Инклюзивное образование - шаг в будущее. | Мой кабинет. Работа №352379
Все дети в нашей стране наделены равными правами, в том числе и на получение образования. Инклюзивное обучение становится все более актуальной темой в сфере образования, особенно в контексте дошкольного этапа. В последние годы в России и других странах мира наблюдается тенденция к интеграции детей с особыми образовательными потребностями в обычные группы детских садов. Это создает новые вызовы и возможности для педагогов, родителей и самих детей. Данная статья посвящена особенностям организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях и проблемах, с которыми связан этот процесс.
Инклюзивное образование - шаг в будущее.
Николенко Наталия Алексеевна, воспитатель, ГКДОУ «Детский сад №163 г.о. Мариуполь» ДНР, +79497099711, natali.nikolenko22@yandex.ru
Аннотация: Все дети в нашей стране наделены равными правами, в том числе и на получение образования. Инклюзивное обучение становится все более актуальной темой в сфере образования, особенно в контексте дошкольного этапа. В последние годы в России и других странах мира наблюдается тенденция к интеграции детей с особыми образовательными потребностями в обычные группы детских садов. Это создает новые вызовы и возможности для педагогов, родителей и самих детей. Данная статья посвящена особенностям организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях и проблемах, с которыми связан этот процесс.
Ключевые слова: инклюзия, образовательное пространство, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование
Актуальность темы.
Каждый ребёнок в нашей стране имеет право на образование, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Особенности организации инклюзивного обучения в дошкольной образовательной организации.
Инклюзия — это процесс, в ходе которого обеспечивается полное участие всех детей в образовательной среде, независимо от их физических, умственных или эмоциональных особенностей. Важно понимать, что инклюзивное образование не просто интеграция детей с ООП в обычные группы, а создание такой образовательной среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может раскрыть свои способности.
Успешное введение инклюзии в учебный процесс возможно только в социуме, который имеет разумную моральную основу. А готов ли сейчас наш социум к инклюзии? Отношение общества к человеку с особенностями всегда ли основано на принятии, терпимости, толерантности?
До недавнего времени в России существовала практика разделения детей на «обучаемых» и «необучаемых». При этом ребенка, которого государство (иногда в весьма раннем возрасте) сочло «необучаемым», в соответствии с определенными нормативными актами запрещалось учить [1].
Инклюзивное образование — это не только фактическое присутствие детей с ограниченными возможностями здоровья рядом с ровесниками, но и создание соответствующих условий в их образовании и воспитании. Разработка вопроса инклюзивного дошкольного образования показывает, что основным направлением деятельности детского сада является включение детей с ограниченными возможностями здоровья как «равных партнеров» в коллектив типично развивающихся сверстников и взрослых. В этом случае педагогический поиск заключается в нахождении такого вида общения или творчества, который интересен и доступен каждому члену группы.
В последнее время в нашей стране значительно возрос интерес к обучению в одной среде детей с разными образовательными потребностями. Инклюзивное образование постоянно исследуется. Россия не первая и не последняя, которая проходит этот путь. И наша страна ничем не отличается от тех стран, которые пошли в этой области далеко вперед нас - их общество проходило по такому же минному полю страхов и суеверий.
Для того, чтобы обеспечить детей с ОВЗ получением качественного образования в дошкольных учреждениях и школах по месту жительства, создать условия для реализации их творческого потенциала и развития индивидуальных способностей, на государственном уровне принимаются положения и законодательные акты, которые это гарантируют. Уже сегодня инклюзивное обучение, которое заключается в доступности образования для всех, без исключения, детей с разными потребностями, постепенно внедряется во многих дошкольных учреждениях и школах нашей страны.
Воспитание особых детей требует особых усилий и терпения. Но это может быть вознаграждено сторицей.
Одной из самых удивительных личностей современного общества можно назвать австралийца Николаса Джеймса Вуйчича. Не имея рук и ног, он ведет активный образ жизни, пишет книги и читает проповеди, которые помогают тысячам людей принять свои недостатки.
Многие знают о чудесной девочке Айрис, которую еще называют Маленькая Мисс Моне. Мама девочки смогла раскрыть ее талант к рисованию несмотря на то, что у Айрис тяжелая форма аутизма. Причем сам процесс приносил малышке долгожданную радость. За картинами, которые могут конкурировать с произведениями великих мастеров, стоит много лет поисков и материнских усилий, но это уже в прошлом.
