Инновационные практики в преподавании истории. Методическое пособие. | Тюкова Анна Васильевна. Работа №307603
Инновационные практики в преподавании истории: единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Переоценка общественных ценностей актуализирует проблему определения ценностных оснований всей сферы образования вообще и исторического образования в частности. Раскрывается приоритет воспитательного потенциала и ценностные задачи предмета истории, анализируется понятие "воспитывающее обучение". Акцентируется внимание на аксиологическом отборе материала к уроку; показаны различные приемы и методы аксиологичесого подхода на уроках отечественной истории.
Инновационные практики в преподавании истории: единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Методическое пособие.
Тюкова Анна Васильевна, к.и.н.,
Почетный работник общего образования РФ,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №17, г. Ковров
«Постигая отечественную историю и культуру,
связанную непосредственно с духовным опытом,
школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет,
какие ценности отстаивали его предки».
К.Д. Ушинский
Общемировая проблема осмысления прошлого и настоящего, свершившегося и происходящего, особенно актуальна для российского общества, переживающего реформы во всех сферах жизни. С одной стороны, после дискредитации прежней государственной идеологии осуществляются попытки привить современному обществу традиционные российские ценности, включающие в себя элементы религиозного мировоззрения. С другой стороны, интеграция России в мировой социально-экономический и политический процесс ставит перед российским обществом задачу большего соответствия западным ценностям, в перечне которых свобода, стабильность, прибыль. Это чрезвычайно актуально для современной России, ибо мы воочию наблюдаем реальный мировоззренческий вызов со стороны западноевропейских держав. Запад через СМИ стремится вырвать у России духовные корни, ибо они способны вновь возродиться. Особенно пытаются нивелировать проблему национальной идентичности, ведущую к утрате смысловых жизненных мотивов как государства, так и отдельной личности.
Переоценка общественных ценностей актуализирует проблему определения ценностных оснований всей сферы образования вообще и исторического образования в частности. Новая целеполагающая система и, соответственно, аксиологический базис постсоветской отечественной системы образования начали оформляться в 2000 году с появлением постановления Правительства РФ "О национальной доктрине образования в РФ". Этот основополагающий документ определил стратегию и основные направления развития образования до 2025 года, т.е. обозначил цели и пути их достижения. В число таких целей входит создание основы для устойчивого духовного развития России, развитие гражданского общества, утверждение статуса России как великой державы в сфере образования, культуры, искусства и науки.
Цель современного образования – формирование духовно-нравственной личности, расставляет акцент на воспитание, целью которого, в свою очередь, является формирование базовой культуры личности. Что же касается предмета истории, то можно говорить о двух подходах к целеполаганию истории:
Зн
ание фактов (объективистский подход
)
.
Помочь человеку понять свои корни, интегрироваться в отечественную мировую культуру, культурное пространство своей Родины, стать патриотом и гражданином России
(
воспитательно
-мировозз
р
е
нческий подход)
.
Профессиональные ученые занимаются изучением конкретно-исторических явлений, а для массового человека, который живет в российском обществе, в российской культуре, важнее воспитательно-мировоззренческий подход к истории. Перспектива развития Российской модели исторического образования – синтез академических знаний и практической направленности.
Воспитание, говориться в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ориентировано на движение к определенному идеалу, то есть к формированию такого человека, который имел бы приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Согласно данной концепции, современный национальный воспитательный идеал - это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
• в соответствии с национальным приоритетом;
• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
• согласно Конституции Российской Федерации;
• согласно ФЗ «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14)и задач основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
ТАК Воспитательные цели образования в дореволюционной России опирались на православную систему ценностей, сущность которой сводилась к «обретению личностью спасительного нравственного востребованного духовного опыта».
