Информационный буклет для родителей: программа "Теремок" | Елизавета Витальевна Щербакова. Работа №284945
Автор: Елизавета Витальевна Щербакова
Информационный буклет для родителей: "Теремок" Образовательная программа дошкольного образования для дететй от 2 месяцев до 3 лет.
В буклете содержится информация о цели образовательной программы. Рассматриваются задачи программы, и возрастные особенности детей 1-2 лет. Также в буклете указанны ожидаемые результаты к концу учебного года.
Вся информация, содержащаяся в буклете, взята из образовательной программы дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет "Теремок"
Возрастной пириод 1,5-2 года
Образовательная программа «Теремок» разработана авторским коллективом под руководством Лыковой И.А. Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Программа носит стратегический, комплексный,
инновационный и вариативный характер.
Цель программы: создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.
Ключевые задачи:
Поддержка у каждого ребенка базового доверия к миру, обеспечение
эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям.
Создание условий для сохранения жизни и здоровья детей, обеспечение комплексной безопасности (социальной, экологической…).
Расширение представлений ребенка о мире.
Содействие успешной социализации и становлению
социокультурного
опыта ребенка (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы
деятельности, культурные практики и др.).
Формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми (близкими взрослыми, детьми).
Развитие понимания речи разных людей; поддержка становления собственной речи ребенка как основного средства коммуникации и познания окружающего мира.
Поддержка становления детской инициативы и предпосылок субъекта деятельности.
Создание условий для становления образа «Я» (умения, привычки, желания, интересы, достижения).
Развитие личностных качеств: доброжелательности, активности, самостоятельности, уверенности, самоуважения и др.
Что педагогу и родителям важно знать о раннем возрасте?
1. Здоровье ребенка.
- Санитарно-гигиенический режим – потребность в чистоте.
- Питание - культура питания, культура приема пищи.
- Физкультура, ЗОЖ – потребность заниматься спортом.
- Режим дня – чередование периодов бодрствования и отдыха.
- Сон - защитная реакция организма, восполнение энергетического запаса.
- Физо-процедуры: - специфические (УФО, спец.гимнастика, лампы…); - неспецифические (солнце, воздух, вода).
2. Целевые ориентиры – на развитие психофизических, физиологических, интеллектуальных возможностей ребенка.
Создание условий, чтобы ребенок с удовольствием познавал себя: - здоровье – один из основных показателей качества работы родителей и педагога;
- психологическое здоровье – это положительные эмоции;
- психическое здоровье – это психические процессы (мышление, восприятие, память, внимание…), это интеллектуальное, умственное развитие;
- социальное здоровье - максимально коммуницировать общение: самого ребенка, взрослого с ребенком, в коллективе сверстников, вокруг игрушки, предмета или действия. Взрослый выступает в роли комментатора: например, подошел ребенок к игрушке, говорим: «Это зайка, у него есть уши, лапы…. Давай поздороваемся с ним!» Повторять и говорить много, чтобы накопить словарный запас ребенка;
- общее развитие - формирование знаний, умений и навыков как средств развития, это рефлексы, доведенные до автоматизма (пользоваться туалетом, носовым платком, мыть руки, благодарить, приветствовать, убирать игрушки…), это потребность ребенка развиваться, двигаться, познавать, осваивать;
- поддержка и развитие детской инициативы: главное – увидеть желание ребенка чтото познать и поддержать его. Задача: не пресекать попытки ребенка к освоению пространства, чтобы не взрастить «пассивность», «безинициативность». Риск для развития инициативы ребенка: попытаться сделать что-то за него.
Возрастные особенности детей 1 – 2 года: прямохождение, более свободное владение телом и пространством, высокая познавательная активность, развитие инициативных предметных действий (предметный фетишизм), формируются сенсорномоторные ориентировки, способность к обобщению предметов по функции (действию, способу, назначению), движения часто нестабильны, спонтанны, ситуативны; ребенок выражает разные эмоции и чувства (радость, тревога, огорчение, обида…), взаимодействия элементарны (обмен игрушками, подражание действиям), появляется интерес к другим детям…
К концу учебного года ребенок:
Имеет представления о новых формах и условиях социальной жизни за
рамками семьи: социальное окружение (воспитатель, дети, музыкальный руководитель…); мир природы и место человека в нем.
Знает элементарные «правила» поведения в детском саду (здороваться, прощаться, не обижать других детей, не отнимать игрушки…). Имеет начальное понятие о запретах и разрешениях, адекватно реагирует на слова «можно», «нельзя»; осваивает процессы одевания, раздевания, их
последовательность, размещение в определенных местах.
Активно обследует игрушки, бытовые предметы, разные материалы и вещества
(бумага, ткань, песок…), интересуется ими и разнообразно манипулирует, пытается подражать действиям взрослых и действовать самостоятельно; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению.
Во взаимодействии с близким взрослым использует разнообразные средства общения в процессе доступных видов деятельности (игра, труд, наблюдения в природе). Основной мотив общения – интерес к другому человеку и предмету как содержанию общения.
Охотно слушает художественные и музыкальные произведения; рассматривает картинки и иллюстрации в книгах; узнает, что на них изображено; может самостоятельно использовать карандаши, мелки, пальчиковые краски
Активен
в проявлении предметной (овладение сенсорными эталонами цвета, формы, величины, свойства и качества), познавательно-исследовательской, двигательной деятельности при поддержке взрослых и самостоятельно.
ТЕРЕМОК
Образовательная программа дошкольного образования для детей от 2 месяцев до з лет