Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инновационная экспериментальная деятельность | Мой кабинет. Работа №350127

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых эффективных технологий, способствующих развитию детского экспериментирования. Инновационная экспериментальная деятельность в детском саду становится одной из важных ступеней при подготовке старших дошкольников к школьному обучению...

ДО МОУ « СОШ имени А.М. Ахматова»

с.п. Былым

 

 

Статья

«Использование технологии детского экспериментирования как направления инновационной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

 

 

 

Подготовил: воспитатель

Атакуева Д.В.

 

 

 

 

2023

Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых эффективных технологий, способствующих развитию детского экспериментирования. Инновационная экспериментальная деятельность в детском саду становится одной из важных ступеней при подготовке старших дошкольников к школьному обучению. Экспериментальная деятельность входит во все сферы жизни ребёнка, именно поэтому, детское экспериментирование является ведущим видом деятельностидетей старшего дошкольного возраста.

Технология детского экспериментирования особенно актуальна, так как она развивает пытливость ума, детскую любознательность, формирует познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Актуальность развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста велика. Детское экспериментирование выступает тем методом, при помощи которого данная способность проявляется.

Цель работы: исследование технологии экспериментирования детей старшего дошкольного возраста, как инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации.

В начале проведения опыта работы были выделены ожидаемые результаты:

дети

старшего дошкольного возраста

вышли

на более высокий уровень познавательной активности;

сформирована уверенность

в себе;

обогатилась

предметн

о-развивающая среда

п

одготовительной к школе группы;

Теоретической базой работы является исследования Н.Н. Поддъякова, в которых в качестве основного вида познавательно-исследовательской деятельности детей выделяет экспериментирование.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из эффективных методов личностно-ориентированного обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование можно рассматривать как способ познавательной деятельности дошкольников. Организация экспериментальной деятельности невозможна без создания соответствующей предметно-пространственной среды. Так, в подготовительной к школе группе мной создан центр «Экспериментирования», где находится стол с большими встроенными контейнерами, которые по мере необходимости наполняются водой, песком, землёй, снегом, глиной, камешками. Дополнительно в центре «Экспериментирования» находится песочный набор, игрушки для деятельности с водой. В группе отведено место, в котором дети свободно действуют и экспериментируют с природным материалом: минералами, глиной, камешками, пёрышками, ракушками, шишками, желудями, листьями, семенами. Материал хранится в коробках с крышками, чтобы уберечь его от пересыхания.

В группе создан центр «Мастерства», оснащённый инструментами, различными видами картона, бумаги, лоскутами ткани, кожи, пуговицами разных размеров, ножницами, красками, клеем и т.д. В центр «Мастерства» по необходимости вносятся элементарные приборы и предметы: весы, бинокль, часы, подзорная труба, приборы и предметы. В группе создан центр «Любознайка», который наполняется наглядным материалом: альбомами, картинками, книгами, картами, планами, детскими энциклопедиями «Всё обо всём», «Энциклопедия для дошкольников», «Я познаю мир» и др. В центре «Любознайка» «живёт» главный герой Незнайка, создающий разные проблемные ситуации, что наталкивает детей на поиск решения проблемы. В центре «Любознайка» помещена картотека опытов и экспериментов. Средством обучения технологии экспериментирования являлись графические опоры в виде схем и моделей. Графические опоры дали возможность оперировать ими и, таким образом, выполняли эвристическую функцию. Наглядность на этапе постановки проблемы способствовала длительному наблюдению и сохранению проблемной ситуации в сознании детей. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста включала следующие составляющие: выделение и постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проведение наблюдения, опытов; обсуждение итогов, формулировка выводов.

Для обучения детей экспериментированию организую серию элементарных опытов с бумагой, водой, песком, землёй, камнями, снегом. Это опыты типа «Дудочка из соломки», «Поплывёт, или утонет?», «Хлеб с плесенью», «Свойства вулкана», «Растим кристалл» и т.д. Третий этапэвристический. Цель эвристического этапа: подключение детей к самостоятельному проведению экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность проводится с опорой на комплекс вариативных эвристических заданий, которые выполняются с помощью методов и приёмов. Созданная предметно-пространственная среда в подготовительной к школе группе позволяет детям принимать активное участие в экспериментальной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа над эвристическим этапом.

Использование технологиидетского экспериментирования в ДОО даётположительные результаты. У детей старшего дошкольного возрастасформированы уменияставить проблему; выдвигать гипотезу и строить предположения; умение планировать этапы своих действий; умение отбирать материалы и средства для экспериментальной деятельности; действовать в соответствии с алгоритмом; у детей появилась динамика делать выводы, обобщать и анализировать результаты, полученные в ходе эксперимента.

Выводы

При работе с детьми старшего дошкольного возраста формирование данных умений, является показателем успешности реализации технологии детского экспериментирования. То есть данные умения рассматриваются как результат технологии детского экспериментирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М.: «Мозаика-Синтез», 2013.

2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3.Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Савгир. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

4.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО. - М.: АРКТИ, 2011.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×