Инклюзивное образование в мировой практике | Кудина Маргарита Васильевна. Работа №351707
В данной статье рассказывается об инклюзивном образовании в других странах и внашей стране. Рассказывется о том, что впервые инклюзивное образовние было введено в США. Указываются причины введения инклюзивного образования. Описываются проблемы отцов и детей. Описываются проблемы организации барьерной среды. Подробно рассматриваются пути и способы решения этого вопроса в нашей стране и за рубежом.
Инклюзивное образование в мировой практике
Начиная с 1970-х гг. в европейских странах и США ведется работа по внедрению пакетов нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В связи с этим получили развитие несколько подходов, особой популярностью пользуются мейнстриминг (mainstriming), инклюзия (inclusion). Мейнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками во время различных досуговых программ. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, которая остается неизменной. Предусматривается перепланировка учебных помещений в школах, чтоба они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав.
Исследование экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980-1990-х гг. демонстрируют преимущества интегрированного образования. В большинстве западных стран сложилось положительное мнение относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, поэтому заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально оформленных как инвалиды.
Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение (инклюзивное образование) способствует социализации и адаптации инвалидов. Их самостоятельности независимости. Это изменяет общественное к инвалидам, формирует отношение к ним, как к полноценным людям. Помогает детям без особенностей развития быть толерантными, учиться уважать другие личности, несмотря на их особенности развития.
Сегодня проблема развития инклюзивного образования в Росси находится под пристальным вниманием, родителей, педагогов и общественности. Внедрение этого вида образования сталкивается с рядом трудностей. Рассмотрим основные.
Психологическая проблема учителя заключается в недостаточной компетентности и осведомленности. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты первоначально не соответствуют тем ролям, которые требуются для данной формы обучения. Бывает, что они испытывают страх за то, что не смогут это сделать, не справятся, боятся ответственности. Часто педагоги опасаются за то, что им придется обращаться за помощью к детям и родителям, тем самым показывая свою некомпетентность тем, кому они должны оказывать помощь. Какие же советы можно дать в такой ситуации? Они будут просты. Учитель должен делать своё дело, несмотря ни на что. Педагог должен понимать, что любой ребенок с особенностями развития индивидуален. К любой личности, может потребоваться индивидуальный подход. Учитель должен принимать учеников с инвалидностью как любых других, включать их в различные виды деятельности, ставя посильные задачи, вовлекать в коллективные формы обучения, используя разные стратегии коллективного участия. Это могут быть игры, проекты, лабораторные работы, исследования.
Проблемы детей и родителей. Родители типично развивающихся детей могут высказывать опасение о присутствии детей с особой поддержкой, говоря, что развитие их детей под угрозой. Однако, опыт показывает, что успеваемость детей, развивающихся типичным способом, не падает. Имеются свидетельства, что школы , включающие в своё обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, оказываются лучшими для всех остальных детей в отношении поведения, социального развития и спехов в учёбе, особенно в разговорной речи. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твёрдой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения иностранных специалистов показывают, что те, кто посещал дошкольные учреждения с детьми с ОВЗ, относятся к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.
Проблемы детей с ОВЗ и их родителей. Суть этой проблемы – отсутствие изолированности от общества ребёнка-инвалида. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с их оценкой окружающими. Часто здоровые дети либо в силу своей детской непосредственности, либо в силу невоспитанности и жестокости могут оценивать внешние дефекты ребёнка с ОВЗ в его присутствии. В результате чего у детей-инвалидов формируется замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание в четырёх стенах, негативная оценка себя, скованность, пассивность. По мере взросления такие дети начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей снижен по сравнению с обычными детьми. Поэтому формируется заниженная самооценка. Родители детей-инвалидов не знают, как отстоять права своего ребёнка на образование и испытывают страх перед системой образования.
Проблема организации барьерной среды. Следует сказать о том, что нет достаточного количества оборудования, социально значимых объектов, технических средств, которые бы обеспечивали беспрепятственное перемещение и обучение детей. Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа должна решить ряд задач. Обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ОВЗ в системе общего образования и обеспечить образовательный процесс профессиональными педагогами, способными реализовать инклюзивный процесс. А также создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и разработать программно-методическое обеспечение инклюзивного образования, включая планы, программы, специальные учебники, рабочие тетради, пособия для ученика, активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентносного подхода в образовании. И обеспечить организацию взаимодействие учреждения с семьей, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.
В принятии инклюзивного образования имеет место тьюторское сопровождение ребёнка. Этот специалист помогает ребёнку адаптироваться в школьной среде и проявить свои способности. Тьютор не вмешивается в работу ребёнка, а только направляет его и помогает выстраивать отношения ребёнка с другими детьми или специалистами.