Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инклюзивное образование: Интерактивные формы и приёмы в процессе обучения русскому языку | Мой кабинет. Работа №353516

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

Чтобы конкретизировать разговор о целях, достигаемых в стратегии активного обучения, воспользуемся таксономией когнитивных (познавательных) целей Б. Блума. Знания - это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) - высшего порядка.

 Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:

1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.

2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения. Б. Блум выделил три типа режима понимания:

 - перевод - воспринимать изложенный материал и переносить в другую форму (другие слова, график и так далее);

 - интерпретация - перестраивание идей в новую конфигурацию;

 - экстраполяция - оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации.

3. Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны. Например, применение социально-научных обобщений к отдельным социальным проблемам.

4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных текстах.

5. Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Это - написание эссе, предложение способов проверки гипотез и формулирование теорий, применимых к социальным ситуациям.

6. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например, включать оценивание подходящего способа оценивания результатов работы на основе стандартов. в данной дисциплине).

Методы интерактивного обучения позволяют достигать в образовательном процессе чаще всего целей высшего порядка (4-6 уровень).

Методы содержат еще один блок целей, реализация которых способствует развитию у учащихся социальной компетентности (умение вести дискуссию, работать в группе, разрешать конфликты, слушать других и т. д.).

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

Интерактивные формы и приёмы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, при которых каждый учащийся ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.

УПравление образования
АДМИНИСТРАЦИИ томского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Богашевская средняя общеобразовательная школа
им. А.И. Федорова томского района
634570, Томская область, Томский район, село Богашево, улица Киевская, 28
телефон/факс 8 (3822) 931-257, e-mail: edu.bog@uotr.ru
Инклюзивное образование: Интерактивные формы и приёмы в процессе обучения русскому языку.
Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский.
Стратегия интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на:
• субъект - субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);
• многосторонней коммуникации;
• конструировании знаний учащимся;
• использовании самооценки и обратной связи;
• активности учащегося.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.
Обучающийся в процессе взаимодействия на занятии с другими обучающимся, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
Цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.
Чтобы конкретизировать разговор о целях, достигаемых в стратегии активного обучения, воспользуемся таксономией когнитивных (познавательных) целей Б. Блума. Знания - это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) - высшего порядка.
Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:
1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.
2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения. Б. Блум выделил три типа режима понимания:
- перевод - воспринимать изложенный материал и переносить в другую форму (другие слова, график и так далее);
- интерпретация - перестраивание идей в новую конфигурацию;
- экстраполяция - оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации.
3. Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны. Например, применение социально-научных обобщений к отдельным социальным проблемам.
4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных текстах.
5. Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Это - написание эссе, предложение способов проверки гипотез и формулирование теорий, применимых к социальным ситуациям.
6. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например, включать оценивание подходящего способа оценивания результатов работы на основе стандартов. в данной дисциплине).
Методы интерактивного обучения позволяют достигать в образовательном процессе чаще всего целей высшего порядка (4-6 уровень).
Методы содержат еще один блок целей, реализация которых способствует развитию у учащихся социальной компетентности (умение вести дискуссию, работать в группе, разрешать конфликты, слушать других и т. д.).
Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.
Интерактивные формы и приёмы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, при которых каждый учащийся ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.
Структурные элементы урока:
1. Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний
3. Постановка цели и задач урока.
4. Мотивация учебной деятельности
5. Изучение нового материала
6. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
7. Рефлексия.
8. Подведение итогов урока
9. Домашнее задание
Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где более слабый ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все учащиеся имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может быть обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т. д.
Интерактивные формы обучения: уроки-диалоги, уроки-тренинги, уроки - деловые игры, уроки-практикумы
Интерактивные упражнения: развивают умение формулировать высказывание по определённому дискуссионному вопросу в сжатой форме, аргументировано, лаконично.
Высказывание собственной точки зрения (Я считаю, что…).
Обоснование своей мысли (Так как…).
Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения (Например…).
Обобщение, выводы (Итак…).
Мозговой штурм - методика творческого мышления, помогающая нахождению новых решений путём высвобождения индивидуальных мыслительных способностей. Собирается группа людей, знакомится с проблемой, и каждый из них затем представляет свои идеи выхода из неё. Во время мозгового штурма никто не комментирует высказываемые идеи, не даёт им оценки. Методика мозгового штурма не ставит перед собой задачи достижения количества за счёт качества, она вовлекает всех, создавая возможность для свободного высказывания. После соответствующей аналитической обработки 5–6 идей окажутся потенциальным решением проблемы.
Микрофон - учащимся предлагается высказать свою точку зрения по вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший микрофон, чётко и лаконично излагает свою мысль и вывод.
Кроссвордный диктант - в отличие от работы с настоящим кроссвордом, кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Суть диктанта — учитель диктует толкование слова, называя количество букв в слове-ответе, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом, проверяется знание грамматического раздела, усвоение терминов, их написание.
Интерактивное обучение можно начинать с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Виды заданий на уроках русского языка, в том числе для обучающихся с ОВЗ:
1. Игра Интервью-знакомство. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра помогает учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
2. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
3. Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
4. Хочу спросить - работа с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения.
5. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры.
1. Словарный диктант для соседа. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают:
2. Аналогично составляется графический диктант для соседа. Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
3. После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет карточку-зачет для соседа. Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса ( письменно ). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.
4. В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок). Необходимо заметить, что работать в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
С 5 класса можно начинать работу в группах. Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). Также в 5 – 7 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.
1. Кто больше?.. ( Кто быстрее?.. ). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения или слов с изучаемой орфограммой.
2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
3. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.
4. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду ). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.
Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками-конференциями, уроками-практикумами. Разделив ребят на группы, предлагается, в зависимости от учебной ситуации, выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и другие. Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.
Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное – не злоупотреблять групповой работой, необходимо дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой.
Игра Определи пару предлагается обучающимся при изучении лексики и фразеологии. На доске записываются фразеологические обороты, затем читаются другие фразеологизмы, обучающиеся находят синонимичные.
Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, раскрыть свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
Учитель русского языка и литературы:
Инина Наталия Николаевна
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×