"Инклюзивное образование в системе ФГОС начального общего образования." | Лялякина Наталья Алексеевна. Работа №351799
Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования с целью создания безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Подразумевается техническое оснащение образовательных учреждений, разработку и внедрение специальных учебных курсов, направленных на развитие взаимодействия педагогов и здоровых ребят с инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так же необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Инклюзивное образование
в системе ФГОС начального общего образования.
Статья подготовлена
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Лялякиной Н.А.
МБОУ СШ №5 им С.М. Кирова
1. Введение
В Российской Федерации для детей-инвалидов или для учащихся с особыми образовательными потребностями работает специальная система образования, где предлагаются особые условия для занятий с указанными категориями детей: обучение производится по адаптированным программам специалистами и под присмотром врачей. Но из-за обособленности таких учреждений с детства происходит разделение на здоровых и инвалидов; конкурентоспособность таких ребят в гораздо ниже по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных классов.
В качестве альтернативы – совместное обучение детей с ограничениями физического развития и без инвалидности в обычных общеобразовательных школах. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Инклюзивное образование подразумевает исключение любой дискриминации, обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создает особые условия для ребят, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное обучение признается мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике и закреплены в соответствующих государственных документах
Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования с целью создания безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Подразумевается техническое оснащение образовательных учреждений, разработку и внедрение специальных учебных курсов, направленных на развитие взаимодействия педагогов и здоровых ребят с инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так же необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Основные принципы инклюзивности:
- доступность;
- равенство;
- уважение;
- гибкость;
- включение;
- сотрудничество;
- индивидуальность;
- забота;
- поддержка.
Данные восемь принципов лежат в основе создания образовательной среды, где каждый обучающийся может раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
2. Реализация инклюзивного образования:
Ф
ормы сопровождения и поддержки в условиях инклюзивного образования:
- создание службы предоставления комплексных социально-педагогических услуг детям с высоким уровнем потребностей в образовании и их семьям;
- формы инклюзивного образования, ресурсы инклюзивного образования
Технологическое, дидактическое и информационное обеспечение инклюзивного образования:
- создание практики эффективного включения учеников с особыми образовательными потребностями в образовательную среду;
- наработка опыта адаптации образовательных программ и учебных планов;
- наработка опыта разработки и использования информационных технологий.
Подготовка квалифицированных кадров для работы в таких классах.
3. Последовательность работы с детьми ОВЗ в учебной деятельности через адаптированные образовательные программы и индивидуальный образовательный маршрут.
Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц.
Цель инклюзивного образования - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, для социально-психологической реабилитации и интеграции.
Задачи:
- разработка нормативно-правовой, программно-методической базы организации инклюзивного образования; ·
- совершенствование нормативно-правовой базы по реализации коррекционно-развивающего образования;
- определение оптимальных психолого-педагогических условий, создаваемых в общеобразовательном учреждении для развития каждого ребенка;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогов– участников инклюзивного образования;
- внедрение в образовательную практику технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
- формирование системы мониторинга учебных достижений и личностного роста детей с особыми образовательными потребностями;
- создание на основе модели инклюзивного образования образцов педагогической практики, которые могут быть применены в других общеобразовательных учреждениях.
При инклюзивном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу. Ребёнка необходимо менять так, чтобы он подходил школе или обществу. Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия опирается на возможности и сильные стороны в развитии ребёнка.
Для развития потенциала детей с ограниченными возможностями совместно с родителями разрабатываются адаптированные образовательные программы и индивидуальный образовательный маршрут ребёнка. Реализация программы может осуществляется с поддержкой тьюторов, психологов, педиатров. Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Принципы формирования адаптивной образовательной программы обучения:
Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью или детей
с ОВЗ).
Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика.
Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных
особенностей обучения.
Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения
в классе.
Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения.
Составлена с целью повышения успешности ученика.
Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется:
- программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством образования и науки РФ, в том числе и адаптированными;
- типовым базисным учебным планом;
- годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательной организацией самостоятельно;
- индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается и утверждается на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями. Он является приложением к договору, заключаемому между администрацией общеобразовательного учреждения и родителями (законными представителями) ребенка. Выпускникам, обучающимся в инклюзивных классах общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования при успешном прохождении итоговой аттестации.
Этапы работы с детьми ОВЗ в учебной деятельности в инклюзивных классах.
Выявление трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.
Проведение диагностики и психолого-педагогического
мониторинга школьным
консилиумом.
Консультирование родителей по проблеме компенсации, восполнению пробелов.
Определение оптимального для ребёнка уровня сложности образовательных программ, составление адаптированной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута.
Включение ребёнка в деятельность (коррекция и развитие).
Контрольная диагностика и рефлексия (определение уровня
достижения целевых ориентиров адаптированной образовательной программы).
Этапы создания индивидуального образовательного маршрута.
- Знакомство с «Индивидуальной Программой Реабилитации детей -инвалидов» или рекомендациями ПМПК для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Заполнение «Диагностической карты школьных трудностей»;
- Составление «Индивидуального образовательного маршрута ребенка с трудностями в обучении» или адаптированной образовательной программы.
Уровни реализации:
диагностика школьной зрелости, подготовка к школе;
изучение динамики развития учащихся начальной школы (1-4 классы);
диагностика готовности к переходу в среднюю школу (4 класс, май).
Большая роль в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья отведена школьному консилиуму, задачей которого является отслеживание результатов развития ребёнка и оказание ему и родителям реальной помощи через составление индивидуального образовательного маршрута с привлечением специалистов.
Целью психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы является создание условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника.
Задачи:
1. Выявить и классифицировать с учётом причин возникновения типичные школьные трудности при обучении детей (1-4 класс).
2. Определить необходимый объём и содержание коррекционно-развивающей работы с ребёнком на основе полученных диагностических данных.
3. Организовать взаимодействие специалистов осуществляющих сопровождение
Результатом такой работы должна явиться полная ликвидация обнаруженных затруднений, оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка, развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций, адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный социум. Инклюзивное обучение поможет включению ребёнка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.
Задачи учителя в работе с ребёнком ОВЗ:
- Организация успеха ребёнка.
- Формирование навыков общения.
В работе с родителями:
- Повышение педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений.
- Активное включение родителей в воспитательный процесс.
- Помощь родителям в воспитании ребёнка.
- Контроль за организацией нормального режима дня ребёнка.
- Оптимизация процесса общения в семье.
- Восстановление потенциала семьи.
Приемы работы с детьми с ОВЗ:
1. Лечебная педагогика:
- отвлечение ребенка от ухода в болезнь;
- занятия гимнастикой, движения;
- включение в труд – заботу, труд – радость (посадка деревьев, выращивание цветов);
- внесение игры;
- помощь в занятиях творчеством;
- занятия по психотерапии
2. Православные беседы.
3. Учет возрастных психологических особенностей.
4. Диагностика индивидуальных особенностей.
5. Рефлексия. Индивидуальные карты достижений. Портфолио.
6.Интересное, доступное, личностно - и практико- ориентированное содержание программы обучения.
7. Технические средства обучения.
8. Использование различных видов наглядности, опорные схемы, пособия.
9. Физкультминутки и упражнения на развитие пальцевой моторики.
Внеурочная деятельность - это успех творческого развития ребёнка в инклюзивном образовании.
Внеурочная деятельность и воспитательная работа в инклюзивном образовании дает возможность учить детей проявлять терпимость и доброту, сострадание и милосердие, учить их поддерживать друг друга, рушить стереотипы и границы между людьми, а значит, именно так мы можем вырастить сильное, зрелое, толерантное, уверенное в себя поколение детей. Вовлекая детей и родителей в совместную деятельность, применяя технологию сотрудничества и доверия, мы растим здоровое, крепкое общество успешных и сильных духом людей. Праздники, выставки, проекты, портфолио, развивающие кружки – всё это помогает ребёнку быть успешным, а значит - востребованным в обществе.
Научить творчеству нельзя, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка – это святой долг и обязанность каждого педагога. Сам процесс внеурочной деятельности, будь то танцы, песни, живопись или театрализация устного народного творчества, приносит обучающимся, особенно с ОВЗ, истинную радость и способность к самовыражению в творчестве, Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности. Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка. Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.