Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инновационные приемы работы с младшим хором | Мамаева Ирина Николаевна. Работа №231497

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мамаева Ирина Николаевна
Суть нового метода- это познание мира музыки через пластику жестов выразительные движения рук, тела, мимики и т. д. Этот прием хорош при работе с младшим хором , да и не только. Вся музыка познается в движении, проходит через "тебя", заставляя открывать в ней то, что хотел сказать автор и еще многое свое, вот сейчас , сиюминутно почувствованное, вдруг открытое и исполненное. Недаром многие оздоровительные методики строятся по этому принципу. Здесь работает фантазия, воображение, мысль летит за мыслью, маленький человек чувствствует и осязает мир нематериальный, мир прекрасного, мир музыкальный. А значит выростет человек с творческой натурой, ценящий каждый звук, миг жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С МЛАДШИМ ХОРОМ

Мамаева И.Н.

Преподаватель дирижирования КГУ «Комплекс «Колледж искусств —
специализированнная школа-интернат для одаренных детей музыкально-
эстетического профиля», г. Петропавловск, Казахстан.

Методика музыкального воспитания входит в систему педагогических наук и занимает в ней свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов. В своих исследованиях и выводах методика опирается на музыкознание, психологию, обобщенный практический и новаторский опыт учителей музыки. Пластическое интонирование можно заметить, просмотрев по ТВ выступления пианистов на международном конкурсе им. П. Чайковского. Играет французский пианист. Звучит полифония - одноголосная тема. Конкурсант, играя правой рукой, левую «выложил на рояль», опершись рукой о щеку и лоб, вначале задумчиво слушал тему, потом поднял левую руку и в воздухе как бы проинтонировал, продолжил жестом ее развитие. Это было настолько необычно, ново, интересно и по реакции публики было понятно, что все поражены. Так можно показывать любую музыку и не только музыкантам, но и детям при обучении музыке. Ведь все ясно, понятно, красочно, музыкально и очень интересно! Давно известно, что «идеи витают в воздухе». В нашей библиотеке им. С. Муканова, в журнале «Музыка в школе», можно найти статью об израильском педагоге музыки, которая всю, звучащую на уроке музыку, показывает руками - пластическими жестами. Это и квартеты Л.Бетховена, сонаты И.Гайдна и В. Моцарта и несложные пьесы разных композиторов и стилей. Почему бы не попробовать?

На уроке школьной практики можно предложить детям проинтонировать пластически экспозицию 40 симфонии В. Моцарта. Класс с увлечением воспримет идею. Вначале нужно показать детям образец, затем ребята, копируя вас красивыми, выразительными жестами, уже начнут «вести» музыку сами. Будет невероятно интересно и увлекательно как педагогам, так и ученикам, которые " открывают " для себя новое и в уже известной музыке В. Моцарта и в самих себе неизвестные пластические таланты.

В сегодняшнее время уже известно, что имя этого педагога, открывшего эту систему - Вероника Коэн (преподаватель Израильской Академии музыки), хотя нечто подобное можно припомнить и в танцах известной всему миру Айседоры Дункан, композициях и творчестве других известных и забытых хореографов и танцовщиков- импровизаторов.

Для чего применяется этот метод на уроках хора? Задача одна и та же. Эмоциональная отзывчивость ребенка, яркая реакция на красивую музыкальную фразу, гармонический оборот, модуляцию, музыкальный синтаксис, чувство формы. Другими словами - жесты заменяют многие «сухие» разговоры и объяснения. Ведь верно заметил Р. Шуман: «Музыка начинается там, где кончаются слова...» и он же отмечал: « не нужно много рассуждать о музыке - она сама говорит за себя».

