Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инклюзивное образование на уроках географии: адаптация учебного материала для обучающихся с ОВЗ | Перунова Оксана Владимировна. Работа №352682

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты инклюзивного образования на уроках географии и способы адаптации учебного материала для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уделено внимание ключевым принципам инклюзивного образования, подходам к изменению учебных материалов, методикам работы с учениками с различными формами нарушений, а также проблемам, с которыми сталкиваются учителя в процессе реализации инклюзии. Приводятся примеры адаптированных заданий, методов дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Особое внимание уделяется созданию доступной образовательной среды и использованию современных технологий для обеспечения успешного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, адаптация учебного материала, география, дифференциация, индивидуализация, доступная образовательная среда, современные технологии.

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ: АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Перунова Оксана Владимировна, учитель географии
ГБОУ СОШ №504 с углубленным изучением английского языка Кировского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье рассматриваются аспекты инклюзивного образования на уроках географии и способы адаптации учебного материала для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уделено внимание ключевым принципам инклюзивного образования, подходам к изменению учебных материалов, методикам работы с учениками с различными формами нарушений, а также проблемам, с которыми сталкиваются учителя в процессе реализации инклюзии. Приводятся примеры адаптированных заданий, методов дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Особое внимание уделяется созданию доступной образовательной среды и использованию современных технологий для обеспечения успешного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс.
Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, адаптация учебного материала, география, дифференциация, индивидуализация, доступная образовательная среда, современные технологии.
Инклюзивное образование, в котором все дети, независимо от своих физических и умственных возможностей, обучаются в одной образовательной среде, является важным и актуальным направлением современной педагогики. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общий образовательный процесс не только способствует их социальной интеграции, но и помогает создать более разнообразную и гибкую образовательную среду. На уроках географии, как и на других предметах, ключевым элементом инклюзивного образования является способность учителя адаптировать учебный материал таким образом, чтобы каждый ученик мог достичь успехов в обучении, вне зависимости от своих особенностей.
Ограниченные возможности здоровья могут проявляться в различных формах: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные или поведенческие расстройства. Адаптация учебного материала для таких детей требует комплексного подхода, включающего в себя как изменения в методах и формах подачи информации, так и использование специальных образовательных технологий и средств. Важным аспектом является создание доступной образовательной среды, которая обеспечивала бы равные возможности для всех учеников.
Одним из первых шагов к созданию инклюзивной образовательной среды на уроках географии является дифференциация учебного материала. Это предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, с учётом его уровня подготовки, особенностей восприятия и усвоения информации. Дифференциация может выражаться в различных формах. Например, для учеников с нарушениями слуха или речи возможно использование жестового языка, субтитров, а также активное использование визуальных материалов, таких как карты, схемы, таблицы и фотографии. Это позволяет компенсировать недостаток слухового восприятия и облегчить понимание сложных географических понятий.
Для детей с нарушениями зрения важным элементом адаптации являются тактильные и крупные шрифты, использование аудиоматериалов и специальных приборов для чтения. Карты и атласы могут быть адаптированы с помощью рельефных изображений или моделей, которые позволяют детям с ограничениями зрения лучше ориентироваться в пространстве. Важно, чтобы при этом сохранялась географическая точность и полнота представленных данных. В качестве дополнительного средства могут быть использованы аудиогиды, позволяющие детям с нарушениями зрения самостоятельно изучать географические объекты.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ключевым моментом является создание физически доступной образовательной среды. Важно обеспечить удобство перемещения, наличие специальных приспособлений и технологических средств для работы с компьютерами или планшетами. Например, для учеников с ограниченной подвижностью можно предоставить возможность работы с интерактивными картами и электронными учебниками, которые обеспечивают большую гибкость в выборе форматов и темпов обучения.
Не менее важным аспектом является применение технологий и цифровых инструментов в процессе инклюзивного обучения. Современные образовательные платформы и программы предлагают широкий спектр возможностей для адаптации материалов под различные нужды учеников. Например, использование географических информационных систем (ГИС) позволяет ученикам с ОВЗ не только изучать карты, но и работать с интерактивными моделями территорий, а также анализировать пространственные данные. Кроме того, на уроках географии могут быть использованы различные онлайн-ресурсы, которые включают анимации, видеоролики и игровые элементы, что помогает сделать процесс обучения более увлекательным и доступным для детей с разными способностями.
Адаптация учебного материала может включать как изменение сложности заданий, так и изменение форматов их представления. Важно, чтобы задания были структурированы и разделены на небольшие, легко усваиваемые части, что помогает детям с ОВЗ воспринимать информацию пошагово. В случае, если ученик сталкивается с трудностями в понимании текста, можно использовать краткие пересказы, схемы, диаграммы, которые способствуют лучшему усвоению материала. В случае необходимости, уроки могут быть разбиты на несколько этапов, чтобы учащиеся с задержкой в усвоении материала имели возможность получить необходимую помощь.
Особое внимание следует уделить созданию позитивной атмосферы в классе. Инклюзивное образование не только предполагает равенство возможностей для детей с ОВЗ, но и способствует формированию у всех учеников толерантности и уважения к различиям. Важно, чтобы дети осознавали, что каждый человек уникален, и их индивидуальные особенности являются нормой, а не исключением. На уроках географии это может проявляться через проекты, в которых дети работают в группах, обсуждают вопросы, связанные с культурными, природными и социальными особенностями различных стран, а также решают задачи, связанные с проблемами инклюзии и доступности.
Примером успешной адаптации учебного материала может служить проект по изучению различных типов рельефа на уроках географии для детей с нарушениями слуха. В этом случае можно использовать видео с субтитрами, на которых показываются основные формы рельефа, сопровождающиеся картами и анимациями. Для учеников с нарушениями зрения могут быть использованы тактильные карты рельефа, а также специальные модели, позволяющие ощутить формы гор, долин и равнин на ощупь. Работа в группах позволяет детям делиться своими знаниями и опытом, а также осваивать материалы с помощью различных сенсорных каналов восприятия.
Кроме того, в процессе адаптации учебного материала важно учитывать не только особенности восприятия информации, но и эмоциональное состояние учеников. Дети с ОВЗ могут испытывать повышенную тревожность и неуверенность в себе, что мешает им активно участвовать в обучении. В таких случаях особенно важным становится создание поддерживающей атмосферы, где каждый ученик чувствует себя в безопасности и имеет возможность развиваться в своем темпе. Использование мотивирующих и поощрительных методов, таких как положительные отзывы и маленькие награды за успехи, помогает детям преодолевать сложности и уверенно двигаться к поставленной цели.
Реализация инклюзивного образования на уроках географии требует от учителей не только знания специальных методов и технологий, но и готовности к постоянной профессиональной адаптации. Важно не только следовать законодательным и методическим рекомендациям, но и активно взаимодействовать с коллегами, психологами, логопедами и родителями для создания наиболее эффективной образовательной среды для детей с ОВЗ.
Таким образом, инклюзивное образование на уроках географии представляет собой важную и нужную задачу для современной образовательной системы. Это не только про доступность учебного материала, но и про создание условий для успешного развития всех учеников, независимо от их физических и интеллектуальных особенностей. Внедрение принципов инклюзии на уроках географии помогает не только обучать детей различным географическим знаниям, но и формировать у них уважение к различиям, развивать эмпатию и социальную ответственность, что является важной частью воспитательного процесса в школе.
Инклюзивное образование в конечном итоге помогает не только ученикам с ОВЗ, но и всему классу, создавая в нем атмосферу уважения, взаимопомощи и поддержки, где каждый учащийся чувствует себя значимым и ценным членом школьного сообщества.
Список литературы
Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly
Лукина Е.В. Развитие познавательных процессов как компонентов УУД у учащихся с ОВЗ в процессе инклюзивного образования на уроках географии. Методическое пособие // Вестник науки и образования. 2018. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnyh-protsessov-kak-komponentov-uud-u-uchaschihsya-s-ovz-v-protsesse-inklyuzivnogo-obrazovaniya-na-urokah-geografii
Мурзина Ю. О., Юрова А. А., Шелякина Ю. П. Особенности работы с детьми ОВЗ в школе // Символ науки. 2023. №12-1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-s-detmi-ovz-v-shkole
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×