Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов | Муравлева Татьяна Викторовна. Работа №253903
Автор: Муравлева Татьяна Викторовна
Что же такое инновационная деятельность?
Что потребуется для осуществления инновационной деятельности педагогов. В статье рассматриваются виды педагогических инноваций, а также инновации в воспитании
Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов
Что же такое инновационная деятельность?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования.
Но в педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон.
Итак, инновационная деятельность - это
- целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов;
- получение новых знаний и внедрение их в педагогическую практику;
- это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества воспитания и образования.
Воспитатель - инноватор сегодня - это педагог, способный последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом гарантированных качественных результатов.
Профессиональный путь воспитателя - инноватора не всегда триумфален. Горечь временных поражений - неизменный спутник ищущего педагога-практика.
Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы, например,
- Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы, например,
- МО по определенной теме или направлению деятельности;
- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного, воспитательного или другого процесса.
Виды педагогических инноваций:
Внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий
Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для воспитанников, проектная деятельность и т.д.
Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию учреждений.
Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать (уничтожать, сглаживать) асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Инновационные технологии,
методы и формы работы,
использование которых, способствует формированию профессиональной компетентности воспитателя
Личностно ориентированные технологии.
Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении и воспитании должен осуществляться на индивидуальном уровне.
Интегрированные занятия.
Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.
Информационные технологии.
К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала, презентации по теме. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
Интерактивные подходы.
Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).
Учение через обучение – метод обучения, при котором воспитанники с помощью воспитателя готовят и проводят мероприятие.
Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один воспитанник учит другого воспитанника. Коммуникация двух воспитанников происходит в форме диалога.
Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем воспитанникам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
Также к инновационным технологиям можно отнести и следующие современные технологии:
- проектная деятельность;
- тьюторство (это такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия);
- здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя создание благоприятного психологического климата, охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни
И еще, пожалуйста, помните следующее:
Инновации могут быть представлены в виде:
- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Новшество не обязательно является чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим