Инновационные образовательные технологии в преподавании дисциплины Иностранный язык в профессиональной деятельности | Гречина Вероника Николаевна. Работа №351689
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии среднего профессионального образования предъявляет выпускнику достаточно высокие требования к уровню владения иностранным языком: в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь общаться в простых типичных ситуациях трудовой деятельности, поддерживать краткий разговор на производственные темы, читать и переводить тексты профессиональной направленности (со словарем).
ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ СКАФФОЛДИНГА В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Гречина Вероника Николаевна,
преподаватель английского языка
ГАПОУ «Перевозский строительный колледж»,
г. Перевоз
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии среднего профессионального образования предъявляет выпускнику достаточно высокие требования к уровню владения иностранным языком: в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь общаться в простых типичных ситуациях трудовой деятельности, поддерживать краткий разговор на производственные темы, читать и переводить тексты профессиональной направленности (со словарем). Перевод профессионально-ориентированных текстов, изобилующих сложными грамматическими конструкциями, специальной терминологией, вызывает особые трудности у студентов, появляется нежелание работать с текстами. Мотивация к обучению заметно снижена, обучающиеся не могут быстро ориентироваться в тексте и с большим трудом извлекают и перерабатывают необходимую информацию из читаемого материала.
Требования стандарта к качеству подготовки специалиста в области знания иностранного языка повышаются и стимулируют преподавателя к постоянному поиску эффективных форм, методов и технологий обучения.
Среди известных педагогических приемов при обучении иностранному языку можно выделить стратегию скаффолдинга, которая оказывает положительное влияние на рост мотивации обучающихся и помогает формированию общих компетенций будущего специалиста, обозначенных в рабочей программе дисциплины.
Теория скаффолдинга была представлена в педагогике в 1950-х годах когнитивным психологом Джеромом Брунером. Впервые данная теория применялась для развития у детей навыков владения языком.
В переводе с англ. scaffolding – строительные леса. Учебные «леса» - это те средства, с помощью которых обучающийся сможет решить проблему, выполнить задание или достичь целей, которые находятся за пределами его индивидуальных усилий и возможностей. Это различного вида временные опоры, которые по мере продвижения учащихся постепенно убираются. Скаффолдинг основан на постоянной диагностике обучающихся, благодаря которой преподаватель анализирует свою деятельность и планирует ее так, чтобы помочь учащимся усвоить знания и навыки, быть способными их применить после того, как опоры будут убраны.
Основные преимущества скаффолдинга – мотивация и эффективность.
Как только уровень навыков повышается, появляется чувство независимости в обучении, что мотивирует студентов к дальнейшему совершенствованию навыков.
Степень и вид поддержки со временем меняется. В идеале студент должен оказывать поддержку в обучении самому себе.
Роль учителя при скаффодинге - роль "эксперта", который привлекает внимание обучающегося, мотивирует его, подбирает уровень заданий, определяет подходящие виды работ, контролирует реакцию обучающегося, и, если требуется, дает объяснения и демонстрацию материалов по теме обучения. Не рекомендуется менять резко уровень сложности задания, наоборот нужно способствовать успешному выполнению задания студентами.
Технику скаффолдинга следует рассматривать как фундаментальную компетентность, надежное преподавание для всех обучающихся, не только для тех, у кого низкие способности в обучении. Скаффолдинг должен обеспечивать
включение каждого в процесс обучения.
Считаю целесообразным и эффективным применение данной стратегии при обучении студентов работе с текстами профессиональной направленности.
Среди основных приемов, помогающих работе, можно выделить следующие:
Предварительное снятие трудностей.
Перед тем как дать новый текст, необходимо отработать с обучающимися сложную лексику и грамматические структуры этого текста, чтобы они не потеряли интерес в процессе работы над ним, постоянно мотивируя их. При введении новых лексических единиц по специальности и активизации работы с ними применяю ментальные карточки. Также ведется работа над предтекстовыми лексико-грамматическими упражнениями и произношением. Используя знание лексического материала, студенты развивают умения понимать содержание незнакомого текста. Отработка грамматического материала осуществляется путём напоминания – обращения к сводным таблицам, либо с помощью других визуальных опор. Таким образом, предварительное снятие трудностей непосредственно связано с таким приёмом как использование наглядности.
Использование наглядности.
Опоры в виде графических организаторов, картинок, диаграмм помогают студентам визуально представлять свои идеи, организовывать информацию и осознать такие понятия, как последовательности и причинно-следственные связи. Графический организатор - инструмент скаффолдинга, участвующий в формировании мышления обучающихся. Так, при работе с грамматическими конструкциями, используются визуальные образы в виде Сводной таблицы видовременных форм глагола. При работе с послетекстовыми упражнениями (ответы на вопросы, дополнения предложений) поможет схема Порядок слов в предложении. Отработке навыков говорения, умению извлекать интересующую информацию, строить простые высказывания по прочитанному тексту с использованием профессиональной терминологии способствует Алгоритм высказывания по тексту (варьируется в зависимости от содержания текста):
Who?
When?
What?
How?
Result?
Пауза, вопросы, пауза, обсуждение.
Этот прием позволяет проверить понимание обучающимися текста или темы. Сначала студенты читают текст, затем обсуждают его, после этого дается время на осмысление полученной информации. Далее преподаватель задает вопросы. Задав вопрос, следует выдержать паузу и потом дать возможность ответить. Пауза позволит студенту сконцентрироваться, использовать нужную опору в виде схемы или таблицы и дать правильный ответ.
Таким образом, стратегия скаффолдинга - это та временная поддержка, выполненная преподавателем, которая помогает обучающемуся стать более успешным в выполнении задачи и достижении поставленной цели. Хорошо выполненный скаффолдинг позволяет студенту через действия видеть собственные продвижения, успехи в обучении и развитии собственных способностей, отрабатывать компетенции, предусмотренные рабочей программой по дисциплине.
Библиографический список
1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам /.- Н.Д. Гальскова. - М.: Аркти-Глосса, 2000.—165 с.
2. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007.- 368 с.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - № 2.