"Инновационные формы профориентационной работы в ИБЦ" | Тихонова Наталья Николаевна. Работа №309307
Статья рассказывает о новых формах профориентационной работе в формате информационно-библиотечного центра. Рассказывается о четырех основных подходах, используемых в профориентационной работе в принципе, и о способах их применения именно в информационно-библиотечных центрах общеобразовательных организаций.Особое внимание уделяется таким инновационным формам профориентационной работы, которые предусматривают личностную вовлеченность учащихся в различные виды деятельности, в основном, на групповую совместную деятельность, на частично-поисковые и исследовательские методы работы
Использование инновационных форм профориентационной работы педагога-библиотекаря с учащимися образовательной организации.
Сегодня система профориентационных мер рассматривается как понятие более широкое, чем просто определение профессиональных склонностей молодого человека к тому или иному виду деятельности. Профессиональная ориентация – это, прежде всего, выработка умения ориентироваться в быстро меняющейся экономической, социальной ситуации. Этот длительный процесс, который должен начинаться с начальной школы и быть доступным в течение всей жизни. Система эта последовательно развивается. Важная социально-педагогическая задача школы заключается в том, чтобы подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии. Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой. ИБЦ школы, располагающий всеми необходимыми условиями для проведения мероприятий профориентационной направленности (и комфортные зоны, и мощная информационная поддержка, и возможность ведения дискуссионных и иных форм работы), является структурой, по сути, важной и необходимой для данного вида деятельности. Предлагаю Вашему вниманию основные подходы к профориентационной деятельности и те инновационные формы , которые может использовать педагог-библиотекарь в своей работе.
На сегодняшний день выделяют четыре основные подхода к профориентации:
информационный;
диагностико
-консультационный;
развивающий;
активизирующий.
Информационный подход. Его цель - обеспечение разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.
Инновационные формы работы в ИБЦ
образовательные
книжные и виртуальные
выставки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, презентации, семинары, посвященные
профориентационной
тематике;
статьи на страничке ИБЦ
, видеоматериалы
профориентационной
тематики
;
ссылки на
сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий
(в соответствующем разделе странички ИБЦ)
, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы;
Диагностико-консультационный подход. Его цель - установление соответствия учащегося тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей ребенка и требований к профессиям.
Какие формы можно использовать в работе ИБЦ:
интервью-собеседование и анкетирование
, социологические исследования на базе ИБЦ
;
профориентационное
и психологическое консультирование
с привлечением
школьного
специалиста-психолога
;
профориентационные
тесты и комплексы тестирования, о
ценивающие потенциал учащихся
и их профессионально важные качества (компетенции)
, проводимые онлайн на базе ИБЦ
.
Развивающий подход. Его цель – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.
Какие формы можно использовать в работе ИБЦ:
тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии
или для оптимизации обучения, проводимые в ИБЦ
;
деловые
оргдеятельностные
игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе;
коучинг
;
Коучинг
(англ.
coaching
) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «
коуч
», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от
менторства
,
коучинг
сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.
В критических отзывах
коучинг
часто сравнивается с психотерапией без ограничений, регуляции, контроля и морального кодекса. Ввиду отсутствия государственной регуляции большинство
лайф-коучей
и
коучей
по здоровому образу жизни не проходили сертификацию или специальное обучение.
С увеличением популярности
коучинга
многие высшие учебные заведения предлагают обучение
коучингу
по одобренным Международной федерацией
коучей
(МФК) программам. Некоторые подобные курсы позволяют получить сертификат
лайф-коуча
после нескольких дней занятий.
компьютерные программы («Интеллект-тренажер»);
ИНТЕЛЛЕКТ-ТРЕНАЖЕР - это свыше 100 развивающих упражнений, которые подготовят ваш мозг к любой работе. Считается самым эффективным тренировочным комплексом в России. "Интеллект-тренажер" включает в себя все программы "Система
скорочтения
", "Система
супервнимание
", "Система
суперпамять
", "Система
суперинтуиция
".
обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы, составления резюме,
самопрезентации
и адаптивного поведения на современном рынке труда.