История этой девочки показывает, что такие дети могут самореализоваться, даже имея тяжелые заболевания. Ведь в мире есть сотни детей с подобными проблемами - они тоже хотят радоваться жизни и жить, не чувствуя себя обделенными.
Это одна из причин создания инклюзивных групп в детских садах по всему миру. В них для малышей создаются такие условия, что дети с ОВЗ могут заниматься вместе со сверстниками. Для удобства перемещения дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата обустроены пандусы и специальные учебные и спальные места. Для малышей с особенностями интеллектуального или эмоционального развития составляются индивидуальные программы, благодаря которым они могут не только освоить материал, но и почувствовать, что они способны, умны. Ситуация успеха позволяет значительно сгладить сложности, связанные с их особенностями, и не потерять веру в себя. И - кто знает? - может из этого застенчивого малыша вырастет новый гений. Кроме того, в образовательных учреждениях у детей намного больше диапазон возможностей, они могут приобрести навыки общения и жизни в обществе.
Основными задачами инклюзивного воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) является организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация коррекционно-развивающего обучения, создание образовательной среды, которая удовлетворит образовательные потребности ребенка с ОВЗ, формирование жизненно важного опыта и целенаправленного развития когнитивных, речевых, двигательных, социальных функций у детей.
Создание специальных условий образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, основывается на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство.
Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию детей с ограниченными возможностями здоровья, но создает для них специальные условия. Дети с ОВЗ, которые получили знания и умения вне социума, не смогут полноценно воспользоваться ими для полной адаптации в обществе, подготовки к преодолению жизненных трудностей и, следовательно, реализации себя в полной мере как равноправные и полноценные члены общества.
Обеспечение эффективности воспитания и обучения детей с нарушениями физического и/или интеллектуального развития в ДОО является одним из аспектов инклюзивного образования. Малыши с ОВЗ становятся частью нашей жизни, к ним относятся как к равным и воспринимают их такими, какие они есть. Дети активно включаются в образовательный процесс, осваивают основы самостоятельной жизни, формы поведения, общения, взаимодействия. Они учатся проявлять инициативу, активность, принимать самостоятельные решения.
Совместное обучение — это лишь один из подходов, которому предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными [2]. Нахождение среди сверстников помогает детям с ОВЗ избавиться от чувства изоляции и отчуждения, а дети и взрослые, которые их окружают, учатся общаться и работать вместе. У них формируется чувство ответственности за детей, которые нуждаются не только в помощи, но, в первую очередь, - в принятии и признании.
Для реализации инклюзивной системы в детском саду создаются команды индивидуального сопровождения ребёнка и особенно важно выстроить схемы взаимодействия специалистов различного профиля, входящих в эту команду – воспитателей, дефектологов, психологов, медицинских работников, педагогов дополнительного образования, тьюторов.
Это сотрудничество позволяет создать эффективную систему поддержки, которая отвечает потребностям каждого ребенка.
Педагоги — основа инклюзивного обучения. Их задача заключается в создании интеллектуальной и эмоциональной комфортной среды, где каждый ребенок может развиваться в соответствии со своими способностями. В качестве основного ссылочного звена в системе инклюзии, педагоги адаптируют учебные планы, применяют различные методы и формы обучения. Их профессиональные навыки в разнообразии подходов (дифференцированное обучение, работа в группах и индивидуально) обеспечивают возможность учитывать особенности различных детей.
Психологи играют важную роль в инклюзивном обучении, помогая создать эмоционально безопасную среду в ДОО. Они могут проводить диагностику психоэмоционального состояния детей, выявлять трудности, с которыми сталкиваются дети, и предоставлять рекомендации по их решению. Психологи также обучают педагогов методам работы с эмоциональными проблемами, развивают навыки эффективного общения, что помогает предотвратить конфликты и улучшить социальные взаимодействия в группе.
Логопеды занимаются коррекцией речевых нарушений и развивают коммуникационные навыки детей. В условиях инклюзии их работа становится особенно важной, способствуя интеграции детей с расстройствами речи в учебный процесс. Логопеды работают как с отдельными детьми, так и с группами, проводя занятия, направленные на развитие речевых и общих коммуникативных навыков. Они также обучают педагогов основам логопедии, чтобы те могли оказывать первую помощь в развитии речи.