XVIII век – идея служения. Эта идея прослеживается со времен Ивана 3. Она дает возможность показать связь Московского государства конца 15 века с Советским государством (формационно или политологически мы не найдем ничего общего, а на культурологической основе – общее есть). Это одна из базовых универсалий, культурно-генетический код России: всесословное, всенародное служение всех общему делу. Какому делу? II пол. XV века- время начала малого ледникового периода и для выживания государства необходимо было как раз экстенсивное расширение. Именно на это время приходится начало формирования того, что мы называем гос. собственность. Потом возникло же на этой основе дворянское землевладение. Служилое дворянство! Церковь тоже несла службу (богослужение)! 3-е сословие тоже несло службу тяглом (служба первым двум сословиям или государству). Все это же прослеживается и в Советское время. Мы не говорим хорошо это или плохо? Мы ставим вопрос: а можно ли было выжить иначе? Европа тоже решала вопрос выживания, расширения, но через Великие географические открытия и колониальные захваты ( в ту же историческую эпоху). Мы – цивилизация земли, а Европа – цивилизация моря (и сегодня идея евроатлантизма из той же оперы).
В советской школе, несмотря на идеологизацию образования, сохранился ряд дореволюционных нравственных норм, используемых в процессе воспитания. В. Н. Сухомлинский выдвинул идею четырех культов, на которых должна держаться, по его мнению, школа: культ Родины, культ человека, культ родного слова и культ книги. Присутствие этих стержневых понятий в изучении истории в школе означало, что нравственное воспитание детей было в данном случае приоритетным.
В течение первых 15 лет постсоветского периода не уделялось почти никакого внимания нравственно-ценностной цели преподавания истории в школе. К началу XXI в. во многих учебниках истории прослеживался нейтральный подход, согласно которому исторический процесс вообще не оценивался. Между тем, потенциал исторического материала, связанного с положительным и отрицательным опытом истории, оставался мало используемым в процессе формирования нравственных ценностей учащихся.
В 90-е XX цели и ценности исторического образования определяли профессионалы (учителя), а сейчас это опять стало деятельностью, делом государства. Важность этого подчеркивает распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". Ценностная ориентация российского образования – одна из важнейших идей модернизации системы образования. Базовые национальные ценности выступают в качестве аксиологических критериев отбора и конструирования содержания общего образования. Базовые национальные ценности, ФГОС – основа гражданской идентичности. Можно сказать, что содержание и результаты образования зависят от целей и ценностей исторического образования. В рабочей программе по истории издательства «Русское слово», четко показана связь содержательных исторических линий с базовыми национальными ценностями. Для примера рассмотрим линию «историческое движение»:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности соответствует базовой национальной ценности труд и творчество;
формирование и развитие человеческих общностей – социальная солидарность;
образование и развитие государств, взаимоотношения власти и общества – гражданственность;
история познания человеком окр. мира и себя в нем –наука, искусство и литература;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями – человечество;
человек в истории – патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество.
О необходимости аксиологического подхода говориться и в концептуальных основах Историко-культурного стандарта: «Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе». «Оценка» предполагает глагол «оценивать», ценностное отношение - «ценить» как уже положительно-значимое. Оценка, оценивающее отношение, может быть позитивным или негативным, а ценностное отношение является результатом оценки и предполагает обнаружение положительной значимости объекта действительности для жизни человека и (как следствие) «наполнение данного предмета ценностным содержанием» (Н.Е. Щуркова). Под ценностями подразумеваются элементы нравственного воспитания. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание учит подрастающее поколение решать проблему «как жить». На наш взгляд, изучение истории Отечества является наиболее благодатной почвой для применения аксиологоческого (ценностного) подхода к патриотическому воспитанию, т.к. более ярко и наглядно демонстрирует проявления высших ценностей человечества. Нельзя отрицать, что в нашей стране есть богатейшее наследие героических страниц, исторических личностей, чей благородный гражданский и нравственный опыт формирует потребность в нравственном самосовершенствовании, а исторические документы только добавляют силу эмоционального воздействия.
На этом этапе развития общества, патриотизм может и должен стать тем стержнем, вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции многих людей, их готовность, способность к активным действиям на благо Отечества.
Воспитательная значимость исторического факта налицо.
В соответствии с требованиями Нового Федерального государственного образовательного Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти требования, необходимо создания условий для самореализации ученика на уроке. Одним из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход. Деятельностный компонент учебного процесса направлен на развитие умения применять полученные в школе знания на практике, без чего невозможно компетентное выполнение функций гражданина. То есть изучение истории России должно соответствовать системно - деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения. На основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) разработана Концепция развития универсальных учебных действий. ФГОС не указывает точно, что учащийся должен знать по истории. ФГОС формулирует требования к результатам образования в целом, поэтому учитель должен работать с примерной программой и историко-культурным стандартом.
В соответствии с действующими ФГОС, предмет «История» обладает огромным воспитательным потенциалом и позволяет решать такие ценностные задачи как:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной
, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном,
полиэтничном
и многоконфессиональном обществе.
Итак, содержание курса «История» позволяет школьникам проанализировать не только историко-научные, но и ценностные аспекты исторических процессов, коснуться дискуссионных вопросов истории российской государственности, взаимоотношений местных и пришлых народов, формирования духовных и правовых устоев полиэтнического и поликультурного российского общества. Все это имеет значение для национальной идентичности и самосознания молодых граждан России, для становления российской полиэтнической гражданской позиции.
Таким образом, воспитывающее обучение - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, к усваиваемому учебному материалу. Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.
Как повысить нравственную значимость школьного урока? Необходимо действовать в 3-х направлениях: 1) через самого педагога; 2) через саму историю; 3) через форму подачи материала. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что «надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь». Воспитание с помощью учебного материала – следующий путь воспитания нравственности. Правильно подобранные исторические факты – сведения о поступках людей и исторических событиях прошедших эпох, несущие воспитательный характер, – должны непременно присутствовать на уроках истории. Что же касается формы подачи материала, то приоритетным является системно-деятельностный подход с учетом аксиологического принципа отбора материала к уроку.
Аксиологический подход – совокупность средств, методов, условий, направленных на формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Ключевые вопросы, вынесенные в начало каждой темы, помогают расставить аксиологические акценты. Например, «Народ в годы Смуты спасал государство или разрушал его?». Воспитательный момент: что социальная апатия – проблема современного общества и роль масс в истории может быть и положительной, и отрицательной.
Формируя ценностное отношение в процессе преподавания истории, можно использовать прием «цветовая разметка», чтоб дать оценку событиям: отделять факты от мнений. Желтым цветом выделены факты.
Методический аппарат новых учебников предполагает задания творческого характера в форме эссе и содержит для этого необходимый материал. Так, например, в учебниках есть либо рубрика «Суждения, оценки», либо сразу с заданием приводятся мнения историков, что позволяет организовать работу по написанию эссе.
Особое внимание следует уделять на уроках истории заданиям по работе с исторической личностью. Задания ЕГЭ требуют умения определять роль личности в истории, давать оценку её деятельности. Исторический портрет можно писать и на уроке – как форма работы с учебником; можно дать в виде домашней работы, используя памятки, некоторые есть уже в учебниках.
Для активизации воспитательного потенциала истории, учитель может использовать разные типы вопросов и заданий, ориентированных на нравственный поиск. Первый тип вопросов соединяет в себе новую информацию и нравственное осмысление. Вот как они выглядят, например:
- Что означает надпись на чаше, сделанной печенегами из черепа Святослав: «Чужое ища - свое потерял»?
- В чем смысл надписи на могиле Гапона: «Ты жил только для себя и потому нет тропинки к твоей могиле»?
Другой тип вопросов подразумевает демонстрацию своей нравственной позиции и начинается со слов «Согласны ли вы»:
- Согласны ли вы с мнением, что русское деревянное зодчество – уникальное явление в мировой архитектуре. Обоснуйте свой ответ.
Согласны ли вы, что архитектура Московского Кремля, несмотря на то что его сооружали итальянские мастера, отражает традиции русского национального зодчества? Аргументируйте свой ответ.
Третий тип вопросов ставит на повестку дня решение проблем, которые поставила история перед людьми в ту или иную эпоху и как эти проблемы решили бы ученики, находясь в тех исторических условиях. Например:
- Приняли бы вы участие в декабристском восстании и на чьей стороне в 1825?
- Чтобы вы сделали, если бы оказались в центре противостояния «белых» и «красных» в годы гражданской войны 1918 -1920 годов? К кому бы вы присоединились?
Осуществить технологию переноса в изучаемую эпоху или событие помогают задания на историческую реконструкцию – исторические путешествия, ролевые обсуждения. Например, историческое путешествие: «Подготовьте сообщение о поездке в Санкт-Петербург времен Петра Великого. Выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного. Рекомендуемые формы сообщения – письмо, отчет, зарисовки для альбома и другие.
Для усиления эмоционально - чувствительного момента на уроке можно использовать нестандартные формы начала занятия. Например, «Притчи об истории», которые можно рассказывать ученикам по мере необходимости на уроке. Притча о правителе и садовнике. «Падишах проезжал мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.
Эй, старик! Твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева. К чему тебе твои заботы? Знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, а будущего ещё нет? Ведь только настоящее принадлежит нам!
Тебе ли властителю понять простого старика - садовника? Ты не хочешь думать о прошлом - значит оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем - значит ты его, боишься. Так что не завидую я твоему настоящему
»
.
Другим образцом деятельностной мотивации, отталкивающейся от позиции ученика, может служить работа с эмоциональным эпиграфом урока и заданиями к нему. Например,
Эпиграф
Вопросы
«Добрый же он миротворец, державный самодержец, прекроткий царь Иван многим разумом и мудростью венчан и в совершенном благочестии царство содержа... с тёплым желанием позаботился не только об устроении земском ,но и об исправлении много различных дел церковных».
«Стоглавый собор»
1) Почему Иван IV назван в тексте Стоглава миротворцем?
2) Каким с церковной точки зрения должен быть идеальный царь-реформатор?
3) Можно ли назвать московского царя самодержцем в период проведения реформ?
«И мы уже, бедные, все православные крестьяне отчаялись, ни заступающего, ни помогающего не было, ни делом, ни словом. И Господь на нас ещё не до конца прогневался... святейший патриарх Гермоген Московский и всея Руси... призвав всех прославленных крестьян, за православную веру велел всем стояти и померети».
Послание ярославцев в Казань во время собора первого ополчения
1)Почему народ в годы Смуты чувствовал себя обездоленным, брошенным?
2)Что спасло народ от отчаяния в самые тяжёлые годы Смуты?
3)По силам ли патриотам Первого ополчения был призыв патриарха Гермогена?
Подобных приемов много. Каждый выбирает для себя то, что наиболее действенно. Очень важными являются на этом этапе интонации, постановка голоса, акценты и др. Как начать свою речь, чтобы сразу привлечь к ней внимание? Можно начать с уместной цитаты, с пословицы и поговорки, с проблемного вопроса. Они сразу активизируют слушателя, включают его в работу.
Этап самоопределения к деятельности занимает 1-3 минуты. Несмотря на небольшую продолжительность, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для тренировки способности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей деятельностного подхода.
Мы уже говорили о важности и значимости умения задавать вопросы к историческим событиям. К сожалению, меньшая часть вопросов к документам приходится на долю так называемых аксиологических (ценностных) вопросов. Они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа (см.приложение №1).
ИСТОРИЯ – имеет признаки искусства – это специализированное научное знание эмпирико-теоретического характера о прошлой социальной реальности. Значит есть место для эстетического, художественного восприятия.Обычно к рисункам и фотографиям, схемам и таблицам, картам и линиям времени методисты и учителя относятся как к средствам обучения и разрабатывают приёмы их эффективного использования для образной демонстрации новых фактов, для обобщения и проверки знаний и умений учащихся. Гораздо реже в иллюстрациях видят источники исторической информации, равнозначные печатным текстам. Прежде всего, эта функция на генетическом уровне заложена в иллюстрации, относящейся к изобразительной наглядности документального характера. Это — фотографические снимки, сделанные в тот самый период времени, о котором рассказывает учебник; плакаты, карикатуры и произведения живописи, где время создания картины, в близкий к событию период или значительно позже, обуславливает особенности её восприятия и анализа. Все эти разнообразные по содержанию и жанрам изображения объединяет присущий им субъективный, авторский характер. Поэтому каждая иллюстрация может (и в современных условиях должна) стать объектом критического и аксиологического анализа учащихся. В контексте современных целей общего исторического образования важно подвести учеников к пониманию того, что в любой картине существует авторская позиция художника, научить школьников эту позицию обнаруживать и на этом основании вступать в диалог с художником. Иногда художники в толпе исторических персонажей рисуют себя (К.Брюллов. «Последний день Помпеи»; В.Суриков. «Боярыня Морозова» и др.), словно специально провоцируя зрителей обсудить с ними увиденное и пережитое. Иногда мастера кисти оставляют потомкам литературные сочинения, раскрывающие их замыслы, и они тоже могут стать источниками духовного общения зрителей с художниками (см.приложение №2).
На уроках также уместно использовать Кластер. Он позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности восприятий и осмысления данного текста; дает возможность самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные; дает возможность сформулировать собственный взгляд на проблему, представить дополнительную информацию; помогает учащимся осознать актуальность и структуру темы.
Методическими условиями применения кластеров являются:
1. Описательный или объяснительный стиль основного текста учебника, панорамно представляющий главный исторический факт-событие или факт-явление. Например, «Русское общество в ХI в.», «Культура и быт стран Западной Европы в эпоху Просвещения», «Первая мировая война» и т.д.
2. Многоплановость развития исторического сюжета, разнообразие связей, которые могут быть восстановлены между составляющими его фактами (например, «Русь между Востоком и Западом»).
Воспитание историей – это на наш взгляд главная составляющая воспитания духовно – нравственных качеств учеников. Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации нравственно – побудительного характера на уроке. Источником духовно – нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории, и отечественная культура. И патриотический опыт русских и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки и т.д. Например, Житие святых о Борисе и Глебе; о Сергии Радонежском; о Серафиме Саровском и др.;«Поучение Владимира Мономаха детям»,«Задонщина»,«Домострой» и т.д.
Итак, история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации. Такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а ее оценка.Уроки истории позволяют развивать способность у учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами, формирует у учащегося культурологические представления о мире и человеке.
Библиографический список:
Анохина Г.М., Дубовицкая Т.В. Технология развития личности и универсальных учебных действий в общеобразовательной школе.// Инновации в образовании. №7, 2014
Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю. О воспитательном потенциале школьного историко-обществоведческого образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. №10, 2014
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
Стрелова О.Ю. Историко-культурный стандарт: от идеи – к её реализации (методический аспект). //Преподавание истории и обществознания в школе. №1, 2015
Приложение №1.
Работа с текстом. Походы Святослава. Из «Повести временных лет»
В год 971. Пришёл Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим войнам: «Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно, братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город». И сказали греки: «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань на всю дружину и скажи, сколько вас, чтобы разочлись мы по числу дружинников твоих». Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: «Нас 20 тысяч». Но прибавил 10 тысяч: ибо было русских всего 10 тысяч. И выставили греки против Святослава 100 тысяч, и не дали дани.
И пошёл Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их — сильно испугались такого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые срама не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали.
Вопросы в учебнике
1. Сформулируйте правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе.
2. В чём, по свидетельству летописи, состояли причины побед Святослава?
Вопросы и задания многоуровневого комплекса
1. Как называется документ и к какому виду источников он относится?
2. В каком веке летописец записал этот рассказ?
3. Подсчитайте, сколько примерно веков и лет разделяют поход Святослава и летописный рассказ об этом историческом событии.
4. На карте определите примерное расположение города Перяславец. На территории какой страны он находился?
5. С какими народами воевал князь Святослав в 971 г.? Каковы были, по словам самого Святослава и летописца, цели этого похода?
6. Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе? (Используйте слова и словосочетания: «крепостные стены», «осада», «клятва», «клич», «выкуп», «вызов», «воинская честь» и др.).
7. Подумайте, почему князь Святослав обращается к своим воинам со словами «братья и дружина»? Какие ещё части текста и каким образом они свидетельствуют об отношениях князя и дружины?
8. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Своё мнение аргументируйте.
9. Как автор рассказа о Святославе относится к своему герою и русской дружине? Найдите в тексте источника характерные слова и выражения.
10. Автор учебника заявляет, что «Святослава отличали прямота, честность и скромность». Не противоречат ли этой оценке слова князя о том, что в его дружине 20 тыс. воинов?
