Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Информационный проект "Алфавиты народов мира" ☼

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Вахрамеева Наталья Юрьевна
Проект учащегося 7 класса 2020 учебный год.

Содержание

 

Аннотация наставника

Введение

Глава 1. Алфавит

1.1. Происхождение алфавита

1.2. Понятие «алфавит»

Глава 2. Виды алфавита

2.1. Устаревшие алфавиты

2.2. Алфавит древних «мёртвых языков»

2.3. Телеграфная азбука

2.4. Шрифт Брайля

2.5. Математический и компьютерный алфавит

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация наставника

В своей работе«Алфавиты народов мира»автор посвящает изучению азбук и алфавитов народов мира. Особенность данной темы связана с восходящей к греческому алфавиту буквенная письменность, возникшая в латинском языке в середине I тысячелетия до н. э. и впоследствии распространившаяся по всему миру. Современный латинский алфавит, являющийся основой письменности большинства романских, германских, а также множества других языков, в своём базовом варианте состоит из 26 букв. Буквы в разных языках называются по-разному.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Продукт проекта: презентация «Алфавиты народов мира».

Работа носит познавательный характер и будет интересна как подросткам, так и их родителям. Данная работа способствует навыкам взаимного сотрудничества, развивает коммуникативные способности детей, учит получать информацию из разных источников (в том числе из сети Интернет),осмысливать её и применять в своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Первой попыткой - сохранить слово была картинка. Понадобились сотни лет для того, чтобы она стала знакома - условным сочетанием черточек, клинышков и линий. Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет?  Каждое слово?  Часть слова - слог? Что может быть интереснее, чем исследовать, на первый взгляд, очевидное?

И чем, как не языком, мы пользуемся каждый день?

А, как известно, в языке есть такое понятие как алфавит. Вот о нем-то я и хочу рассказать.

Цель:  знакомство с различными видами алфавитов и их значение в жизни человека.

Задачи:

Ознакомиться с материалами происхождения алфавита.

Узнать значение слова «алфавит».

Исследовать разновидности алфавита.

Оценить значение алфавита в жизни человека.

Объект исследования: алфавит.

Предмет исследования: технология, техника построения значков в разное время.

Методы исследования:  изучение Интернет литературы, анализ и синтез полученных знаний

Актуальность:  исследования проекта показали значительные возможности использования человеком многообразия алфавитов для приёма и передачи информации.

             

 

 

 

 

 

Глава 1. Алфавит

1.1. Происхождение алфавита

       В 1947 году, во время археологических раскопок в Иордании, на берегу Мёртвого моря были найдены рукописи на древнееврейском языке. В них учёные прочли одну из ранних версий Библии. Рукопись была написана слоговым письмом. Этой письменностью пользовались до тех пор, пока количество слов не возросло в сотни раз (уже невозможно было запомнить все слоги, обозначающие различные слова). Так постепенно появилась необходимость разделить слово на более мелкие части, чем слоги, — на буквы. И притом каждая буква должна обозначать свой звук.  Первый алфавит появился в Греции в 1-м тысячелетии до нашей эры. Предполагают, что греки заимствовали своё письмо у финикийцев, добавив новые, недостающие знаки для обозначения гласных звуков. В финикийском языке было 22 согласных слоговых обозначения, которые были взяты за основу значков-букв новой греческой азбуки. В 403 году до нашей эры в Афинах, главном греческом городе, был официально введён так называемый ионический алфавит, который затем был принят во всей Греции. В современном мире существуют уже десятки различных алфавитов, но все они ведут своё происхождение от первого греческого алфавита, который когда-то родился на берегах Средиземного моря.

- Как появился современный алфавит?

В I веке нашей эры на территории Европы жили наши предки — племена славян, говорившие на древнем языке (учёные дали ему название праславянский язык). Со временем эти племена расселились на разных территориях, и их общий язык тоже начал распадаться: у праславянского языка образовались различные ветви. Одной такой ветвью был древнерусский язык — предшественник русского, белорусского и украинского языков.

