Инновационные образовательные технологии, направленные на воспитание и развитие дошкольников | Симаржова Людмила Васильевна . Работа №348281
Инновационные образовательные технологии, направленные на воспитание и развитие дошкольников
Новые образовательные технологии помогли достигнуть более высоких результатов в развитии воспитанников. Используемые мной инновации в организации образовательного процесса, нацелены на создание пространства детской реализации - поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.Одна из основных педагогических технологий «План — дело — анализ».
Инновационные образовательные технологии, направленные на воспитание и развитие дошкольников
Свою профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с образовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития воспитанников» с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Цель: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Цель достигается через использование инновационных образовательных технологий, направленных на воспитание и развитие дошкольников.
Новые образовательные технологии помогли достигнуть более высоких результатов в развитии воспитанников. Одна из основных педагогических технологий «План — дело — анализ» - обеспечивает реализацию проектного подхода в образовательной деятельности. «План — дело — анализ» предполагает отказ от жесткого расписания с четкими границами между различными фазами работы и гибкость в планировании.
Используемые мной инновации в организации образовательного процесса, нацелены на создание пространства детской реализации - поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации:
Изменения в распорядке дня
,
которые позволяют больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия.
Вводятся новые образовательные технологии
:
пространство детской реализации, технология позитивной социализации, «
ровестничество
» - технология создания детского сообщества
между взрослым и ребёнком
.
Значительная часть освоения предметного содержания проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг и вечерний круг, развивающий диалог, проектная деятельность, образовательное событие, обогащённые игры детей в центрах активности.
Пространство детской реализации (ПДР). Ребёнка рассматриваю как субъект образовательного процесса, Обеспечиваю процесс реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний через создание разнообразной предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность.
Образовательное событие – это захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все, и дети и воспитатели. Причем взрослые и дети в игре абсолютно наравне, а «руководят» всем дети. Моя задача внести в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнет их к поиску решения. А уж как будет разворачиваться ситуация, что дальше будет происходить, зависит от творческой фантазии детей.
Утренний круг – в начале дети собираются для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, договориться о правилах. Провожу в форме развивающего общения (диалога), который развивает когнитивные (познавательный интерес, умение детей думать, формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения, анализировать, делать выводы) и коммуникационные способности, саморегуляции детей.
Вечерний круг – обсуждаем с детьми наиболее важные моменты прошедшего дня. Провожу в форме рефлексии, помогаю детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников, справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.
Технология позитивной социализации и эмоционального благополучия - дети с удовольствием ходят в детский сад, радуются встрече со сверстниками и воспитателями.
Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия
,
основанного на умении «слышать голос ребёнка» и нацеленного на развитие детской инициативы. Дети сами определяют осваиваемое содержание и управляют временем. Не навязывая ребёнку готовых схем, чтобы «голос ребёнка» был трансформирован в детскую идею, направлен на её реализацию и получил оформление в продукте.
Предлагается новый формат праздников
,
с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
Это может быть концерт,
квест
, проект, образовательное событие,
мастерилки
, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль, ярмарка, чаепитие.
Дети сами создают и конструируют праздник, а я помогаю им планировать и придумывать праздник. Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, устраиваю конкурсы для родителей, прошу подготовить детско-родительские выступления, родители участвуют в детских заданиях на импровизацию.
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды
,
нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребёнку занятие по интересам.
Новый формат взаимодействия с родителями
,
когда родители и воспитатели - коллеги и партнёры, у которых общая задача – воспитание ребёнка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается
ко
мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
Для развития интереса дошкольников к познанию, усвоению новых знаний, а также к самостоятельному поиску решений поставленных задач дошкольников использую следующие методы:
Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин и дидактических пособий, просмотр диафильмов, наглядные карты, схемы, модели для развития памяти,
Практические методы: дидактические игры, предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры, экспериментирование (элементарные опыты) , труд в природе.
Словесные методы: рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, ответы на вопросы, метод вопросов, элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), сравнение.
Приемы: показ с пояснением, игровой прием, прием вопросов, использование игрового персонажа, речевые (процесс говорения как образец), действенное соучастие детей (привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развития их фантазии), использование музыкальной наглядности, применение выразительных средств речи.
Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не устают, сохраняя устойчивый интерес, что обеспечивает продуктивный результат обучения и развития детей.