Развивающий подход актуален как для подростков, так и для взрослых. Подросткам он помогает преодолеть неуверенность в себе, чувство неопределенности, разобраться в себе. К таким формам развивающих методов относятся тренинги личностного роста, тренинги повышения учебной и трудовой мотивации, профориентационные тренинги. Еще один пример такого подхода – принятый в Японии метод «Фукуяма-тест», позволяющий школьникам попробовать себя в различных видах профессиональной деятельности, чтобы почувствовать, насколько они им подходят, и получить объективную оценку своей успешности от преподавателя.
Активизирующий подход. Его цель – формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Этот подход, ведущим представителем которого является профессор Н.С.Пряжников, пользуется большой популярностью среди школьных психологов, хотя рассчитан на самые разные возрастные категории клиентов. Основная особенность этого подхода заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у ребенка интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития.
Какие формы работы можно использовать в работе ИБЦ:
активизирующие
оп
росники
;
активизирующие карточные игры («
Профессьянс
»
Профессьянс
позволяет пробудить интерес учащегося к профессиональной самореализации и самостоятельно составить "формулу своей профессии".
М
етодика "
Профессьянс
" разработана в России профессором Н.С.
Пряжниковым
на основе идей доктора психологических наук, профессора Е.А.Климова о формуле профессий.
В процессе
профконсультации
учащийся раскладывает разноцветные карточки как в пасьянсе. Отсюда и название методики - "
профессьянс
" (от слов "профессия" и "пасьянс").
Другие активизирующие карточные методики -
«Кто? Что? Где?», «Человек-Судьба-Черт» и др.);
активизирующие настольные игры («Или-Или», «Бизнес-мусор» и др.);
системы принятия решений («Схема альтернативного выбора» и др.).
Особое внимание ИБЦ, на мой взгляд, необходимо уделять таким инновационным формам профориентационной работы, которые предусматривают личностную вовлеченность учащихся в различные виды деятельности. Организация работы в этом случае ориентирована в основном на групповую совместную деятельность, на частично-поисковые и исследовательские методы работы, такие как: дискуссия (круглый стол, дебаты, групповое обсуждение, фокус-группа), мозговой штурм, организационно-деятельностные игры (деловые, ролевые, ситуативные) , мастер класс, тренинг, интерактивная экскурсия и др. Интерактивные технологии смещают акценты с когнитивной на операционально-деятельностную и аффективную сферы личности -процесс знакомства школьников с профессиями превращается в событие, активное участие, действо, своеобразный «экшн». Формируются и развиваются познавательные интересы, умения самостоятельной исследовательской деятельности; организаторские и коммуникативные умения и навыки; ценностные установки, позиции, мнения и отношения.
В этом случае роль организатора профориентационной работы (педагога-библиотекаря) заключается, прежде всего, в продуктивном взаимодействии с учащимися и требует владения следующими умениями:
- определять цели и задачи взаимодействия в группе;
- организовывать групповую работу (правильно распределять групповые роли, определять проблему, осуществлять грамотный инструктаж, консультирование);
- управлять групповым взаимодействием, создавать «коммуникативное поле», руководить дискуссией, полемикой;
- создавать необходимую психологическую атмосферу для продуктивной работы;
- диагностировать и оценивать ее результативность.
Для примера. На базе нашего ИБЦ проводит свои занятия Школа журналистики. Выпускается школьная газета «Терра лицеум», статьи пишут сами лицеисты, при активной консультационной помощи педагога-библиотекаря. Работает школьное телевидение «Лицеум ТВ», проводятся мастер-классы с интересными людьми. Тоже на базе ИБЦ. Подготовка к мероприятиям – также проходит в совместном режиме Учащийся – Педагог – Педагог-библиотекарь. В процессе работы учащиеся не просто узнают о журналистике в теории, но и познают тонкости профессии. Не удивительно, что большая часть ребят, посещающих кружок, выберут профессию журналиста.