Необходимость в письменности возникла у славян в IX веке с появлением таких государств, как Сербия, Болгария, Польша, Хорватия, Чехия. А когда на смену древнему язычеству пришло христианство (Русь приняла христианство в 988 году), необходимость в письменности возросла ещё больше (возникла потребность в экономических и культурных связях с другими государствами). Наши далёкие предки славяне образовали древнерусскую народность, куда вошли восточнославянские племена полян, древлян, кривичей, вятичей. На территории, прилегающей к среднему течению Днепра, заселённой полянами, появилось могущественное государство — Киевская Русь. В VIII—IX веках, кроме Киева, образовались древнерусские города Псков, Чернигов, Полоцк, Смоленск, в которых развивались различные ремёсла. В Киевскую Русь начали поступать первые церковные книги, написанные на старославянском языке. Этот язык сложился на основе переводов с греческого языка первых христианских книг и оказал большое влияние на развитие многих славянских языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский. Люди уже пользовались некоторыми буквами греческого алфавита для счёта и письма, но его надо было упорядочить, систематизировать, приспособить к употреблению в новых условиях. Первая славянская азбука — кириллица — была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (конечно, в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас. Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя — Кирилла. Правда, настоящее его имя — Константин. Кириллом его нарекли незадолго до смерти, так как он постригся в монахи (а монахам после обряда пострижения даётся новое имя). Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Часто их называют солунскими братьями, так как родом они из греческого города Салоники (по-другому называемого Солунью).

В 863 году Кирилл и Мефодий отправились с важным поручением в Великое княжество Моравское (территория современных Чехии и Словакии). Миссия братьев состояла в том, чтобы растолковать людям христианское вероучение на их родном языке. А для этого нужно было сначала перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Вот потому и занялись Кирилл и Мефодий разработкой новой азбуки. Они создали даже 2 азбуки — кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты — вот почему эти языки так похожи.

Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. И современный русский язык тоже сильно отличается от старославянскогодревнерусского языка.

Начиная со времени Петра I кириллица, из которой были исключены некоторые буквы, получила название русской гражданской азбуки. Так несколько видоизменённая кириллица легла в основу нашего современного алфавита. Грамотность высоко ценилась на Руси. Из глубины веков дошли до нас памятники древней русской письменности: церковные книги, своды законов, деловые документы, летописи, литературные произведения.

1.3. Понятие «алфавит»

      Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет свое строго определенное место и свое название. Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же. Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» и «вита». Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азь» и «буки». Написание, форма и количество букв с течением времени постоянно менялось, но сейчас  мы имеем русский алфавит, состоящий из 33-х букв. Люди общаются друг с другом при помощи слов.

 

Глава 2. Виды алфавита

2.1. Устаревшие алфавиты

     Первая славянская азбука — кириллица — была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (конечно, в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас. Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя — Кирилла. Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Часто их называют солунскими братьями, так как родом они из греческого города Салоники (по-другому называемого Солунью). Они создали даже 2 азбуки — кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты — вот почему эти языки так похожи. Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. Кириллица во многом похожа на наше современное письмо. Если вы посмотрите на буквы этой азбуки, то увидите, что многие буквы исчезли из нашего современного употребления:

юс большой и юс малый (они обозначали носовые гласные; эти звуки остались в польском и французском языках);

вместо фиты и ферта мы используем букву ф;

вместо зело и земля — букву з;

вместо ять и есть — букву е;

кси и пси.

2.2. Алфавит древних «мёртвых языков»

     Согласно, Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв — 72 — содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее — 12 (a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v) — в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). Эта буква там обозначала другой, согласный звук, но современная «о» произошла от неё. Наиболее древним был алфавит города-государства Угарит, известный с сер. 2-го тыс. до н. э., порядок знаков в котором, соответствует порядку знаков в финикийском, древнееврейском и некоторых других. От финикийского алфавита происходят греческий и арамейский алфавиты, давшие начало большинству современных письменностей. Греческий алфавит служит моделью для создания латинского алфавита. Латинский язык считается мёртвым языком — не является языком разговорным, но может использоваться в специализированной литературе (например, медицинской, цитируется в историческом контексте). Латинский алфавит является основой письменности многих современных языков.

