Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Инновационные формы профориентационной работы в ИБЦ" | Тихонова Наталья Николаевна. Работа №309307

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья рассказывает о новых формах профориентационной работе в формате информационно-библиотечного центра. Рассказывается о четырех основных подходах, используемых  в профориентационной работе в принципе, и о способах их применения именно в информационно-библиотечных центрах общеобразовательных организаций.Особое внимание  уделяется таким инновационным формам профориентационной работы, которые предусматривают личностную вовлеченность учащихся  в различные виды деятельности, в основном, на групповую совместную деятельность, на частично-поисковые и исследовательские методы работы

Использование инновационных форм профориентационной работы педагога-библиотекаря с учащимися образовательной организации.

 

Сегодня система профориентационных мер рассматривается как понятие более широкое, чем просто определение профессиональных склонностей молодого человека к тому или иному виду деятельности. Профессиональная ориентация – это, прежде всего, выработка умения ориентироваться в быстро меняющейся экономической, социальной ситуации. Этот длительный процесс, который должен начинаться с начальной школы и быть доступным в течение всей жизни. Система эта последовательно развивается. Важная социально-педагогическая задача школы заключается в том, чтобы подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии. Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой. ИБЦ школы, располагающий всеми необходимыми условиями для проведения мероприятий профориентационной направленности (и комфортные зоны, и мощная информационная поддержка, и возможность ведения дискуссионных и иных форм работы), является структурой, по сути, важной и необходимой для данного вида деятельности. Предлагаю Вашему вниманию основные подходы к профориентационной деятельности и те инновационные формы , которые может использовать педагог-библиотекарь в своей работе.

На сегодняшний день выделяют четыре основные подхода к профориентации:

информационный;

диагностико

-консультационный;

развивающий;

активизирующий.

Информационный подход. Его цель - обеспечение разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

 

Инновационные формы работы в ИБЦ

образовательные

книжные и виртуальные

выставки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, презентации, семинары, посвященные

профориентационной

тематике;

статьи на страничке ИБЦ

, видеоматериалы

профориентационной

тематики

;

ссылки на

сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий

(в соответствующем разделе странички ИБЦ)

, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы;

 

Диагностико-консультационный подход. Его цель - установление соответствия учащегося тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей ребенка и требований к профессиям.

 

Какие формы можно использовать в работе ИБЦ:

интервью-собеседование и анкетирование

, социологические исследования на базе ИБЦ

;

профориентационное

и психологическое консультирование

с привлечением

школьного

специалиста-психолога

;

профориентационные

тесты и комплексы тестирования, о

ценивающие потенциал учащихся

и их профессионально важные качества (компетенции)

, проводимые онлайн на базе ИБЦ

.

 

Развивающий подход. Его цель – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.

 

Какие формы можно использовать в работе ИБЦ:

 

тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии

или для оптимизации обучения, проводимые в ИБЦ

;

деловые

оргдеятельностные

игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе;

коучинг

;

Коучинг

(англ.

coaching

) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «

коуч

», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от

менторства

,

коучинг

сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.

В критических отзывах

коучинг

часто сравнивается с психотерапией без ограничений, регуляции, контроля и морального кодекса. Ввиду отсутствия государственной регуляции большинство

лайф-коучей

и

коучей

по здоровому образу жизни не проходили сертификацию или специальное обучение.

С увеличением популярности

коучинга

многие высшие учебные заведения предлагают обучение

коучингу

по одобренным Международной федерацией

коучей

(МФК) программам. Некоторые подобные курсы позволяют получить сертификат

лайф-коуча

после нескольких дней занятий.

компьютерные программы («Интеллект-тренажер»);

ИНТЕЛЛЕКТ-ТРЕНАЖЕР - это свыше 100 развивающих упражнений, которые подготовят ваш мозг к любой работе. Считается самым эффективным тренировочным комплексом в России. "Интеллект-тренажер" включает в себя все программы "Система

скорочтения

", "Система

супервнимание

", "Система

суперпамять

", "Система

суперинтуиция

".

обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы, составления резюме,

самопрезентации

и адаптивного поведения на современном рынке труда.