Дефектологи, или специалисты по коррекционной педагогике, делают акцент на работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Они разрабатывают и внедряют индивидуальные программы, учитывающие особенности каждого ребенка. Дефектологи обучают сотрудников ДОУ особенностям работы с детьми, имеющими специальные потребности, что помогает формировать подход, основанный на понимании и поддержке.
Тьюторы выступают в роли индивидуальных наставников, которые помогают детям адаптироваться в инклюзивной среде. Они занимаются не только обучением, но и социальной поддержкой, оказывая помощь в общении и взаимодействии с другими детьми. Тьюторы обеспечивают необходимую поддержку в учебном процессе, помогают развивать личные и социальные навыки у детей с особыми потребностями. Они также активно взаимодействуют с другими специалистами и педагогами, обеспечивая единый образовательный подход.
Успех инклюзивного обучения в ДОО невозможен без конструктивного взаимодействия всех вышеупомянутых специалистов. Совместная работа позволяет создать наиболее благоприятные условия для детей, которые нуждаются в дополнительной поддержке. Регулярные встречи, планирование совместных мероприятий, разработка комплексных программ и коррекция подходов на основе полученных результатов — все это обеспечивает целостный подход к работе с детьми. Командный подход помогает учитывать разные точки зрения, позволяет более тщательно анализировать поведение и учебные достижения детей, а также находить наиболее подходящие стратегии и методы работы.
Ключевым аспектом комплексного подхода является разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка с учетом его уникальных потребностей и возможностей.
Обязательно в команду включаются родители ребенка или лица, их заменяющие. Исследования показывают, что «активное вовлечение родителей в образовательный процесс способствует более успешной социализации детей и их лучшей адаптации в коллективе» [4]. Совместные мероприятия, например, открытые занятия или семинары для родителей, позволяют демонстрировать достижения детей и вовлекать семьи в образовательный процесс. Обсуждение результатов и дальнейших шагов также помогает наладить коммуникацию и выработать совместные подходы к развитию каждого ребенка.
Налаживание партнерских отношений между родителями и всеми специалистами, которые работают в дошкольном учреждении и оказывают помощь ребенку с нарушением развития, является первоочередной задачей. Паритетными должны быть отношения между родителями обычных детей и детей, которые нуждаются в особенном внимании, поскольку проведенные исследования подтверждают, что инклюзивная среда предоставляет возможности для личностного самосовершенствования, прежде всего, обычным детям. Они начинают лучше понимать людей, отличных от других, они могут всегда оказывать помощь тем, кто в этом нуждается, они учатся сочувствовать и оценивать вещи с позиции гуманности.
Заключение.
Инклюзивное образование — это не просто модный тренд, а необходимость, которая открывает новые горизонты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация инклюзивного обучения в дошкольных образовательных учреждениях требует комплексного подхода, включающего создание доступной среды, индивидуализацию обучения, подготовку педагогов и активное сотрудничество с родителями. Инклюзия помогает детям с ООП не только развиваться, но и чувствовать себя частью общества, что является важным шагом в будущее, где каждый ребенок имеет равные возможности для обучения и самореализации.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности каждого ребенка и способствует развитию таких качеств, как сострадание, толерантность и готовность помочь.
Инклюзивное образование – это принципиально новая система, в которой воспитанники и педагоги работают ради общей цели: доступное и качественное образование для всех детей без исключения.
Список литературы.
1. Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. Интеграция особого ребенка в России: законодательство, практика и перспективы / Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. // Особый ребенок: исследования и опыт помощи - 2000. - № 3. - С. 27-64
2. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н.Н. Малофеев // Особый ребенок. Исследования и помощь. - 2000. - № 3. – С. 65- 73
3. Новикова Е.С. Инклюзия в детском саду: организация и особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.resobr.ru/article/61506-qqq-17-m5-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou?ysclid=lpjfqbtxp3514600272
4. Петрова, О. И. Вовлечение родителей в процесс инклюзивного обучения. Социальная педагогика. —: Издательский дом «Народное образование». — 2021.— №4, 23-29.