Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инновационные подходы в организации музыкальных занятий для детей дошкольного возраста: от традиций к современным методикам | Смирнова Ильяна Алексеевна. Работа №350195

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена инновационным подходам в организации музыкальных занятий для детей дошкольного возраста. Рассматриваются традиционные методы музыкального воспитания, а также современные методики и технологии, которые значительно расширяют возможности педагога в развитии творческих и музыкальных способностей детей. В статье акцентируется внимание на применении новых педагогических подходов, таких как интеграция цифровых технологий, проектная деятельность, использование нестандартных музыкальных инструментов, а также на индивидуализации музыкальных занятий. Приводятся практические примеры, которые могут быть использованы педагогами в рамках музыкальных занятий в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: инновационные подходы, музыкальные занятия, дошкольники, методики, традиции, цифровые технологии, музыкальное воспитание, проектная деятельность, развитие творческих способностей.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОТ ТРАДИЦИЙ К СОВРЕМЕННЫМ МЕТОДИКАМ
Смирнова Ильяна Алексеевна, музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад п. Омсукчан
Аннотация: Статья посвящена инновационным подходам в организации музыкальных занятий для детей дошкольного возраста. Рассматриваются традиционные методы музыкального воспитания, а также современные методики и технологии, которые значительно расширяют возможности педагога в развитии творческих и музыкальных способностей детей. В статье акцентируется внимание на применении новых педагогических подходов, таких как интеграция цифровых технологий, проектная деятельность, использование нестандартных музыкальных инструментов, а также на индивидуализации музыкальных занятий. Приводятся практические примеры, которые могут быть использованы педагогами в рамках музыкальных занятий в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: инновационные подходы, музыкальные занятия, дошкольники, методики, традиции, цифровые технологии, музыкальное воспитание, проектная деятельность, развитие творческих способностей.
Музыкальные занятия в детском саду являются неотъемлемой частью образовательного процесса, направленного на гармоничное развитие детей. Они способствуют не только развитию музыкальных и слуховых способностей, но и формированию навыков общения, творческого самовыражения, эмоциональной грамотности. На протяжении многих лет музыкальное воспитание в детских садах основывалось на традиционных методах, таких как пение, танцы, использование простых музыкальных инструментов и организация музыкальных игр. Однако с развитием педагогики и технологий в сфере дошкольного образования появляются новые инновационные подходы, которые значительно изменяют формат и содержание музыкальных занятий, при этом не отвергая, а, наоборот, обогащая традиционные методы.
Традиционные методы музыкального воспитания, такие как постановка хоровых произведений, знакомство с музыкальными инструментами, развитие чувства ритма и интонации, остаются важными компонентами образовательного процесса. Они помогают детям освоить основы музыки, научиться взаимодействовать с другими детьми в коллективе, а также развивают дисциплину и внимание. Однако современные дети уже растут в условиях цифровизации и технологического прогресса, что диктует необходимость интеграции новых подходов в музыкальное воспитание. Важно не только сохранять традиционные методы, но и использовать современные технологии, инструменты и методики для того, чтобы занятия стали более увлекательными и продуктивными для детей.
Одним из таких инновационных подходов является использование цифровых технологий в музыкальном воспитании. Интерактивные доски, музыкальные приложения, компьютерные программы для создания музыки открывают перед педагогами и детьми новые возможности для обучения. Например, с помощью интерактивных программ дети могут научиться различать ноты, строить музыкальные композиции, а также визуализировать музыкальные произведения. Музыкальные приложения, такие как Танграм, Саунд Трэйн и другие, позволяют детям создавать собственные мелодии, а также научиться взаимодействовать с музыкальными инструментами в виртуальном пространстве. Такие занятия помогают детям лучше понять структуру музыки, её элементы и законы.
Другим современным подходом является использование проектной деятельности. В рамках проектных занятий дети не просто осваивают материал, они активно участвуют в его создании. Проектная деятельность в музыке может быть разнообразной: дети могут создать свой музыкальный спектакль, придумать и исполнить собственную композицию, а также участвовать в создании музыкальных инструментов. Важным аспектом проектной деятельности является то, что дети не только учат музыку, но и вовлекаются в процесс творческой работы, что способствует развитию их креативности, воображения и уверенности в своих силах.
Не менее важным является использование нестандартных музыкальных инструментов, таких как бумвокерсы, пельмешки, музыкальные бутылочки, а также различных элементов окружающей среды для создания звуков. Включение таких инструментов в занятия способствует расширению музыкального восприятия детей, а также помогает им развивать фантазию и осваивать новые формы музыкальной активности. Например, игра с бумвокерсами, которые могут имитировать звуки природы, животных или техники, развивает у детей не только музыкальные, но и творческие способности, учит их воспринимать музыку как часть окружающего мира.
Кроме того, современные педагогические подходы в музыкальном воспитании включают акцент на индивидуализацию. Это означает, что педагоги должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его предпочтения, темп и стиль обучения. Например, дети, обладающие ярко выраженными музыкальными способностями, могут получать дополнительные задания на создание музыки или на исполнение сложных произведений, в то время как дети, которые только начинают осваивать музыкальные навыки, могут работать с более простыми музыкальными формами и инструментами. Индивидуализация подхода позволяет каждому ребенку развиваться в своем темпе и получать от занятий максимальную пользу.
Одной из новейших тенденций является использование метода мозгового штурма на музыкальных занятиях, когда дети вместе с педагогом обсуждают, какие звуки и инструменты могут быть использованы для создания музыкальных произведений, что помогает развивать их творческое мышление и способность к коллективной работе. Например, в рамках такого занятия дети могут предложить, какие звуки могут быть использованы для создания звуковой картины какого-либо события или природного явления, например, дождя, грозы, леса или моря. Затем они могут самостоятельно с помощью различных инструментов создать эту картину.
Интеграция музыкального воспитания с другими областями знаний — ещё один важный тренд. В условиях современного образовательного процесса важно, чтобы музыка стала неотъемлемой частью других дисциплин: математики, изобразительного искусства, физкультуры. Например, можно использовать музыкальные произведения для изучения математических понятий, таких как геометрические фигуры или понятия времени (например, длительность нот и тактов). Музыка может также стать частью занятия по изобразительному искусству, когда дети, рисуя, должны ориентироваться на музыкальные произведения, создавая картины под воздействием определённой музыки.
Инновационные подходы включают использование мультимедийных средств на занятиях. С помощью видео и аудиофайлов дети могут знакомиться с различными музыкальными стилями, эпохами, композиторами. Это расширяет кругозор детей и помогает им лучше понять разнообразие музыкальной культуры. Например, можно показать детям фрагменты известных классических произведений и предложить им изобразить с помощью движений и танцев те образы, которые они видят и слышат. Такое занятие помогает развивать у детей восприятие музыки как искусства и учит их понимать, как музыка может воздействовать на эмоции и воображение.
Сложности, которые могут возникать при использовании инновационных подходов, связаны, прежде всего, с необходимостью предварительного обучения педагогов новым методам и технологиям. Музыкальные руководители должны быть готовы к тому, чтобы постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и осваивать новые инструменты для работы с детьми. Однако все эти усилия оправданы тем, что инновационные подходы значительно увеличивают интерес детей к занятиям, позволяют им легче усваивать новый материал и развивать свои способности.
Современные методики музыкального воспитания в дошкольных учреждениях предполагают использование различных инструментов и технологий для того, чтобы создать у детей глубокое понимание музыки и её роли в жизни человека. Они позволяют развивать у детей не только музыкальные, но и общие творческие способности, учат их быть внимательными, восприимчивыми и находчивыми в процессе создания и восприятия музыки.
Таким образом, инновационные подходы в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста открывают новые горизонты для педагогов и детей. От традиционных методов мы переходим к интеграции современных технологий, индивидуализации занятий и созданию пространства для творческого самовыражения детей. Педагоги, используя эти новые методики, могут значительно расширить возможности музыкальных занятий, помогая детям развиваться не только как исполнителям, но и как творческим личностям, способным воспринимать и создавать музыку в её многообразии.
Список литературы
Борисевич Т. К., Кострыкина И. Б. Инновационные подходы к проведению музыкальных занятий с дошкольниками // Инновационная наука. 2015. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-provedeniyu-muzykalnyh-zanyatiy-s-doshkolnikami
Литвинова Е. Ю. Воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-razlichnyh-vidah-muzykalnoy-deyatelnosti
Фархутдинова С.Г., Круговой Р.Б. Интегрированные занятия как средство развития детского музыкально-творческого исполнительства детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ // Современное педагогическое образование. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannye-zanyatiya-kak-sredstvo-razvitiya-detskogo-muzykalno-tvorcheskogo-ispolnitelstva-detey-starshego-doshkolnogo
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×