В феврале - марте 2018 года планируется проведение на базе ИБЦ конкурса творческих работ – проектов «Мое образование». Цели и задачи конкурса были определены нами как:
• вовлечение школьников в инновационную познавательную, исследовательскую, творческую деятельность;
• содействие самореализации и расширению социальных контактов ;
• привлечение внимания учащихся к осознанному выбору будущего профессионального пути;
Для активизации профориентационной работы возможна разработка программ соответствующей тематики. К примеру,
• «Психологическая подготовка при сдаче выпускных экзаменов». Как стать внимательнее, как улучшить свою память, как лучше подготовиться к экзамену, учимся говорить, как вести себя на экзамене, расслабляемся перед экзаменом - основные темы проводимых встреч.
• «Выбираем профессию вместе»;
Основные направления работы по программе это: последовательное повышение информированности о различных профессиях старшеклассников и их родителей; стремление помогать подросткам, сориентироваться, в мире существующих профессий; организация информационного пространства, позволяющего выпускникам школ получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе; обеспечение полного и оперативного удовлетворения профориентационных потребностей; психологическая поддержка молодёжи; содействие профессиональной ориентации учащейся молодежи и незанятого населения. Программа предусматривает взаимодействие библиотеки с образовательными учреждениями, заинтересованными организациями, родителями.
Особенно актуально проводить в библиотеках Неделю профориентации. В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, можно организовать встречи со специалистом - профконсультантом из центра занятости; а также разработать буклеты, закладки, листовки.
игра-разминка «Профессионал». Правила игры заключаются в том, что необходимо вообразить себя представителем той или иной профессии, и при помощи искусства пантомимы показать себя в работе, а присутствующие должны догадаться, кого изображают играющие.
В помощь подростку в выборе профессии большую роль играет выставочная деятельность. Оформляются выставки и ннсталляции под следующими названиями:
«Наш репортаж»;
«Путь к карьере»;
«Спросим у родителей»;
«Моя будущая профессия». Выставка может состоять из трёх разделов: «Хочу» (как выбрать профессию; интересы и склонности); «Могу» (человек и профессия, здоровье и выбор профессии, проверь в себя); «Надо» (новые профессии на современном рынке труда, профессии актуальные в ЕАО);
«Образование в 21 веке». Материал может быть сгруппирован по рубрикам: «Образование через всю жизнь...», «Современные модели обучения»;
выставка-совет «Сделай свой выбор» с рубриками: «Экзамен без стресса», «Проверь себя, найди свой путь», «Ориентир в мире профессий», «Трудоустройство: проблемы и перспективы»;
В помощь выбору профессии издаются библиографические пособия малых форм:
1. Буклеты:
«Путеводитель по образовательным сайтам»;
«Азбука профессии»;
«В помощь профессии»;
«Профессии от А до Я».
2. Памятки:
«Памятка абитуриенту»;
«Молодёжи в помощь выбору профессии»;
«Советы перед вступительными экзаменами»;
«Как победить страх перед экзаменами»;
«Полезные советы будущему абитуриенту».
3. Библиографические указатели публикаций:
• «Молодёжная политика в сфере образования и трудоустройства»;
4. Дайджесты.
В заключение хотелось бы отметить, что задачи проводимых мероприятий по профориентационной направленности заключаются в работе библиотек по подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества; раскрытии фонда документов по профессиям через различные формы выставочной и культурно-просветительной работы.
Список литературы:
1. Агеева, И. Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.
2. Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нём" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11-12.
3. Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.- Библиогр. в конце ст.
4. Дейстер, И. В. Все работы хороши - все профессии важны: семейная сценка/ / И. В. Дейстер // Последний звонок.- 2008.- № 12.- С. 2-3.
5. Загашев, И. О. Занятия по профориентации в библиотеке / И. О. Загашев // Библиотечка "Первого сентября". Библиотека в школе. - М.: Чистые пруды, 2008.- № 20.- С. 1-32.- Библиогр.: с. 31
6. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова // Начальная школа.- 2011. - № 5.- С. 31-34.
7. Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.- С. 42-50.
8. Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов /О.Г.Филимонова //Библиотечка «Первого сентября». Школьный психолог. – М.: Чистые пруды, 2008.-№ 20.- С. 1-29.-Библиогр. : с. 27. – Содержание: Основные принципы организации занятий; Организационно-методические указания; Сценарии занятий.