Инклюзивное образование. Методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. | Мой кабинет. Работа №349976
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Инклюзивное образование. Методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Инклюзивное, или включённое, образование – процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но предполагает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность общего образования для всех детей.
С 1 сентября 2016 года со вступлением в силу нового ФГОСа российская школа концептуально изменилась. На обучение в школу пришли дети, которым не только требуется особое внимание со стороны педагогов, но и очень часто возникает необходимость создания особых условий для организации образовательного процесса. Речь, прежде всего, идет о детях с расстройством аутистического спектра, или так часто используемой официальной аббревиатурой РАС. Почему именно о них? Ни для кого не секрет, что такие детки сегодня все чаще появляются в школах, а регистрация случаев выявления этого расстройства растут пугающими темпами.
Аутизм без преувеличения называют болезнью 21 века, причем общеизвестен факт, что мальчики в среднем, в 4 раза чаще страдают теми или иными симптомами РАС.
Конечно, говорить о полноценной инклюзии пока не приходится в силу целого ряда причин. Наиболее значимыми здесь являются недостаточность финансирования и неприятие самой идеи инклюзивного обучения педагогическим сообществом. Тем не менее, современная реальность диктует нам свои условия…
Итак, что же такое ребенок с расстройством аутистического спектра в условиях школы? Прежде всего, следует отметить, что аутистический спектр – достаточно широкий диапазон расстройств, в том числе и по степени выраженности, очевидности для окружающих.
Прежде всего, ребенок с РАС выявляет себя своим отношением к окружающей среде. Из-за нарушений со стороны нервной системы, мешающих правильно воспринимать, обрабатывать и адекватно реагировать на окружающую действительность, такой ребенок очень часто выдает себя своим поведением. На первый план выходят сложности в социально-коммуникативной сфере. Особенности речи, специфические интересы не всегда заметны, но очень часто очевидны. Но наблюдательный учитель всегда заметит, что ребенок избегает контакта с окружающими сверстниками или же не совсем активно следит за учителем, не говоря уже об отдельных эпизодах поведения, когда особое состояние ребенка становится очевидным не только специалисту, но и всем окружающим.
В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмомлежит идея о том, что не ребенок должен адаптироваться к своему окружению, а окружению нужно приспособиться к нему.
Людей с нарушениями развития следует воспринимать такими, какие они есть, а не исходя из желания узкого круга людей.
Таблетки от аутизма нет.
Один из самых известных исследователей проблемы аутизма в нашей стране, О.С.Никольская, в своих исследованиях отмечает трудности адаптации к школьной жизни детей с аутизмом и сходными нарушениями психического и социального развития. Однако, по её мнению, существуют несомненные преимущества школьного обучения таких детей по сравнению с индивидуальными формами работы.
Одна из главных задач педагога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:
- Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
- Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.
Аутичные дети затрудняются организовать время провождение в группе. Также затрудняются отслеживать последовательность действий, часто путают время перемены и урока. Некоторых детей пугают перемены, так как действия на переменках не регламентированы, хаотичны. А шум на переменах, беготня и детские крики доля многих аутичных детей нестерпимы. После перемены, получив сенсорный стресс, они с трудом переключаются на учёбу.
При включении такого ребенка в среду обычных сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. Важно, чтобы ребенок заранее познакомился и с педагогом, и с классом, выбрал себе место, прошелся по школе и понял где и что находится – туалет, столовая и т.п. Вначале ребенок может находиться в классе неполный день. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок сопровождался тьютором, хотя бы на период адаптации.
Его отношения с детьми выстраиваются достаточно сложно (обычно сложнее, чем со взрослыми), хотя самым большим заблуждением было бы считать, что у него снижена потребность в общении. Она не снижена – она специфична, поскольку ребенок не улавливает социальных и эмоциональных контекстов происходящего, не понимает подтекста и юмора, выражено затрудняется не только в инициации взаимодействия, но и в его поддержании.
Но мне хотелось бы рассказать о ребёнке с синдромом Дауна, который обучается в моём классе.
В прошлом учебном году ко мне в 1 класс пришел ребенок с синдромом Дауна. Раньше опыта работы с такими детьми у меня не было. Я начала изучать научную литературу и опыт работы педагогов-практиков. Сегодня мне хотелось бы поделиться собранной информацией, а также собственным небольшим опытом работы с «солнечными детьми».
Начну с общей информации.
Синдром Дауна- одно из самых распространенных генетических нарушений. В среднем на 700 новорожденных — один случай рождения ребенка с генетическим дефектом. Синдром не является болезнью, поскольку им невозможно заразиться, его невозможно вылечить. Это особенность расположения хромосомного набора, которая влияет на развитие человека и специфику социализации. У обычного человека в каждой клетке находится 46 хромосом. У человека с синдромом Дауна - 47.