11. Народ какого современного ему государства летописец в своём рассказе называет «греками»?
12. В тексте документа найдите слова, передающие отношение его автора к «грекам». Попробуйте объяснить, почему у летописца сложилось подобное мнение о греках? Насколько оно, на ваш взгляд, объективно и справедливо?
13. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в своё повествование подробный рассказ о походах князя Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков?
14. Что нового помог вам этот документ узнать о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами, об источниках по древней отечественной истории?
Итак, в предлагаемом нами варианте «вопросы сцеплены между собой, и один беспрестанно порождает другой». Это, однако, не даёт нам право настаивать на исчерпанности возможных направлений в изучении данного источника. Вопросы и задания соотносятся со всеми пятью заявленными выше уровнями анализа исторического документа:
— первые четыре вопроса выполняют функцию «паспортизации» источника. Ответы на них школьники могут найти в его заглавии, а также в пропедевтическом курсе истории и в кратком информативном тексте учебника о древнерусской литературе . Кроме знаний учащиеся продемонстрируют определённые стандартом основного общего образования хронологические и картографические умения;
— пятый и шестой, частично седьмой, вопросы направлены на поиск ответов, содержащихся в тексте источника. Следуя за автором документа, школьники творчески реконструируют правила и обычаи военных сражений, отношения князя с дружиной, цели внешней политики молодого Древнерусского государства;
— восьмой вопрос критического характера. Он «переносит» нас в монастырскую келью Нестора, автора «Повести временных лет». Предпринимаемое школьниками усилие хотя бы примерно очертить круг возможных источников, использованных летописцем, направляет изучение документа вглубь, к чтению «между строк», к постижению авторского замысла Текста;
— самой многочисленной, вопреки школьной практике, оказывается группа аксиологических вопросов и заданий (7, 9—13). Здесь нет ничего случайного, поскольку носителями ценностных установок в этом Тексте выступают разные субъекты: князь Святослав, его дружина, автор летописи, автор учебника и, при желании, его дотошные читатели. Только на этом этапе анализа документа, как нам представляется, начинается по-настоящему живой и заинтересованный диалог современных школьников с прошлым, актуализация личностных смыслов изучения истории, становление аксиосферы личности, ориентированной на гуманизм, интерес, уважение и бережное отношение к историческому наследию;
— заключительный вопрос выводит на праксеологическую оценку значимости этого документа в школьном курсе отечественной истории. Выводы, которые могут сделать ученики, с одной стороны, об особенностях внешней политики Киевской Руси и деятельности её первых правителей, а с другой — о своеобразии исторических источников и возможностях их интерпретации, позволяют анализировать этот документ в самых разных ракурсах и использовать множество современных приёмов толкования Текстов.
Приложение №2.
В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»
1880, Москва, Третьяковская галерея.
Аксиологический анализ изображения как текста:
Каково отношение В.М.
Васнецова к изображенному на картине полю после битвы: он поддерживает, осуждает или относится к явлению нейтрально? Почему?
Как вы думаете, почему художник изобразил не саму битву, а поле сражения после битвы?
С какой целью художник изобразил стервятников над полем битвы?
Какими деталями художник показывает поражение православного русского войска?
С какой целью художник нарисовал переплетенные тела русского воина и половца?
Для чего на переднем плане В.М.
Васнецов изобразил убитого отрока?
Почему он не изображен слева, справа или на заднем плане?
Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
О чем говорит поза и выражение лица павшего богатыря на среднем плане?
Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
Как вы думаете, почему действие на картине изображено именно вечером, а не в другое время суток?
Какую идею пытается донести художник, изображая эту битву?
Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?
Аксиологический анализ изображения:
- Определите общественную позицию автора картины, он поддерживает или не одобряет изображенное им событие?
- В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение?
- Как композиция картины передает общую атмосферу эпохи?
- Определите отношение главного героя к окружающим
Иоанн Грозный и митрополит Филипп.
Художник О.А. Кузьмин
Задания к картине:
Как художник показал слабость позиции царя и духовную силу митрополита?
Кто победил в споре между митрополитом и царем?
Почему Иван Грозный, даже совершив великие злодеяния, считал, что заслуживает прощения?