Инновационные технологии формирования социально-адаптивной личности | Смольникова Ирина Вячеславовна. Работа №337722
Статья из опыта работы "Инновационные технологии формирования социально-адаптивной личности".
Государство и общество предъявляют сегодня к выпускнику школы свои требования. Современному обществу нужен человек, умеющий реализовать себя как личность: профессионально и социально зрелый, умеющий быстро адаптироваться к социальным изменениям, происходящим в обществе. Рассматривая школу как социальный институт, школа хотела бы видеть своих выпускников людьми знания, способными осознавать реальность и адекватно ее оценивать, способными интегрироваться в современное информационное общество, социально зрелыми личностями с активной жизненной позицией. Поэтому общешкольной методической темой лицея №329 была выбрана тема: «Инновационные технологии формирования социально-адаптивной личности». Актуальность этой темы была обусловлена необходимостью поиска новых путей и средств, как в организации учебного процесса, так и в стратегии развития социальных компетенций учащихся, которым предстоит жить и работать в новом мире.
(из опыта работы)
Задачи, стоящие сегодня перед Российским образованием, сформулированы в основных документах: президентской инициативе Наша новая школа, Санкт-Петербургская школа 2025 и в программе развития Невского района Санкт-Петербурга. Одна из важнейших современных проблем – это преумножение интеллектуального потенциала страны. Будущее человека должно зависеть не только и не столько от количества полученных знаний, сколько от способности применить их в реальных ситуациях.
Государство и общество предъявляют сегодня к выпускнику школы свои требования. Современному обществу нужен человек, умеющий реализовать себя как личность: профессионально и социально зрелый, умеющий быстро адаптироваться к социальным изменениям, происходящим в обществе. Рассматривая школу как социальный институт, школа хотела бы видеть своих выпускников людьми знания, способными осознавать реальность и адекватно ее оценивать, способными интегрироваться в современное информационное общество, социально зрелыми личностями с активной жизненной позицией. Поэтому общешкольной методической темой лицея №329 была выбрана тема: Инновационные технологии формирования социально-адаптивной личности. Актуальность этой темы была обусловлена необходимостью поиска новых путей и средств, как в организации учебного процесса, так и в стратегии развития социальных компетенций учащихся, которым предстоит жить и работать в новом мире.
Наше образовательное учреждение – лицей технического профиля и профильными предметами являются математика, физика и информатика и ИКТ. