Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инклюзивное волонтерство | Зориной Маргарите Дмитриевне учителю английского языка. Работа №208877

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Зориной Маргарите Дмитриевне учителю английского языка
Инклюзия – это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь [5,2]. В рамках общеобразовательной школы подразумевается включение в учебную и внеурочную деятельность «особых» детей совместно с норматипичными сверстниками. Под «волонтерством» мы понимаем, широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше. Это может помочь педагогу в понимании картины мира отдельных учащихся, ведь подростки – традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения. Вопрос о потенциале использования подростковой волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние волонтерства на конкретную ситуацию, сложившуюся в коллективе; влияние волонтерства на саму личность подростка, включающегося в данную деятельность.

Главная цель данного вида волонтерства – это вовлечение «особых» учащихся в совместный процесс волонтерской деятельности. И развиваться в этом направлении подростки готовы, технические средства здесь не могут решить всего, поэтому в первую очередь важно межличностное общение.

иНКЛЮЗИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК способ адаптации особого ребенка в подростковом коллективе
Зорина.М.Д.
Учитель английского языка, руководитель волонтерского движения
Твори Добро!
МБОУ СОШ №4 г. Ханты-Мансийск, ХМАО - Югра
Аннотация: в данной статье описывается идея инклюзивного волонтерства, его потенциал, а также причины участия подростков в такого рода деятельности.
Ключевые слова: инклюзивное волонтерство, особый ребенок, интеграция, адаптация.
Инклюзивный волонтер – волонтер будущего
– это тот, кто сам когда-то нуждался в помощи
В последнее десятилетие в мире произошло большое количество экономических, культурных, а также социальных изменений. Исключением не стала и система образования нашей страны. Введение нового закона Об образовании в РФ ознаменовало появление принципиально новых подходов к обучению и воспитанию особых детей в рамках общеобразовательных учреждении. Ведь основные идеи инклюзивного образования должны плотно переплетаться с потребностями современного общества.
На сегодняшний день можно говорить о появлении, ранее не используемых, новых форм обучения и воспитания ребенка в рамках школы. Особое место в этом должен занимать психологический компонент, направленный на облегчение интеграции и адаптации особого ребенка. Рассмотрим эти процессы подробнее.
Интеграция – (лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый) сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
В данном конкретном случае под интеграцией мы подразумеваем включение особого ребенка в ученический коллектив, но как показывает практика одного включения не достаточно! Необходимо активизировать способность особого ребенка приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой, т.е. запустить процесс активной адаптации. В рамках начального звена школы существует большое количество различных форм работы с адаптационными процессами детей (коллективные игры, КТД, спортивные мероприятия и другое), которые основаны на ведущей деятельности младшего школьного возраста. С переходом в среднюю школу меняется ведущая деятельность школьника, что должно повлечь за собой и смену форм активизации процесса адаптации. Вышедшее на первый план интимно-личностное общение со сверстниками в рамках общеобразовательной школы для особых детей затруднено. И в этот момент на помощь педагогу может прийти инклюзивное волонтерство.
Что же такое инклюзивное волонтерство? Этот термин – сравнительно новый. Инклюзия – это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь [5,2]. В рамках общеобразовательной школы подразумевается включение в учебную и внеурочную деятельность особых детей совместно с норматипичными сверстниками. Под волонтерством мы понимаем, широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше. Это может помочь педагогу в понимании картины мира отдельных учащихся, ведь подростки – традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения. Вопрос о потенциале использования подростковой волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние волонтерства на конкретную ситуацию, сложившуюся в коллективе; влияние волонтерства на саму личность подростка, включающегося в данную деятельность.
Главная цель данного вида волонтерства – это вовлечение особых учащихся в совместный процесс волонтерской деятельности. И развиваться в этом направлении подростки готовы, технические средства здесь не могут решить всего, поэтому в первую очередь важно межличностное общение.
В истории человечества есть масса примеров добровольной и бескорыстной помощи, оказываемой человеком или группой людей отдельным людям или обществу в целом. Помощи, не преследующей цели извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста и основанной на идее бескорыстного служения гуманным идеалам человечества. Она может иметь различные формы: от традиционных видов взаимопомощи, помощи бездомным детям до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций. Она может включать в себя действия, предпринимаемые на местном и общенациональном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы. Молодым инвалидам найдется место в любой сфере деятельности. Прежде всего, надо понимать его аспект заболевания [1,3].
И подводя итог мы хотели бы очертить круг причин участия подростков в инклюзивной волонтерской деятельности:
идея, благородная идеи, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности;
внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность особенно у подростка с ограниченными возможностями;
потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера;
интерес, работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями себя реализовать [2];
антураж, начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в инклюзивном волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские;
творческие возможности, можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста;
решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами – то это выход. Если чувствуешь себя никчемным замухрышкой -иди в волонтеры, там можно изменить ситуацию. Есть проблемы с общением -иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.
досуг, когда время можно тратить двумя способами – с пользой и без.
Целью дальнейшего исследования видим в разработке и опробовании программы работы инклюзивного волонтерского центра для подростков.
Список литературы:
Об инклюзивном добровольчестве как ресурсе по формированию культуры здорового образа жизни, автор: В.И. Богдановская [Электронный ресурс]. http://zabgu.ru/php/page.php?query=ob_inklyuzivnom_dobrovol%27chestve
Волонтерство // Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. Режим доступа: //http://www.mama.ru/club/inomama/2453/92569/
Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)"
Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. –Москва: Карапуз, 2004.
ДОКЛАД "Инклюзивное образование в России" 07.12.2010 года, МГППУ
С.В.Алёхина, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×