Инклюзивное обучение в современном образовательном пространстве | Валентина Владимировна Петрушкина. Работа №223843
Автор: Валентина Владимировна Петрушкина
Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей, - создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе, чтобы все могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья.
Инклюзивное обучение в современном образовательном пространстве.
В.В.Петрушкина,преподаватель
ГБПОУ ХГТ имени Юрия Рябова
Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Инклюзивное образование на территории РФ на сегодняшний день регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей, - создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе, чтобы все могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья.
Актуальность статьи заключается в том, чтобы дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, были включены в общую систему образования.
Целью инклюзивного образования является социализация и адаптация детей с особенностями развития в обществе, в подготовке их к поступлению в ВУЗ, к получению профессии и работы в этом обществе, а главное жить вместе со всеми и быть независимыми.
Одной из задач инклюзивного образования является разработка новых образовательных стандартов, чтобы включить всех обучающихся в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие. Оно должно обеспечивать адаптивность системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся, их социальную адаптацию. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Современная система образования развитого демократического сообщества подразумевает переход к инклюзивному образованию, которая является не просто осуществлением технических или организационных изменений, а реальной готовностью общества и государства предоставить всем учащимся доступ к возможностям в области получения образования.
На сегодняшний день в России инклюзивное образование имеет ряд недостатков. Значительная часть трудностей в обучении связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Развитию инклюзивного образования препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
В образовательных организациях обучаются студенты, имеющие различные виды инвалидности. Нужно так организовать учебный процесс и создать условия, способствующие социализации этих ребят, чтобы дети почувствовали себя комфортно рядом со своими здоровыми сверстниками. Внедрение инклюзивного образования в систему российского образования сталкивается с рядом препятствий, причинами которых служат различные аспекты, как российской системы образования, так и социума в целом. Целесообразно выделить следующие задачи, решение которых приблизит Россию к качественному повсеместному внедрению инклюзивного образования не только в форме документального закрепления, но и в виде реального внедрения понимания, в сознания людей, необходимости и всей важности подобных преобразований. К таким задачам следует отнести:
- полное обеспечение ОО техническими средствами;
- усиленно реализовывать программы по подготовке и переподготовке специалистов, которые имеют необходимый уровень инклюзивной компетентности;
- ознакомить общество с понятием инклюзии в целом.
Поэтому инклюзивное образование остается одним из центральных вопросов обеспечения высококачественного образования и создания более инклюзивного общества без дискриминации и неравенства, помочь каждому обучающемуся, способствовать его социализации.
Литература:
Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
Малофеев
Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа.
Уч
. пос. для студентов
пед
. вузов
. – М.: Просвещение, 2009.
Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Науч
но-методический журнал «Коррекционная педагоги
ка». 2010. № 4 (40).
Ладилина
Л. С.Влияние социальной дистанции между здоровыми студентами и лицами с ОВЗ на степень толерантности в социуме// Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции
/ О
тв.
ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2014.