2.3. Телеграфная азбука

      Код Мо́рзе, «Морзя́нка» (А́збукой  Мо́рзе код начал называться только с первой мировой войны) — способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания  и других символов последовательностью сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек»). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами— 7 точек. Назван в честь американского изобретателя и художника Сэмюэля Морзе. Принцип кодирования азбуки Морзе исходит из того, что буквы, которые чаще употребляются в английском языке, кодируются более простыми сочетаниями точек и тире. Это делает освоение азбуки Морзе проще, а передачи — компактнее. Азбука Морзе — средство для передачи сообщения в местах, где другие средства недоступны.

2.4. Шрифт Брайля

     Шрифт Брайля — рельефно-точечный  шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Разработан в  1824 г. французом  Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет потерял зрение, в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца. В возрасте 15 лет он создал свой рельефно-точечный шрифт, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье, который использовался военными того времени для чтения донесений в темноте. Луи учел такой недостаток «ночного шрифта», как большие размеры знаков, ограничивающий количество знаков на страницу.

       Для изображения букв, в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля  является то, что текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, писать текст, приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту. Нумерация точек идёт сверху вниз по столбцам. Нумерация точек при записи идёт в обратном порядке — сначала по правому столбцу, затем по левому: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней — точка 2, в нижнем правом углу — точка 3. В левом верхнем углу находится точка 4, под ней — точка 5, в левом нижнем — точка 6. Позже появилась расширенная система Брайля, где добавлено ещё две точки: 7 под точкой 3 и 8 под точкой 6. Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дает определенный символ. Поскольку для письма шрифтом Брайля используются особые письменные принадлежности — прибор и грифель, брайлевские буквы невозможно изменить в размерах или подчеркнуть, как-либо изменить их конфигурацию. Поэтому для выделения букв и слов используются специальные знаки: заглавных и малых букв (ставятся перед нужными буквами), курсива, жирного и полужирного шрифтов (знаки ставятся до и после выделяемых символов), верхнего и нижнего индекса, математического корня (один символ ставится в начале, другой — в конце) и так далее.

2.5. Математический и компьютерный алфавит

      Когда пишется письмо, сочинение, читается доклад или лекция, то в течении определённого времени производится, выражение  мысли при помощи правильно подобранных предложений. При чтении книги, статьи или иной печатной информации, происходит взаимосвязь между цепочкой ряда предложений определяющих те или иные рассуждения. В математике тоже используются предложения, которые записываются как на родном языке, так и на математическом языке, где используются различные символы. Математические предложения содержательны и связаны в логическую структуру. Любое предложение, как правило, образуется из слов, а слова в свою очередь составляются из букв необходимого алфавита. Математический алфавит состоит из арабских цифр от нуля до девяти, символов латинского алфавита, которыми обозначают переменные, знаков, для указания действий, знаков отношений и символических записей, таких как скобки, запятая. В математической логике и математике, алфавит — часто употребляемый синоним множества.  Элементы алфавита называют символами (иногда буквами) по аналогии с символами (буквами) естественных алфавитов. Как и в естественных языках, в математике символы алфавита обычно используются в качестве элементарных частей более сложных объектов — слов, формул и др. Примерами конечных алфавитов являются алфавиты естественных языков, алфавит, лежащий в основе азбуки Морзе, и алфавит, общепринятый для представления информации в ЭВМ. Множество натуральных чисел дает характерный пример бесконечного (счётного) алфавита.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Сегодня мы воспринимаем алфавит как должное, забывая о том, какое это необыкновенное изобретение. Ценность алфавита заключается в изящной простоте, в способности выражать звуки с помощью двадцати-тридцати отдельных букв. Может показаться странным, что древние потратили так много времени на создание алфавита, тысячелетиями мучаясь с невероятно громоздкими системами письма, такими, как иероглифы. Непростой путь проделали все наши буквы.  Но алфавит кажется простым и понятным лишь потому, что он нам хорошо знаком. Это одно из тех редких изобретений, которые оказались успешными благодаря своей простоте, но само изобретение было нелегким делом.

Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни. Изучая историю алфавита, мы изучаем историю нашего языка, историю нашей страны. Так будем же образованными, умными и продолжим дальше изучать русский язык, его историю и современное состояние.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Список литературы

1. Азбука Морзе  http://ru.wikipedia.

2. Виды алфавитов  http: //ru.science.wikia.com.

3. Энциклопедия «Вокруг света»  http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×