии влияют на профессиональный уровень студентов, их подготовленность к рабочей среде, мотивацию и карьерные перспективы.
Ключевые слова: информационные технологии», студенты, образовательная среда, профессиональный уровень.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Шувалова И.А.
ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж», Нижний Тагил, Россия
Аннотация: в данной статье мы подробно рассмотрим, как информационные технологии влияют на профессиональный уровень студентов, их подготовленность к рабочей среде, мотивацию и карьерные перспективы.
Ключевые слова: информационные технологии», студенты, образовательная среда, профессиональный уровень.
Информационные технологии (далее - ИТ) кардинально изменили подход к обучению и воспитанию в современном обществе. В условиях динамично развивающегося мира, где информация становится ключевым ресурсом, интеграция технологий в образовательный процесс становится неотъемлемой частью современной системы образования. В данной статье мы рассмотрим, как именно ИТ влияют на обучение, обмен данными и взаимодействие между учащимися и преподавателями.
Информационные технологии стали основным инструментом для интеграции, управления и распространения знаний. От простых презентаций до сложных платформ для дистанционного обучения — спектр применения ИТ в образовании очень широкий. Эти технологии позволяют улучшить доступность образования, упростить его процесс и сделать его более интерактивным и персонализированным.
Интерактивность, которую обеспечивают современные технологии, создает условия для активного участия учащихся в процессе обучения. Это важно потому, что традиционные методы, основанные на пассивном восприятии информации, могут не обеспечивать нужного уровня усвоения знаний. ИТ дают возможность учителям и студентам активно обмениваться информацией, что способствует более глубокому пониманию учебного материала.
Кроме того, использование технологий в образовательном процессе позволяет внедрять новые методы и подходы, такие как проблемное обучение и проектная работа. Эти методы способствуют развитию критического мышления и навыков решения задач, которые так необходимы в современном мире.
Одной из наиболее заметных тенденций последних лет стало быстрое развитие дистанционного обучения. Изначально оно появилось как альтернатива традиционным методам, однако с течением времени стало полноценной частью образовательного ландшафта.
Дистанционное обучение предоставляет множество преимуществ. Во-первых, оно обеспечивает доступность образования для людей, которые не могут посещать учебные заведения в силу разных причин, таких как географическое положение, физическое состояние или работа. Во-вторых, благодаря сайтам, востребованности и экономии времени, учащиеся могут учиться в удобное время. Это особенно актуально для взрослых студентов, которые совмещают обучение с работой или семейными обязанностями.
Однако дистанционное обучение также приносит вызовы. К ним относится недостаток личного взаимодействия между студентами и преподавателями, что может негативно сказаться на качестве усвоения материала. Студенты могут испытывать трудности с самоорганизацией и мотивацией, когда обучение происходит изолированно. Эти проблемы требуют поиска оптимальных решений и новых подходов в педагогике.
Современные образовательные технологии включают в себя использование различных мобильных приложений, виртуальных классов, систем управления обучением ( LMS) и множество других инструментов. Эти технологии значительно меняют сам процесс обучения.
Технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность (VR и АR), открывают новые горизонты для обучения. С их помощью учащиеся могут погрузиться в учебный материал, создавая более живые и запоминающиеся впечатления. Например, изучая анатомию, студенты могут "прогуляться" внутри человеческого тела, а это значительно улучшает понимание сложных процессов.
Кроме того, использование игровых элементов в учебном процессе (геймификация) помогает удерживать внимание студентов и стимулирует их активное участие. Это может быть особенно полезно для более молодых учащихся, которым сложно сосредоточиться на традиционном формате обучения.
Как уже отмечалось, информационные технологии способствуют более индивидуализированному подходу к обучению. Платформы для онлайн-обучения могут предлагать адаптивное обучение, которое подстраивается под уровень знаний и потребности каждого студента.
Такой подход позволяет преподавателям уделить больше внимания слабым сторонам каждого учащегося и, следовательно, более эффективно развивать их сильные стороны. Это также способствует более равномерному распределению образовательных ресурсов, что влияет на общую успеваемость студентов.
Разработка интеллектуальных систем, которые анализируют успехи учащихся и предлагают им рекомендации, становится всё более популярной. Такие системы могут отслеживать прогресс, выявлять проблемы и даже предлагать дополнительные ресурсы, которые могут помочь в освоении материала.
С увеличением использования информационных технологий возникают дополнительные вопросы, касающиеся безопасности данных. Это особенно актуально для учебных заведений, где хранятся личные данные учащихся.
Поэтому важно, чтобы образовательные учреждения внедряли меры для защиты своей инфраструктуры и данных. Обучение студентов основам кибербезопасности и правам на защиту данных имеет ключевое значение. Также необходимо внедрять и обновлять программное обеспечение, которое защищает от атак и утечек информации.
Кроме того, важным аспектом является информирование студентов о возможных рисках и необходимости осторожности в интернете. Это касается не только защищенности в отношении информации, но и вопросов этики и поведения в цифровом пространстве.
Невозможно переоценить влияние, которое современные и будущие технологии окажут на процесс образования. Виртуальные классы, интеллектуальные личные помощники и ресурсы, использующие элементы нейронных сетей, становятся нормой в образовании в настоящее время.
Таким образом, в будущем будет возможно не только более высокое качество образования, но и создание глобальной образовательной среды, где знания и ресурсы будут доступны для учащихся в любой точке мира.
Однако, несмотря на все преимущества, необходимо помнить, что технологии являются лишь инструментом. Главным остаётся педагогический подход и качество учебного содержания. Без осмысленного применения технологий их внедрение может привести к поверхностному усвоению знаний и потере интереса к изучаемой теме.
Список литературы
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii
В.П. Демкин, Г.В. Можаева.
Информационные
технологии
дистанционного
обучения
.
И.И. Попов, П.Б. Храмцов, Н.В. Максимов. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии.
Учебноепособие
.
М.:
РПГУ, 2020, 207 с.
https://www.sviaz-expo.ru/ru/articles/novye-informacionnye-tehnologii-v-obrazovanii/
https://ioe.hse.ru/digitalineducation