Развивающий подход актуален как для подростков, так и для взрослых. Подросткам он помогает преодолеть неуверенность в себе, чувство неопределенности, разобраться в себе. К таким формам развивающих методов относятся тренинги личностного роста, тренинги повышения учебной и трудовой мотивации, профориентационные тренинги. Еще один пример такого подхода – принятый в Японии метод «Фукуяма-тест», позволяющий школьникам попробовать себя в различных видах профессиональной деятельности, чтобы почувствовать, насколько они им подходят, и получить объективную оценку своей успешности от преподавателя.

Активизирующий подход. Его цель – формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Этот подход, ведущим представителем которого является профессор Н.С.Пряжников, пользуется большой популярностью среди школьных психологов, хотя рассчитан на самые разные возрастные категории клиентов. Основная особенность этого подхода заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у ребенка интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития.

 

Какие формы работы можно использовать в работе ИБЦ:

 

активизирующие

оп

росники

;

активизирующие карточные игры («

Профессьянс

»

Профессьянс

позволяет пробудить интерес учащегося к профессиональной самореализации и самостоятельно составить "формулу своей профессии".

М

етодика "

Профессьянс

" разработана в России профессором Н.С.

Пряжниковым

на основе идей доктора психологических наук, профессора Е.А.Климова о формуле профессий.

В процессе

профконсультации

учащийся раскладывает разноцветные карточки как в пасьянсе. Отсюда и название методики - "

профессьянс

" (от слов "профессия" и "пасьянс").

Другие активизирующие карточные методики -

«Кто? Что? Где?», «Человек-Судьба-Черт» и др.);

активизирующие настольные игры («Или-Или», «Бизнес-мусор» и др.);

системы принятия решений («Схема альтернативного выбора» и др.).

Особое внимание ИБЦ, на мой взгляд, необходимо уделять таким инновационным формам профориентационной работы, которые предусматривают личностную вовлеченность учащихся в различные виды деятельности. Организация работы в этом случае ориентирована в основном на групповую совместную деятельность, на частично-поисковые и исследовательские методы работы, такие как: дискуссия (круглый стол, дебаты, групповое обсуждение, фокус-группа), мозговой штурм, организационно-деятельностные игры (деловые, ролевые, ситуативные) , мастер класс, тренинг, интерактивная экскурсия и др. Интерактивные технологии смещают акценты с когнитивной на операционально-деятельностную и аффективную сферы личности -процесс знакомства школьников с профессиями превращается в событие, активное участие, действо, своеобразный «экшн». Формируются и развиваются познавательные интересы, умения самостоятельной исследовательской деятельности; организаторские и коммуникативные умения и навыки; ценностные установки, позиции, мнения и отношения.

В этом случае роль организатора профориентационной работы (педагога-библиотекаря) заключается, прежде всего, в продуктивном взаимодействии с учащимися и требует владения следующими умениями:

- определять цели и задачи взаимодействия в группе;

- организовывать групповую работу (правильно распределять групповые роли, определять проблему, осуществлять грамотный инструктаж, консультирование);

- управлять групповым взаимодействием, создавать «коммуникативное поле», руководить дискуссией, полемикой;

- создавать необходимую психологическую атмосферу для продуктивной работы;

- диагностировать и оценивать ее результативность.

Для примера. На базе нашего ИБЦ проводит свои занятия Школа журналистики. Выпускается школьная газета «Терра лицеум», статьи пишут сами лицеисты, при активной консультационной помощи педагога-библиотекаря. Работает школьное телевидение «Лицеум ТВ», проводятся мастер-классы с интересными людьми. Тоже на базе ИБЦ. Подготовка к мероприятиям – также проходит в совместном режиме Учащийся – Педагог – Педагог-библиотекарь. В процессе работы учащиеся не просто узнают о журналистике в теории, но и познают тонкости профессии. Не удивительно, что большая часть ребят, посещающих кружок, выберут профессию журналиста.