Наличие этой дополнительной хромосомы и обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники развиваться.
Дети с синдромом Дауна физически ослаблены, часто болеют. Главное отрицательное воздействие на развитие оказывают сопутствующие заболевания, такие как:
-заболевания сердечно-сосудистой системы. Около 40% имеют порок сердца;
- слабый мышечный тонус;
- снижение функции щитовидной железы. Встречается у трети людей с синдромом Дауна;
- заболевания желудочно-кишечного тракта;
-частые нарушения слуха и зрения;
- ярко выраженная задержка речевого развития…
Умственная отсталость таких детей находится в пределах легкой или средней степени. Только у небольшого процента наблюдается глубокая задержка интеллектуального развития.
Синдром Дауна - это набор признаков, поддающихся грамотной педагогической коррекции. Но успешность коррекции напрямую зависит от раннего и всестороннего развития ребенка уже с первых месяцев жизни.
Основные задачи коррекционного обучения:
1.Адаптация в условиях общеобразовательного учреждения в среде сверстников и социализация в обществе.
2. Развитие психических функций детей и как можно более ранняя коррекция их недостатков.
3.Всестороннее развитие речи как средства мышления, общения и обучения.
4.Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда.
5.Формирование социально-правильного поведения.
Научить взаимодействовать с окружающими людьми.
Находить пути решения конфликтных ситуаций, чтобы уметь защитить себя или избежать опасности.
Научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников.
Научить быть организованными и действовать по определённым правилам.
Обучение детей с синдромом Дауна опирается на их сильные стороны: хорошее зрительное восприятие и способности к наглядному обучению, включающие способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение.
Учитывая преимущества зрительной обработки информации и достаточное понимание речи (пассивный словарь богаче, чем активный), важно использовать наглядные и предметно-практические методы обучения. Т.е. важно задействовать одновременно зрительное и, например, тактильное восприятие.
Педагогу надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал ( картину, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т. д.
Поэтому процесс обучения должен идти достаточно медленно, целесообразно разбивать одно задание на несколько частей, многократно повторять материал, а занятия должны быть приятными и интересными для ребенка.
Эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Дети могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебным предметам у детей с синдромом Дауна является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая игровая, ради которой действует ребенок.
Основными причинами нарушения формирования речи являются сниженная познавательная активность, нарушения слухового восприятия и внимания, ограниченное общение со сверстниками.
Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией. Проводя занятия по развитию речи детей важно помнить основные правила:
1) Давать ученику время на ответ.
2) Слушать.
3) Ждать
.
Ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита.
Эти дети крайне чувствительны к неудачам. Повторившаяся или подчеркнутая неудача ребенка может привести к стойкому отказу от учебного действия в дальнейшем.
Им свойственно избегать трудностей. Поэтому, привитие опыта преодоления трудностей – одна из самых сложных задач в работе с ребенком, но вполне осуществимая.
Здесь рецепт один: «создание ситуации успеха». Для этого дробим любую учебную задачу на мелкие составляющие и подбадриваем, при этом начинаем и заканчиваем работу теми заданиями, в которых проявляются сильные стороны ученика.
Для всех детей с синдромом Дауна характерны особенности двигательной сферы. Это бросающиеся в глаза специфические нарушения крупной и мелкой моторики.
Обучение такого ребёнка происходит в виде игры . например:
На развитие восприятия цвета игры: «Бусы», «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Наведи порядок», «Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку».
На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото».
На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Склеим чайник», «Незаконченные рисунки», «Наложенные изображения», «Что перепутал художник?». На развитие тактильных ощущений: «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке?».
Для развития внимания и памяти я провожу такие игры:
«Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Магазин»,
«Вспомни пару», «Запомни и найди».
На развитие временных представлений
проводятся игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года
нужны эти предметы?».
На развитие наглядно – образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения Евгении очень нравятся такие игры как «Залатай коврик», «Собери бусы в гирлянды», «Угадай животное», «Закономерность».
И еще одна деталь: эти дети требуют большей индивидуальной работы с педагогом на уроке. И «требует» сам ребенок, потому что хочет личного общения, и часто без педагога не начинает задание.
Дети специфически эмоциональны, склонны к драматизации событий. Входить в класс к таким детям раздраженным, с плохим настроением недопустимо. Атмосфера доброжелательности и понимания – обязательное условие успешного сотрудничества с ребенком.
Обучение детей с синдромом Дауна, несомненно, непростой и длительный процесс. Задача педагогов и родителей– максимально помочь ребенку и создать для него такие условия, в которых он бы чувствовал себя полноценным членом общества.
Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ - новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во
взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.