«Инновационная деятельность музыкального руководителя в ДОО» | Хуснутдинова Рамиля Рафатовна. Работа №292389
Автор: Хуснутдинова Рамиля Рафатовна
Итоговая аттестационная работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в свете ФГОС ДОО».
Творческая работа в современном ДОУ требует от музыкального руководителя использования современных педагогических технологий, направленных на усвоение детьми образовательных программ в условиях реализации ФГОС, позволяющих добиться раскрытия и развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Поэтому педагогическая деятельность музыкального руководителя требует обращения к новым формам, которые бы позволили обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Реферат
«Инновационная деятельность музыкального руководителя в ДОО»
Итоговая аттестационная работа
по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в свете ФГОС ДОО»
Слушатель: Хуснутдинова Рамиля Рафатовна
Музыкальный руководитель
МАДОУ №10 г. Салавата
г. Салават
2022 г.
Оглавление
Стр.
Введение: тво
рческая работа в
современном
ДОУ
_______________
3
Инновационные технологии в музыкальной деятельности ________ 4
Суть
здоровьесберегающих
технологий
_______________________ 7
Картотека
здоровьесберегающих
технологий __________________
9
Физкультминутки ______________________________________
9
Дыхательная гимнастика __
______________________________ 10
Пальчиковая гимнастика ___
_____________________________ 11
Гимнастика для глаз ______
_____________________________ 12
Психогимнастика
______________________________________ 12
Ритмопластика ________________________________________ 13
Игротерапия
_________________________________________ 1
4
Ароматерапия
________________________________________ 14
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях ___ 15
Развитие восприятия музыки у дошкольников посредством использования технологии «Синтез искусств» _________________ 20
Проектная деятельность: типы проектов, этапы проектной работы _ 23
Информационно-коммуникативные технологии на музыкальных занятиях
в детском дошкольном учреждении
__________________
25
Заключение _____________________________________________ 28
Список используемых источников ___________________________ 31
Введение
Творческая работа в современном ДОУ требует от музыкального руководителя использования современных педагогических технологий, направленных на усвоение детьми образовательных программ в условиях реализации ФГОС, позволяющих добиться раскрытия и развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Поэтому педагогическая деятельность музыкального руководителя требует обращения к новым формам, которые бы позволили обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Информационно коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и передачи информации обучаемому, с помощью компьютера. ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:
- Источник обучающей информации;
- Наглядное пособие;
- Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;
- Средство подготовки выступлений, развлечений.
Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Инновационные технологии в музыкальной деятельности
Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?
Здоровьесберегающие
технологии.
Формами работы на музыкальных занятиях являются:
музыкально-валеологический
аспект (исполнение песен,
распевок
о здоровом образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.
Игровые технологии
.
Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.
Технология «Синтез искусств».
Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).
Проектная деятельность.
Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.
Информационно-коммуникационные технологии.
Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. При применении в работе ИКТ не нужно забывать о том, что
использование
технических
средств ограничиваются временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей. Используются видеоролики в структуре занятия с
учётом требований
СанПин
2.4. 1. 3049-13 постановление от 15 мая 2013 г.: просмотр видеоролика не более 5-7 минут.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске;
процесс создания новых вариантов моделей;
радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Она понятна ребёнку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное – учится творить. Участие ребёнка в музыкально-театрализованной деятельности прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов.
Реализовать все идеи сенсорного и музыкального воспитания поможет игровая технология! Надо только ловко спрятать решение образовательных и развивающих задач в игру.
Игровое общение на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с удовольствием откликаются на возможность такого общения.
Ожидаемые результаты:
Дети проявляют интерес к звучащему миру, с удовольствием играют в звуки, экспериментируют с ними.
Легко узнают звуки.
Умеют дифференцировать их по способу воспроизведения, называют источник звука.
Ориентируются в их назывании.
Правильно воспроизводят их.
Пытаютс
я самостоятельно играть в звуки.
Развивается музыкально-образное мышление, дети учатся
воспринимать музыку и
размышлять о ней
Обог
ащаются
знания
о музыке
,
раз
в
иваются
творческие способности
Выявляются интересы, склонности и
способностей детей в
музыкальной деятельности, которые реализуются через систему
музыкальных занятий
различного характера
У детей прививается
интерес к классической
музыке, дети учатся
ценить ее красоту, сопереживая музыкальным образам.
Суть здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
формирование у дошкольников основ
валеологической
культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
проведение профилактической оздоровительной работы;
ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
мотивация детей на здоровый образ жизни;
формирование полезных привычек;
формирование
валеологических
навыков;
формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
физкультурно-оздоровительные
(
проведение подвижных игр
, спортивные мероприятия,
валеологические
занятия, процедуры закаливания,
организация прогулок
и т.д.)
валеологическое
образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них
валеологической
культуры);
валеологическое
просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными
здоровьесберегающими
технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
здоровьесберегающее
образование детей (формирование
валеологических
знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
смене вида деятельности;
предупреждении
утомляемости;
снятии
мышечного, нервного и мозгового напряжения;
активизации кровообращения;
активизации мышления;
повышении
интереса детей к ходу занятия;
создании
положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
улучшить работу внутренних органов;
активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
тренировать
дыхательный
аппарата;
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
повысить защитные механизмы организма;
восстановить душевное равновесие, успокоиться;
развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
осязательных ощущений;
координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
массаж;
действия с предметами или материалами;
пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
снятия напряжения;
предупреждения утомления;
тренировки глазных мышц;
укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
проведение психофизической разрядки;
развитие познавательных психических процессов;
нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
этюдов с использованием мимики и пантомимы;
этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
восполнение «двигательного дефицита»;
развитие двигательной сферы детей;
укрепление мышечного корсета;
совершенствование познавательных процессов;
формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
проявить эмоции, переживания, фантазию;
самовыразиться
;
снять
психоэмоциональное
напряжение;
избавиться от страхов;
стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
улучшение самочувствия и настроения детей;
профилактика простудных заболеваний;
решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
фитотерапию
;
цветотерапию
;
музыкотерапию;
витаминотерапию;
физиотерапию;
гелиотерапию;
песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Игра – основной вид деятельности ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, вовлечь его в мир музыки, развить музыкально-художественные способности, музыкальный руководитель использует на музыкальных занятиях игровые технологии.
В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество образовательных задач: воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, а также развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия (слушание музыки) и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности).
Для осуществления этих задач по музыкальному воспитанию, поставленных учебной программой дошкольного образования, необходимо комплексное воздействие на каждого ребёнка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
В детских садах с целью приобщения ребёнка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Однако, успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учётом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада
В работе используются разные детские музыкальные инструменты:
1. Детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, трещотки, деревянные ложки (большие и маленькие, бубенцы, коробочка, колотушка, свистулька.
2. Детские музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофон, ксилофон
На музыкальных занятиях, в самостоятельной деятельности детей в группе используется и музыкальная игрушка, она бывает неозвученной и озвученной.
Неозвученные музыкальные игрушки - это игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка, изготовленные из фанеры, картона. Их желательно иметь в каждой возрастной группе и использовать для создания игровых ситуаций. (Дети напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах). Таким образом, неозвученные игрушки-инструменты упражняют детей в умении правильно воспроизводить мелодию, стимулируют их самостоятельную деятельность. Игрушки - инструменты в основном применяются для детей 3-4 лет.
Хорошо также иметь картинки с изображением различных музыкальных инструментов. Их можно использовать в группе для закрепления детей с этими инструментами. Рассмотрим озвученные музыкальные игрушки.
Музыкальные волчки разной величины со звучанием в верхнем и нижнем регистрах используют для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодичному звучанию и развитию у них слухового сосредоточения.
Музыкальные молоточки - цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молотка, на основании которого гофрированный цветной набалдажник. При ударе по основаниям молоточка издаются разные звуки (разница в терцию).
Игрушка успешно пользуется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений. В старших группах музыкальный молоточек применяют в игре «Какой звук выше?». Дети учатся различать высокий и низкий звуки.
Музыкальная книжка, на каждой странице которой нотная строка с мелодией одной из детских песен (программных) и цветная иллюстрация (небольшая картинка, сюжет её точно соответствует названию песни. Нижняя часть каждой страницы срезана так, чтобы оставалась открытой основная часть книжки - клавиши (по типу детского пианино). Перелистывая книгу, дети (старшей группы) по картинкам узнают песню и озвучивают её - играют, нажимая на клавиши.
Музыкальную книжку дают детям 6-7 лет для самостоятельной деятельности. Благодаря действиям с этой игрушкой у ребят развивается музыкальная память, закрепляется навык самостоятельного музицирования.
Озвученные образные игрушки изображают различных животных (кошку, собаку, лошадь, петуха, гуся и пр., используются в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста для привлечения их внимания к звукам различной высоты (большая собачка и щенок, большой петушок и маленький, кошка и котёнок и т. д., а также для различения звуков по тембру (лошадь, утка, корова, курица, коза и т. д.).
Все виды игрушек на подражание голосам птиц и животных способствуют музыкально-сенсорному развитию детей.
Заводные игрушки используются для музыкальной деятельности детей: пляшущий медведь; заяц играет на барабане (ксилофоне); Петрушка, играющий на тарелках; поющая птичка и пр. Педагоги показывают эти игрушки на занятиях с малышами, чтобы привлечь их внимание к новому музыкальному произведению, вносят как развлечение на празднике или дают детям для игры.
Игрушки образные - кукла, мишка, заяц, собака, кошка и пр. также используются на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности
Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у ребёнка большой интерес. Их применение обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.
Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально - слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.
При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.
В игре на музыкальных инструментах, мы должны учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. Здесь большую помощь оказывают музыкально-дидактические игры, которые также необходимо иметь в группе для самостоятельной деятельности.
Благодаря музыкально-дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приёмам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, играть в ансамбле. Всё это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.
Таким образом, к концу пребывания в детском саду дети приобретают устойчивые вокальные навыки, умение выразительно передавать характер музыки в движениях и игре на музыкальных инструментах, а также получают сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах. А значит, дошкольники подготавливаются к изучению нотной грамоты в школе и получению дальнейших знаний и умений в музыкальном воспитании.
Развитие восприятия музыки у дошкольников посредством использования технологии «Синтез искусств»
В ряду разнообразных видов искусств музыка по праву занимает особое, значимое, и можно сказать, ведущее место в эстетическом и художественном воспитании ребенка. Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Музыка способна передать неуловимые другими видами искусства оттенки чувств, эмоций, переживаний. Особенно чувствительны и восприимчивы к музыке дети. Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремиться проявлять себя в пении, в танце, в игре на музыкальных инструментах. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Дети пытаются передать характер услышанной музыки в мимике, движении. А как сложно, порой, бывает выразить впечатление о музыке словами.
Анализ проведенной диагностики развития музыкальных способностей детей показывает, что уровень развития восприятия дошкольников не достаточно высок. Подобная картина наблюдается в большинстве дошкольных образовательных учреждений. Как же помочь ребенку научится высказываться о музыке более развернуто и эмоционально, научить его слышать чуть больше чем кажется на первый взгляд, чувствовать музыку всеми гранями своей души? Ответ на этот вопрос не прост. Множество методик современного дошкольного воспитания не дадут результатов, если мы будем пытаться использовать их по отдельности. Здесь важен комплексный взгляд на проблему. В этом поможет обращение к смежным видам искусств. Поэтому так важно использовать в музыкально-воспитательной работе полихудожественный подход, и вытекающую из него технологию «Синтез искусств». Данная технология предполагает использование на музыкальных занятиях других видов искусств – живописи, художественной литературы, танца. Дети выражают свои впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке, исполняют пластические этюды, озвучивают фрагменты стихотворений, подбирают иллюстрации, соответствующие характеру музыки.
В нашем детском саду на занятиях в музыкальном зале, дети слушают классическую музыку и стихи, любуются произведениями изобразительного искусства, учатся понимать и ценить прекрасное. Свои впечатления они передают в разных видах художественного творчества, музыкальном, изобразительном, театральном, литературном. Реализация программы «Синтез искусств» проходит в разнообразных формах занятий. Одной из интересных инновационных форм работы является «Музыкальная гостиная». Мной составлена авторская программа, по которой в течение года дети посещают доминантные и интегрированные занятия по слушанию музыки, на которых они выполняют творческие задания после прослушивания и анализа музыки. Дети передают настроение музыки в цвете, в творческом движении и игре на детских музыкальных инструментах. Договорившись между собой, дети «озвучивают» сказку или придуманные ими истории к собственным рисункам на сказочную тему. Ребята самостоятельно выбирают музыкальные инструменты, разбиваются на небольшие группы, каждые из которых «озвучивает» рассказ о событиях, произошедших с героями в начале, середине, конце сказки.
Среди интересных тем нашей Музыкальной гостиной можно отметить такие, как «Осень в музыке, поэзии и живописи», «Времена года», «Картинки с выставки: Мусоргский и Гартман», «Морское путешествие в «Сказку о Царе Салтане»: Римский-Корсаков, Пушкин, Врубель», «Художник рисует музыку» Особенно интересной была игра-путешествие по сказке-балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Дети вспоминали сказку по фрагментам видеосюжета, книжным иллюстрациям, оживляли её музыкальными звуками, танцами, собственными рассказами об этом в музыкальных произведениях.
Применение технологии «Синтез искусств» положительно сказывается на качестве восприятия музыки у дошкольников. Высказывания детей о музыке становятся более развернутыми, глубокими и интересными. Их речь, воображение, образное мышление развиваются. Интеграция различных видов искусств на музыкальных занятиях способствует повышению общей культуры дошкольника, формированию его эстетических качеств.
Проектная деятельность: типы проектов, этапы проектной работы
Проектная деятельность - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта)
В соответствии с признаком доминирующего метода в проекте выделяют следующие типы проектов:
Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов; полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.
Творческие проекты - предполагают соответствующее оформление результатов; как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов - в виде сценария фильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т. д.
Ролево-игровые - структура намечается или остается открытой. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои.
Информационные проекты - направлены изначально на сбор информации об объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов; требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
Практико-ориентированные проекты - четко обозначенный результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследований, программа действий, проект закона, словарь, дизайн дома и т. п.)
По количеству участников проекта:
Личностные - между двумя партнерами, находящимися в разных садах, регионах, странах.
Парные - между парами участников.
Групповые - между группами. В данном случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта.
По продолжительности проведения:
Краткосрочные - для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы.
Средней продолжительности и долгосрочные - от одного- двух месяцев до года; содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, могут представлять собой целостную программу.
Основные этапы любой проектной работы следующие:
1. Определение темы
2. Определение целей
3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:
- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;
- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.
4. Выполнение проекта - практическая часть.
5. Подведение итогов (защита проекта).
Информационно-коммуникативные технологии на музыкальных занятиях в детском дошкольном учреждении.
Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как наша главная задача — формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Именно музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт. От того, какая музыка окружает ребенка, зависит становление его музыкального вкуса, его культурный кругозор, интерес к музыкальной деятельности, выбор музыки в качестве «спутника жизни».
В своей работе я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Таким образом, использование видеопроигрывателя, компьютера очень удобны не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Одним из самых главных направлений в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Все свои музыкальные занятия начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому, дети плавно переходят и настраиваются на занятие музыкой. Считаю необходимым, развивать у детей умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого часто использую микрофон и минусовые записи различных детских песен. На музыкальных занятиях используются такие инновационные приемы как музыкальные сказки, занятия посиделки, театрализованные игры с куклами, речевые и пальчиковые игры и др. Ярко, красочно, интересно проходят развлечения, утренники, праздники. Это способствует развитию музыкальных способностей, умению слушать и понимать музыку, развивает внимание, память, чувство ритма, слух, умение проявлять себя в театрализованной деятельности, в пении, в игре на детских музыкальных инструментах и т. д.
Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в приложении Microsoft Office PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по восприятию музыки детьми младшего дошкольного возраста, видео — материалы с исполнением танцевальных композиций, видеозаписи мультфильмов с использованием музыки балетов "Щелкунчик" и "Золушка". Эти презентации и видеоматериалы подходят для многих возрастных категорий детей. Видеодиски с утренниками и развлечениями также используется мной в качестве архива проведенных мероприятий, с включением текстовых, картинных, фото - и видеоматериалов.
Особенно важно на музыкальных занятиях включать различные виды движений под музыку. Детям раннего возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением. Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро — ритмического чувства. Движение под музыку развивают творческие способности, фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на занятии особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства. Важными составляющими мастерства педагога является способность объединять в единое целое все элементы занятия, вариативно применять материал программы, избегая жесткой схемы, штампа в преподавании искусства.
Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на музыкальных занятиях. Повышается результативность и, главное, интерес детей к занятиям музыкой. В целом, говоря о пользе и важности информационно—коммуникационных технологий в учебном процессе необходимо отметить решение проблем мотивации и личностно-ориентированного подхода к обучению, рациональной организации учебного времени.
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости. Использование на музыкальных занятиях различных педагогических методов и приемов решает важнейшую задачу музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Заключение
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, на сохранение и поддержку индивидуальности, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; формирование общей культуры воспитанников.
Для сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, формирования общей культуры воспитанников, способных адаптироваться к условиям современной жизни можно работать по нескольким направлениям:
повышать мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ;
активизировать заинтересованность детей для повышения результативности музыкально-художественной деятельности.
А чтобы современных детей вовлечь в творческую деятельность и в свободное общение их с педагогами в нашем детском саду, можно использовать одну из технологий - музыкально – литературная гостиная - это своеобразный праздник музыки. Здесь объединяются различные виды музыкальной, художественной и театрализованной деятельности, решается ряд задач образования и развития дошкольников.
Музыка помогает понять и прочувствовать природу с помощью музыкального языка, музыкальных образов (можно обратиться к творчеству П.И. Чайковского, взяв за основу его музыкальный альбом «Времена года») Музыкальные гостиные, разработаны на все времена года, проводятся один раз в три месяца согласно рабочей программе музыкального руководителя. Использование мультимедийных презентаций, в основе которых лежит музыкальный альбом «Времена года» П.И. Чайковского и картины известных художников, делает познавательный процесс интересным и выразительным.
Слушая произведения, сопровождаемые видеоматериалами, дошкольники принимают на себя образы природного мира: хрупкого подснежника, заливистого жаворонка, легкого облака, проявляют свое творчество опираясь на имеющийся опыт, а в пластике переживают состояние того образа, которое даёт музыка, его эмоциональную окраску. Словарь детей обогащается оценочной лексикой: порхающая бабочка, заливистый жаворонок, тройка резвых лошадей. Повышается интеллектуальный уровень развития ребенка. Перевоплощаясь в сказочных героев и следуя за ними, дети упражняются, примеряют на себя положительный или отрицательный образ, учатся взаимодействовать с окружающим миром, учатся разрешать проблемные ситуации. Таким образом, осваивают новый социокультурный опыт.
Гостями музыкально-театральных гостиных являются родители, воспитанники детского сада и воспитатели других детских садов.
Разработка собственных мультимедийных презентаций помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, делает встречу с музыкой более яркой, интересной. делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей.
Использование средств информационных технологий стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. А так же, позволило сделать процесс приобщения дошкольников к музыкальному искусству достаточно эффективным.
По результатам нашей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, память у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.
Итак, использование нами средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и педагога.
Список литературы и используемых источников
Анисимова Г. И.
«100
музыкальных
игр для развития дошкольников»
, Ярославль
«Академия развития»
2007.
Давыдова М. А.
«
музыкальное
воспитание в детском саду»
,М
.
«
Вако
»
2006.
Селевко
Г. К.
«Современные образовательные
технологии
»
, М. 2006.
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
Касаткина Е. И.
Игровые технологии
в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
Карпюк
Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
Пенькова
Л. А.,
Коннова
З. П. Развитие
игровой
активности дошкольников. Шмаков С. А.
«Игры учащихся – феномен культуры»
, – М.: Новая школа, 1999.
Щуркова
Н. Е.
«Практикум по педагогической
технологии
»
, М. 2001.
Матяш
Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М., 2002.
Микляева
Н. Методика разработки авторской программы // Детский сад от А до Я. 2006. № 3.
Назарова В.М. Управление инновационными процессами в ДОУ // Управление ДОУ. 2005. № 6.
Пономарева Е.А. Педагогический совет на тему «
Портфолио
образовательного учреждения» // Методист. М., 2006. № 2.
Портфолио
педагога // Справочник руководителя образовательного учреждения. М., 2004. № 6.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ
/ А
вт.-сост.:
Л.С.Кисилева
, Т.А.Данилина,
Т.С.Лагода
, М.Б.Зубкова. М., 2004.
Руденко И.,
Тумакова
О.,
Курынова
С.
Портфолио
дошкольника // Обруч. М., 2005. № 6.
Сизова
Л.М. Использование
портфолио
в педагогической деятельности // Управление ДОУ. М., 2007. № 7.
Х
уторской А.В. Педагогическая
инноватика
: Учеб
.
п
особие для студ. высших учеб. заведений. М., 2008