Инклюзивное образование в современных условиях. | Мой кабинет. Работа №350935
Предупреждение неуспеваемости в обучении детей с ОВЗ в начальной школе.Обобщение опыта работы со слабоуспевающими обучающимися с ОВЗ в начальной школе.
1. Причины неуспеваемости обучающихся с ОВЗ;
2. Методические рекомендации;
3. Методы работы со слабоуспевающими обучающимися.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой-классом учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальным моделям, учитывающим зону ближайшего и актуального развития Индивидуализация урока (индивидуализированная помощь) требует различных форм поддержки в виде
Опоры различного типа (от плаката до таблицы);
Алгоритма выполнения задания (инструкционные карты, образцы, аналогичные примеры);
Разделения задания на части (или пошаговое его выполнение);
Карточки для индивидуальной работы.
· Задания с выбором ответа.
Подсказки (в виде намека, ассоциации), идеи, направления мысли.
Это дает возможность каждому усваивать учебный материал в доступном темпе на основе фактического материала
Инклюзивное образование.
Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:
первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока, оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении).
После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:
диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
диагноз продляют;
диагноз меняют
на
другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.
Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:
сопровождение
тьютора
, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или
верботон
для детей с нарушением слуха;
специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.
Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.
У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:
Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:
Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в
это
же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и
тьютора
.
Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.
Можно назвать ряд основных трудностей, с которыми встречается школа, реализующая инклюзивный процесс:
Ограниченность нормативно-правового поля (отсутствует законодательное закрепление самой возможности обучение детей ОВЗ по индивидуальным образовательным программам).
Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.
Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов).
Слайд 25
Психологические «барьеры», связанные общественным мнением (отношение к инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова).
Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.
Неготовность (
неадаптированность
) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений.
Итак, основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
При составлении конспектов уроков обязательно учитываю формы, которые могут быть разные, главное — отразить в ходе урока траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы». Каждый этап занятия фиксирую, ориентируя обучающихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями. На уроке я комбинирую средства и методы так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов — слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Если «особому» ребенку трудно отвечать, то ему дается возможность выполнить задание на индивидуальной карточке. Хороший результат даёт и работа в парах, группах. При обсуждении того или иного вопроса обучающиеся дают первой защитить свой ответ Алёне. Такой вид работы позволяет раскрывать свои возможности и учиться у своих товарищей. Огромную роль на уроках окружающего мира играет рубрика «Это интересно». Дети с удовольствием готовят материал по той теме, которую мы проходим, при этом пользуясь дополнительными источниками информации. На уроках чтения я использую ролевую игру « Здравствуйте, я ваш учитель». Вы спросите, в чем заключается эта игра? Всё очень просто! Вы бы видели с какой радостью и восторгом она играет роль учителя. Ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией. Алёне дается домашнее задание подготовить вопросы к произведению, которое мы читаем на данный момент, и задавать их после первого восприятия прочитанного.
«Стол – помощник» – это стол с карточками-помощниками, схемами, таблицами, счетными палочками, мерками, моделями, справочной литературой и пр.