Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инновационные педагогические технологии. | Ульгина Татьяна Алексеевна. Работа №277169

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ульгина Татьяна Алексеевна
Одним из приоритетных направлений ФГОС (ДО), является развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким, в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает.

В качестве решения задач по духовно-нравственному воспитанию

современных детей предлагается использование инновационных технологий:

-проектная деятельность;

-технологии критического мышления;

-Информационно - компьютерная технология

 

 

Инновационные педагогические технологии для развития нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

 

 

Одним из приоритетных направлений ФГОС (ДО), является развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким, в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает.

Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе всей жизни человека. Нравственность - это внутренняя мораль - духовность, мораль не показная, не для других - для себя. Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство Родины - начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к отцу, матери, бабушке, дедушке – они первые подают пример нравственного воспитания. Затем оно продолжается восхищением того, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, друзьям по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот.

В младшем возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Воспитание начинается с рождения и здесь самое главное не упустить время, найти достойные методы и приёмы, создать благоприятные условия для воспитания, именно, нравственной личности. В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями маленький ребёнок получает первые представления о культуре своего народа. Любовь к своей Родине зарождается в период раннего детства, когда ребёнок особенно восприимчив. Работая с  младшими дошкольниками, мы приобщаем их к устному народному творчеству, рассказывая в процессе деятельности потешки, приговорки, попевки, народные песни. Воспитателям и родителям необходимо постоянно использовать их в своей работе, обращая внимание детей на то, что русский народ отображает в них свою жизнь. С первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку, и этим мы помогаем воспитывать аккуратность, опрятность, приучать к чистоте, воспитывать у детей желание делиться друг с другом, воспитывать трудолюбие, желание помогать ближнему. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, уже на раннем этапе развития личности в духе патриотизма.

Для дошкольного периода, характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы российских педагогов в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

 

ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов

дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение

ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в

целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и

социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм

поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей

культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,

развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,

физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности

ребёнка…»

В качестве решения задач по духовно-нравственному воспитанию

современных детей предлагается использование инновационных технологий:

-проектная деятельность;

-технологии критического мышления;

-Информационно - компьютерная технология.

1.1 Проектная деятельность

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает

проектирование. В современной педагогике метод проекта используется

наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы

продуктивного образования.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является

развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется

задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов — это педагогическая инновационная технология,

стержнем которой является самостоятельная деятельность детей —

исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой

ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные

продукты.

Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод

проектов можно представить, как способ организации педагогического

процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его

родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная

практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектная деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи.

Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного

образования.

Типы проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные,

творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и

фронтальный.

3. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и

долгосрочный.

В практике современных дошкольных учреждений используются типы

проектов, применение которых возможно при развитии у дошкольников

интереса к истории предметного мира:

1. исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры,

полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение

предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее

решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети

экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты,

делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей.

2. творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной

структуры совместной деятельности участников, она только намечается и

далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий

видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна,

альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме

праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры,

развлечения;

3. структура ролевых, игровых проектов также только намечается и

остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя

определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это

могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие

социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными

участниками ситуациями.

4. информационно-практико — ориентированные проекты изначально

направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении;

предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее

анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают информацию,

обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы;

результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.

Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо

помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей и детей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия

разрабатываются коллективно.

1.2 Технологии критического мышления (синквейн, кластер)

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких

известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский.

В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это

открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем

наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть

отличие критического мышления от мышления творческого, которое не

предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей,

очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Технология развития критического мышления дает возможность

развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-

дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной

деятельности.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления

посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный

процесс.

Технология развития критического мышления позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации:

- информационной грамотности

- социальной компетентности:

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из

трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии

обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной

теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и

происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта

стадия позволяет дошкольнику:

-получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Технология развития критического мышления является оптимальной

методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме

данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником

информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в

совместный и интересный поиск.

«Кластер»

Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре –

ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым

понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Времена года»,

«Семья», «Родина», «Животные», «Птицы».

Синквейн

Инновационность данной методики – создание условий для развития

личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять

главное, обобщать, классифицировать.

Задачи:

-обогащать и активизировать словарный запас (глагольный словарь,

словарь прилагательных);

-готовить к краткому пересказу

-чувствовать себя хоть на мгновение творцом

-развивает ассоциативное и наглядно-образное мышление.

Составление дидактического синквейна является формой свободного

творчества, требующей от детей умения находить в информационном

материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их

формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших

объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу.

Синквейны являются так же превосходным способом контроля и

самоконтроля.

Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности,

которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное,

обобщать, классифицировать и систематизировать. Составление синквейна

проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

Алгоритм составления синквейна:

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее

главную идею;

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие

основную мысль;

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в

рамках темы;

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме,

выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету

или объекту;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме,

характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

Синквейн

Технология скрайбинг

Технология скрайбинг - (от английского слова "scribe" – набрасывать

эскизы или рисунки).

Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые

делают смысл образовательной деятельности понятным.

Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком

для британской компании, которая занималась популяризацией научных

знаний. В чем смысл данной технологии - речь выступающего

иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе

бумаги). выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ

иллюстрирует.

Рисовать можно чем угодно и фломастерами, и карандашами, используя

бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками,

пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой

технологии все-таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой

повествование.

Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга

рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.

Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник

(скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые

слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.

Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон

накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые

соответствуют произносимому тексту.Магнитныйскрайбинг является

разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые

изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Наряду с классическими видами стали выделять онлайн-скрайбинг и

видеоскрабинг. При создании онлайн-скрайбинга используются специальные

программы и онлайн-сервисы. Преимущество видео-скрайбинга состоит в

том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид

деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность.

1.3. Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий

призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию

детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним

из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные

технологии

Основными формами использования ИКТ в воспитании духовно-

нравственных качеств дошкольников являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика

развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление

отчетов).

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к

совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп,

кабинетов.

- создание презентаций в программе Microsoft, РowerРoint в различных

образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X