Инновационные формы экологического образования Доу | Мой кабинет. Работа №345112. Номер работы: №345112
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно –правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Использование инновационных форм экологического образования в дошкольном образовательном учреждении
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно –правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Все вышесказанное позволяет отметить, что формирование экологической культуры — это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе. Осознанно-правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою родину.
Приведем примеры инновационных форм экологического образования по возрастам
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Младшая группа: огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники; занятия, где особое место отводится воспитанию бережного отношения к природе. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа. Экологические проблемы решаются на занятиях кружка «Озорные кисточки». Педагог научила детей изготавливать красивые наряды из оберточной бумаги, фантиков; игры-ребусы, игры-исследования, игры-опыты
В средней группе был реализован проект «Наши друзья – деревья», цель проекта — формирование у детей представления о деревьях, как о живых организмах; развитие познавательных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста; воспитание бережного отношения к природе. В ходе проекта совместно с детьми наблюдали за деревьями на территории детского сада, рассматривали иллюстраций различных деревьев, читали стихи и рассказы о деревьях, рисовали красками на тему: «Деревья», делали аппликацию методом обрывания: «Во поле береза стояла», беседовали о деревьях. В результате проекта дети научились различать деревья по листьям, плодам и коре, оформили альбом «Деревья нашего участка», изготовили макет дерева.
Интересно был организован проект «Рыбы», цель проекта — систематизирование и обобщение знаний детей о рыбах. В ходе реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Дети имеют представление о внешнем виде рыб, знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов, изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов, из подручных средств изготовили аквариум.
- Старшая и подготовительная к школе группа: в каждой группе имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведенное для экскурсии по экологической тропе; имеется огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники; создана экологическая полиция, членами которой являются дети. У неё своя форма: зеленые пилотки и зеленые галстуки. Это игра, но дети серьезно относятся к своим правам и обязанностям. Дел не мало: надо подлечить поломанное дерево, объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, проверить чистоту на участке, вовремя ли поливаются цветы, ухожены ли грядки на огороде, насыпан ли корм зимой для птиц в кормушки; конкурсы «Родному городу- чистоту и порядок». Дети принимают в нем самое активное участие, с нетерпение ждут подведения итогов, испытывают гордость за свой детский сад и удовлетворение в том, что и они вложили частицу своего труда в эту победу.
В работе над проектами используем опытно- исследовательскую технологию, которая способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты проводятся на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда.
Игровую технологию используем как в проектной, так и в свободной деятельности детей. Игры экологического содержания организуются с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Дидактические игры используем не только в свободной деятельности детей, но и включаем в организованную образовательную деятельность, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образа жизни, в некоторых играх отражаются явления неживой природы. Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования .
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий. Сочеталось ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе учитывались возрастные особенности. Работа строилась интересно и содержательно, что решало практически все задачи экологического образования и воспитания детей.
Огромный интерес у детей вызывает совместная деятельность по составлению классификаций и коллекций. Умение относить объект по совокупности ряда признаков к тому или иному классу дает ребенку возможность лучше познать окружающую природу, выделить в объекте новые качества, свойства, научиться вычленять признаки различия и сходства. Дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в составление классификации минералов, растений, овощных культур, животных и др.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и ее изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуком (шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образы из мира природы давало возможности ребенку прочувствовать его состояние. Проведение праздника экологического характера также помогло детям ощутить себя частью природы, детям нравились репетиции, они с удовольствием выступали не только друг перед другом, но и перед детьми из других групп и конечно же перед родителями.
Информационно-компьютерные технологии используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Знакомя детей с природой, используем разнообразный материал на электронных носителях: звуковые материалы (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); мультимедийные презентации (обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире). Мультимедийные экологические игры включаются как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность.
Проблему формирования эко-культуры можно и нужно решать с помощью родителей. Родители приглашались на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Был проведен КВН на тему: «Мы – друзья природы», анкетирование родителей, родителям был предложен список литературы о природе для чтения детям. Вместе с родителями мы выпустили газету экологической направленности. Они помогали благоустраивать территорию ДОУ: перекапывали землю возле деревьев, собирали семена цветов, подрезали кусты.
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию дошкольников, с применением инновационных технологий, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.