Информация – представление развивающей предметно пространственной среды | Касьянова Ирина Викторовна. Работа №322342
Информация – представление
развивающей предметно пространственной среды старшей группы
МБДОУ
Дайте детству наиграться, Насмеяться, наскакаться. Дайте радостно проснуться, Дайте в ласку окунуться.
Дайте в рост ему подняться, Дайте детству состояться.
Направления деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых. От того, как устроена развивающая предметно - пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации развивающей предметно - пространственной среды.
Педагог старшей группы « Звездочка» МБДОУ « Детский сад №25» Комаревцева Екатерина Николаевна создает условия для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
При организации развивающей предметно - пространственной среды использовано несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства, которое осуществляется мобильными средствами - расстановкой мебели и оборудования.
2. Использование помещений спальни и приемной.
3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности - создание игровой среды, обеспечивающей ребенку возможность двигаться.
Развивающая предметно - пространственная среда в старшей группе организована с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются пять образовательных областей:
- социально-коммуникативная;
- познавательная;
- речевая;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
Принципы построения среды:
- трансформируемость пространства;
- полифункциональность материалов;
- вариативность среды;
- доступность среды.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания видов деятельности по следующим направлениям:
« Социально-коммуникативное развитие»
В центре « Сюжетно- ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал размещен в игровой зоне группы, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые модули располагаются в местах, легкодоступных детям. Модули переносные для игр на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте. Тематические наборы мелких фигурок - персонажей размещены в контейнерах, поблизости от модулей так, чтобы универсальный модуль мог быть легко и быстро насыщен, по желанию играющих.
С целью формирования представлений о безопасной жизнедеятельности в группе оборудован центр безопасности, в котором подобран демонстрационный материал по пожарной безопасности, по безопасности в быту, в природе, по правилам дорожного движения, что позволяет конструировать сюжетные ситуации по профилактике поведения ребенка в жизни, способствует проведению тренингов, занятий по решению практических проблем. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный коврик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.
Для реализации области « Познавательное развитие» в группе оборудованы уголок краеведения, центр «грамотности», центр математики, макеты, мини – музеи.
Центр « Экологии» включает различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. В холодное время года здесь размещается мини - огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин «Времена года», « Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т.д.
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, семена, крупы и т.д.) Здесь находится материал, для организации опытно - исследовательской деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д.
Экспериментируя, дети превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.
Центр « Математики» (игротека) выполняет важные развивающие функции. В данном центре располагается нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.
При подборе игр предпочтение отдается способности игр стимулировать развитие детей: «Палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
Центр решает следующие задачи:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;
-воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В «Нравственно- патриотическом» центре размещена государственная символика родного города, Ставропольского края и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, образцы народно - прикладного искусства и т.д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей города Михайловска, представлены альбомы и литература по краеведению, « Мой город», « Моя семья» и т.д.
«Строительный» (конструктивный) центр хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с конструктором различного вида (крупный и мелкий, пластмассовый и металлический) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Воспитанники группы самостоятельно при реализации новых замыслов используют схемы и модели построек.
Воспитанники группы самостоятельно при реализации новых замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет разворачивать сюжет игры за его пределами, что позволяет детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
«Речевое развитие»
Пристальное внимание педагог группы уделяет речевому развитию детей, так как речь играет важную социальную, интеллектуальную и познавательную роль в жизни человека. В групповой комнате подобрана игротека с набором словесно-дидактических игр, по развитию звуковой культуры речи, серия картин по обучению связной речи. Данный дидактический материал является обучающим, закрепляющим и, одновременно, диагностическим.
Центр « Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей старшего возраста, образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы, подбираемые педагогом по тематике недели.
Главный принцип подбора книгоиздательской продукции - минимум текста - максимум иллюстрации. В книжном уголке помещаются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
В центре « Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картинок и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т.д.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формируя среду художественно – эстетического развития, в группе создан центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, «стена» творчества, театрализованные игры, мастерские по работе с бумагой, бросовым материалом и др.
В центре « Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности изготовления разных поделок, рисунков и т.п. Это дает детям новые идеи для продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т.п..
Большинство из перечисленных материалов помещаются в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.
« Музыкально- театрализованный центр» - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый и т.д.). Костюмерная для артистов представлена набором различных масок, атрибутов для разыгрывания сказок, элементами костюмов для персонажей.
«Физическое развитие»
Центр « Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), сделанное руками педагога и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.
В шумном пространстве игровой комнаты есть островок тишины и спокойствия
«Уголок уединения», который находится рядом с «Центром книги» и располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребенок может поведать свои тайны, переживания.
Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса-все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
Задача каждого педагога заключается в умении привлечь родительскую общественность к проблемам воспитания их детей. В старшей группе МБДОУ такая работа налажена: педагогом группы проводятся совместные праздники, викторины, Дни здоровья, различные конкурсы, панорама добрых дел.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что
«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…»
У нас все дети хорошие! Создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающими установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющими выражать свои мысли, любознательными, выносливыми и физически развитыми, а главное счастливыми!
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью.
Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно- пространственной среды продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия.