Инклюзивный подход к занятиям физической культурой в детском саду | Цуприкова Альмира Шайхулловна. Работа №346986
Аннотация. Статья посвящена инклюзивному подходу к занятиям физической культурой в детском саду, который направлен на создание равных условий для всех детей, независимо от их физических и умственных возможностей. Рассматриваются основные принципы инклюзивного образования, подходы к организации физической активности, а также примеры упражнений и игр, которые могут быть адаптированы для детей с особыми потребностями. В статье подчеркивается важность сотрудничества всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей и специалистов, а также влияние инклюзивных занятий на развитие социально-коммуникативных навыков и физической активности детей.
Ключевые слова: инклюзивный подход, физическая культура, детский сад, дети с особыми потребностями, адаптивные упражнения, социальные навыки.
Инклюзивный подход к занятиям физической культурой в детском саду
Цуприкова Альмира Шайхулловна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»
Аннотация. Статья посвящена инклюзивному подходу к занятиям физической культурой в детском саду, который направлен на создание равных условий для всех детей, независимо от их физических и умственных возможностей. Рассматриваются основные принципы инклюзивного образования, подходы к организации физической активности, а также примеры упражнений и игр, которые могут быть адаптированы для детей с особыми потребностями. В статье подчеркивается важность сотрудничества всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей и специалистов, а также влияние инклюзивных занятий на развитие социально-коммуникативных навыков и физической активности детей.
Ключевые слова: инклюзивный подход, физическая культура, детский сад, дети с особыми потребностями, адаптивные упражнения, социальные навыки.
Инклюзивный подход к занятиям физической культурой в детском саду представляет собой важный элемент современного образовательного процесса. Он предполагает создание условий для совместной физической активности детей с разными возможностями, что способствует их физическому и социальному развитию. Инклюзия в сфере физической культуры не только помогает детям с особыми потребностями развивать свои физические навыки, но и формирует у всех детей понимание ценности разнообразия, взаимопомощи и дружбы. Важно понимать, что физическая культура — это не только занятия спортом, но и развитие движений, координации, силы и выносливости, что актуально для всех детей.
Одним из основных принципов инклюзивного подхода является индивидуализация занятий. Каждому ребенку, независимо от его физических или умственных особенностей, необходимо обеспечить возможность участвовать в активности на своем уровне. Например, при организации спортивной эстафеты можно предусмотреть различные станции с заданиями, где дети будут выполнять упражнения в зависимости от своих возможностей. Так, для детей с ограниченными возможностями физического развития можно предложить задания, которые не требуют высоких физических нагрузок, например, передвижение на инвалидной коляске, а для более подготовленных детей — элементы, требующие большей физической активности. Это позволит всем участникам ощутить себя частью команды и улучшить навыки взаимодействия.
Важно также обратить внимание на адаптацию оборудования и средств обучения. Например, использование мягких мячей, легких снарядов и специальных приспособлений может сделать занятия доступными для всех детей. Упражнения можно варьировать по сложности, чтобы обеспечить участие каждого ребенка в занятиях. Например, в игре «Перенеси мяч» дети могут работать в парах, где один партнер помогает другому справиться с заданием, что способствует развитию не только физической активности, но и командного духа. Эти элементы способствуют созданию комфортной и безопасной среды, в которой каждый ребенок может развиваться в своем темпе.
Важным аспектом инклюзивного подхода является подготовка педагогов и инструкторов физической культуры. Педагогам необходимо понимать, какие специфические потребности могут быть у детей с особыми нуждами и как организовать занятия таким образом, чтобы они были интересны и полезны для всех. Это включает в себя знание основ адаптивной физической культуры, а также методов работы с детьми с разными видами ограничений. Инструктор может активно использовать разнообразные методические приемы, включая игры, эстафеты, развивающие упражнения, чтобы сделать занятия увлекательными и доступными для всех.
Кроме того, необходимо активно вовлекать родителей и специалистов в процесс физического воспитания. Совместные занятия с родителями могут стать отличным примером инклюзии в действии. Например, в рамках «Семейного спортивного дня» можно организовать конкурсы и эстафеты, где родители и дети будут участвовать вместе. Это не только укрепляет связи в семье, но и создает позитивный опыт для всех участников. Психологи и логопеды могут помочь в разработке специальных заданий для детей с особыми потребностями, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Инклюзивные занятия физической культурой способствуют не только физическому, но и социальному развитию детей. В процессе совместной активности дети учатся работать в команде, уважать друг друга и принимать различия. Это формирует у них важные социальные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Например, в игре «Командный мяч» дети работают в группах, где каждый член команды должен внести свой вклад, чтобы достичь общей цели. Такой опыт помогает развивать у детей чувство ответственности, взаимопомощи и сотрудничества.
Важно также помнить о том, что инклюзивный подход требует гибкости и готовности к изменениям. Педагоги должны быть готовы адаптировать свои занятия в зависимости от потребностей детей, что поможет создать более инклюзивную и поддерживающую атмосферу. Например, в зависимости от состояния здоровья детей можно изменять продолжительность занятий, их интенсивность и содержание, чтобы обеспечить максимальную пользу для каждого участника.
Таким образом, инклюзивный подход к занятиям физической культурой в детском саду является важным аспектом создания гармоничной и развивающей среды для всех детей. Он способствует физическому развитию, социализации и формированию уважительного отношения к другим. Инструкторы физической культуры должны активно использовать этот подход, чтобы обеспечить доступность физической активности для всех детей, независимо от их возможностей. Инклюзия в сфере физической культуры не только делает занятия более разнообразными и интересными, но и формирует у детей важные жизненные навыки, которые помогут им стать уверенными и успешными людьми.
Список литературы
Васильева Т.В., Прибыткова Ю.О.,
Карнакова
Л.В. Безопасность как необходимый фактор формирования образовательного процесса в современных условиях // Современные инновации. 2016. №1 (3).
Манжелей
И. В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие И. В.
Манжелей
Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. 144 с.
Пирсон
А
Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет / Алан Пирсон, Дэвид
Хокинс
АСТ,
Астрель
Москва, 2021
Тавстуха
О.Г.
, Андреева
Е.И.
, Михеева
Е.В.
Инклюзивная образовательная среда дошкольной организации // Вестник ОГУ. 2019. №5 (223).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-obrazovatelnaya-sreda-doshkolnoy-organizatsii