Сейчас очень часто встречаешь этот термин. Стоит включить ТВ - выражение «пластика интонирования» звучит в любом шоу, и в вокальных, а особенно в «Ледниковом периоде», в котором после выступлений фигуристов идет «разбор полетов». Здесь выражение «пластика интонирования» стало обыденным. И, действительно, вот где хореографы и исполнители слушают музыку сердцем! Сколько пластических решений прекрасной музыки. А сколько удовольствия от каждого жеста рук, ног, за которыми, словно «льется кантилена», выражения различных музыкальных ритмов, акцентов, кульминаций - от тихих до громких.

Суть этого метода - в активном слушании музыки, развитии музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой.

Познание музыки через жест, движение превращает ученика из пассивного слушателя в активного. Ты становишься «частью» музыки, а музыка - частью тебя. Что может быть лучше? Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, помогают увлекать учеников, активизируют творчество и помогают возникновению непроизвольного внимания. Прививается образное мышление, развивается артистизм, необходимый участникам хора. Воспитывается человек, видящий прекрасное в окружающем мире, чувствующий и эмоциональный исполнитель.

В чем образовательные задачи этого метода? Зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесс слушания: секвенции, фразировку, контраст динамических оттенков, смену лада, штрихи, умение отреагировать на изменение эмоциональной окраски. Наглядно - руками показать построение музыки, превратив теоретический анализ в увлекательную игру, где есть сюжет, а участник - каждый ребенок.

Можно показывать в пластике «Аквариум» К. Сен-Санса и « Итальянскую польку» С. Рахманинова. В первом примере «следить» за движениями рыбки (мелодия - вверх, вниз, плавно-легато), покачивание водорослей (покачивания и всплески кистей рук), убегающими пузырьками воздуха (стаккато и маленькие «взрывы» пальчиков), скольжениями ко дну медуз (раскрывающиеся пальцы обеих соединенных кистей - словно «юбочка» у медузы), в конце рыбка прячется в домик - можно «укрыть» голову рукой. Музыка нежна и прекрасно - трогательна - дети почувствуют это и красочно передадут в жесте. В «Итальянской польке» - мальчик Петя выходит на утреннюю лужайку, собирает росинки и вам с детьми, слушая музыку, можно подбрасывать их вверх на акцентах, а потом, во втором проведении бросать их в друг друга! Второй же образ здесь (на «кружевных» шестнадцатых) - образ порхающей бабочки, увлекающей Петю своим танцем (можно кружиться, сложив ладони и помахивая ими как трепещущие крылья бабочки). В конце Пете удается подружиться с бабочкой и она садится ему на плечо (последний радостный аккорд). Возможно, применять этот метод и в дирижировании (хотя специалисты давно называют этот прием «выразительными жестами». На детском хоре многие дети повторяют движения дирижера» «как в зеркале» и это помогает им петь эмоциональнее. Нужно уметь показать ребятам хроматический звук, ведущий к отклонению в другую тональность (жест сложенных ладоней - пальцы в небо - словно в молитве, или ладони «домиком» с острой крышей), поворачиваться корпусом при ощущении перехода тональностей. Часто в пении при передаче обращения можно сделать такой жест - позвать, пригласить, погладить, жалея, пожелать, подарить что-то. Так вы показываете кульминации - общие и частные, фразировку, логические центры. Интересен прием, когда нужно найти эмоцию («Ну, трубите веселее!» в хоре мальчиков из «Кармен» Ж. Бизе-жест настойчиво просящий, или «бурю» с взлетающей в небо рукой в «Летите голуби И. Дунаевского) - тут же находится и нужный звук и окраска и даже по силам высокий регистр! Можно показать стаккато и легато в распевах, сопровождать жестами дыхательные упражнения, от этого они выполняются более правильно и осмысленно.

Результаты работы видны сразу. Когда ребята слушают, некоторые из них непроизвольно пытаются «прочитать» музыкальными жестами, реагируя на изменения в музыкальной речи. Музыка становится понятнее, дороже, ближе, что очень важно в жизни подрастающего человека - она помогает понять мир.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×