В феврале - марте 2018 года планируется проведение на базе ИБЦ конкурса творческих работ – проектов «Мое образование». Цели и задачи конкурса были определены нами как:

• вовлечение школьников в инновационную познавательную, исследовательскую, творческую деятельность;

• содействие самореализации и расширению социальных контактов ;

• привлечение внимания учащихся к осознанному выбору будущего профессионального пути;

Для активизации профориентационной работы возможна разработка программ соответствующей тематики. К примеру,

• «Психологическая подготовка при сдаче выпускных экзаменов». Как стать внимательнее, как улучшить свою память, как лучше подготовиться к экзамену, учимся говорить, как вести себя на экзамене, расслабляемся перед экзаменом - основные темы проводимых встреч.

• «Выбираем профессию вместе»;

Основные направления работы по программе это: последовательное повышение информированности о различных профессиях старшеклассников и их родителей; стремление помогать подросткам, сориентироваться, в мире существующих профессий; организация информационного пространства, позволяющего выпускникам школ получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе; обеспечение полного и оперативного удовлетворения профориентационных потребностей; психологическая поддержка молодёжи; содействие профессиональной ориентации учащейся молодежи и незанятого населения. Программа предусматривает взаимодействие библиотеки с образовательными учреждениями, заинтересованными организациями, родителями.

Особенно актуально проводить в библиотеках Неделю профориентации. В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, можно организовать встречи со специалистом - профконсультантом из центра занятости; а также разработать буклеты, закладки, листовки.

игра-разминка «Профессионал». Правила игры заключаются в том, что необходимо вообразить себя представителем той или иной профессии, и при помощи искусства пантомимы показать себя в работе, а присутствующие должны догадаться, кого изображают играющие.

В помощь подростку в выборе профессии большую роль играет выставочная деятельность. Оформляются выставки и ннсталляции под следующими названиями:

«Наш репортаж»;

«Путь к карьере»;

«Спросим у родителей»;

«Моя будущая профессия». Выставка может состоять из трёх разделов: «Хочу» (как выбрать профессию; интересы и склонности); «Могу» (человек и профессия, здоровье и выбор профессии, проверь в себя); «Надо» (новые профессии на современном рынке труда, профессии актуальные в ЕАО);

«Образование в 21 веке». Материал может быть сгруппирован по рубрикам: «Образование через всю жизнь...», «Современные модели обучения»;

выставка-совет «Сделай свой выбор» с рубриками: «Экзамен без стресса», «Проверь себя, найди свой путь», «Ориентир в мире профессий», «Трудоустройство: проблемы и перспективы»;

В помощь выбору профессии издаются библиографические пособия малых форм:

1. Буклеты:

«Путеводитель по образовательным сайтам»;

«Азбука профессии»;

«В помощь профессии»;

«Профессии от А до Я».

2. Памятки:

«Памятка абитуриенту»;

«Молодёжи в помощь выбору профессии»;

«Советы перед вступительными экзаменами»;

«Как победить страх перед экзаменами»;

«Полезные советы будущему абитуриенту».

3. Библиографические указатели публикаций:

• «Молодёжная политика в сфере образования и трудоустройства»;

4. Дайджесты.

В заключение хотелось бы отметить, что задачи проводимых мероприятий по профориентационной направленности заключаются в работе библиотек по подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества; раскрытии фонда документов по профессиям через различные формы выставочной и культурно-просветительной работы.

 

Список литературы:

1. Агеева, И. Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.

2. Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нём" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11-12.

3. Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.- Библиогр. в конце ст.

4. Дейстер, И. В. Все работы хороши - все профессии важны: семейная сценка/ / И. В. Дейстер // Последний звонок.- 2008.- № 12.- С. 2-3.

5. Загашев, И. О. Занятия по профориентации в библиотеке / И. О. Загашев // Библиотечка "Первого сентября". Библиотека в школе. - М.: Чистые пруды, 2008.- № 20.- С. 1-32.- Библиогр.: с. 31

6. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова // Начальная школа.- 2011. - № 5.- С. 31-34.

7. Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.- С. 42-50.

 

8. Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов /О.Г.Филимонова //Библиотечка «Первого сентября». Школьный психолог. – М.: Чистые пруды, 2008.-№ 20.- С. 1-29.-Библиогр. : с. 27. – Содержание: Основные принципы организации занятий; Организационно-методические указания; Сценарии занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз