Название статьи:
ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РОДНОГО (ТАТАРСКОГО) ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ | Галявова Алина Рашатовна. Работа №347896
Дата публикации:
20.10.2024
Автор:
Галявова Алина Рашатовна
Описание:
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - сказал В.А.Сухомлинский. Урок- это познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях – сложное педагогическое явление. Каким должен быть современный урок? Как сочетать мастерство и требования времени, традиционное и новое?
ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РОДНОГО (ТАТАРСКОГО) ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Галявова Алина Рашатовна, учитель родного языка и литературы
МБОУ Гимназия №10 Авиастроительного района г. Казани
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции, - сказал В.А.Сухомлинский. Урок- это познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях – сложное педагогическое явление. Каким должен быть современный урок? Как сочетать мастерство и требования времени, традиционное и новое?[6, 110].
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды. Цель современного урока - это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.
Внедрение новых информационных технологий, целенаправленная работа по самосовершенствованию является той основой, которая способствует качеству и результативности обучения. Использование компьютерных технологий на уроках наиболее активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает мотивацию их учебной деятельности, формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения. С появлением интерактивного оборудования в школе у учителя появилась прекрасная возможность оживить, разнообразить свои уроки. Использование интерактивной доски делает занятия интересными и развивает мотивацию: предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся начинают работать более творчески. Интерактивная доска SMART Board- это способ создания развивающей среды для учащихся.
Раскрытию индивидуальных способностей наиболее полно способствует метод проектов. Осваивая этот метод коллективного творчества, учащиеся понимают ответственность за результаты своей работы и важность роли каждого, что и привлекает их к этому методу.
Применение компьютера на уроках татарского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.[2,127]. Наиболее эффективная форма представления материала по татарскому языку и литературе - мультимедийные презентации. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
повысить мотивацию учащихся;
использовать большое количество иллюстративного материала;
интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения.
Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - технические средства, позволяющие показ презентации в классе.Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. В функции учителя электронная презентация представляет:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике. Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
Итак, на уроках татарского языка и литературы возможно использование следующих видов ИКТ:
•Презентации на уроках изучения нового материала;
•Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;
•Проведение самостоятельных и контрольных работ.
•При подготовке учащихся к ГИА, ЕГЭ;
•Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
•Выполнение наглядного материала при оформлении класса.
Чтобы дать хороший, современный урок с использованием ИКТ, необходимо:
•Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет татарского языка и литературы.
•При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть персональный компьютер или ноутбук.
•И, конечно, самое главное - желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. ИКТ могут обогатить его информационный, методический и дидактический арсенал, помочь в решении современных образовательных задач. Для полёта фантазии учителя достаточно большая территория, тем более что возможности современного компьютера дают для этого все основания. Значит, учителю необходимо всю жизнь саморазвитие, самообразование, то, что называется эрудицией. И если фундамент любви к детям и профессионализм прочнеют с годами, то здание эрудиции строится всю жизнь.
Список литературы:
1.Асадуллин А.Ш. Татарский язык в русскоязычной аудитории: Учебное пособие. – К.: Татарское книжное изд-во, 1995.-145 с.
2.Габдулхаков В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология развития речевой деятельности в условиях билингвизма . - К. :1998.- 129 с.
3.Газеев А. А. Методическое обеспечение и программа о бучения татарскому языку русскоязычных школьников и взрослого населения.- К. : 1999.-23 с.
4.Закон О языках народов Республики Татарстан .- К. :1993.-67 с.
5.Замалетдинова Р.Р. Лингводидактические основы обучения чтению
на татарском языке учащихся начальных классов русских школ.- К.:1991.-34с.
6.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 томах.- Педагогика .:1979.- 124 с.
Скачать работу
Галявова Алина Рашатовна, учитель родного языка и литературы
МБОУ Гимназия №10 Авиастроительного района г. Казани
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции, - сказал В.А.Сухомлинский. Урок- это познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях – сложное педагогическое явление. Каким должен быть современный урок? Как сочетать мастерство и требования времени, традиционное и новое?[6, 110].
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды. Цель современного урока - это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.
Внедрение новых информационных технологий, целенаправленная работа по самосовершенствованию является той основой, которая способствует качеству и результативности обучения. Использование компьютерных технологий на уроках наиболее активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает мотивацию их учебной деятельности, формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения. С появлением интерактивного оборудования в школе у учителя появилась прекрасная возможность оживить, разнообразить свои уроки. Использование интерактивной доски делает занятия интересными и развивает мотивацию: предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся начинают работать более творчески. Интерактивная доска SMART Board- это способ создания развивающей среды для учащихся.
Раскрытию индивидуальных способностей наиболее полно способствует метод проектов. Осваивая этот метод коллективного творчества, учащиеся понимают ответственность за результаты своей работы и важность роли каждого, что и привлекает их к этому методу.
Применение компьютера на уроках татарского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.[2,127]. Наиболее эффективная форма представления материала по татарскому языку и литературе - мультимедийные презентации. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
повысить мотивацию учащихся;
использовать большое количество иллюстративного материала;
интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения.
Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - технические средства, позволяющие показ презентации в классе.Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. В функции учителя электронная презентация представляет:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике. Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
Итак, на уроках татарского языка и литературы возможно использование следующих видов ИКТ:
•Презентации на уроках изучения нового материала;
•Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;
•Проведение самостоятельных и контрольных работ.
•При подготовке учащихся к ГИА, ЕГЭ;
•Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
•Выполнение наглядного материала при оформлении класса.
Чтобы дать хороший, современный урок с использованием ИКТ, необходимо:
•Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет татарского языка и литературы.
•При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть персональный компьютер или ноутбук.
•И, конечно, самое главное - желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. ИКТ могут обогатить его информационный, методический и дидактический арсенал, помочь в решении современных образовательных задач. Для полёта фантазии учителя достаточно большая территория, тем более что возможности современного компьютера дают для этого все основания. Значит, учителю необходимо всю жизнь саморазвитие, самообразование, то, что называется эрудицией. И если фундамент любви к детям и профессионализм прочнеют с годами, то здание эрудиции строится всю жизнь.
Список литературы:
1.Асадуллин А.Ш. Татарский язык в русскоязычной аудитории: Учебное пособие. – К.: Татарское книжное изд-во, 1995.-145 с.
2.Габдулхаков В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология развития речевой деятельности в условиях билингвизма . - К. :1998.- 129 с.
3.Газеев А. А. Методическое обеспечение и программа о бучения татарскому языку русскоязычных школьников и взрослого населения.- К. : 1999.-23 с.
4.Закон О языках народов Республики Татарстан .- К. :1993.-67 с.
5.Замалетдинова Р.Р. Лингводидактические основы обучения чтению
на татарском языке учащихся начальных классов русских школ.- К.:1991.-34с.
6.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 томах.- Педагогика .:1979.- 124 с.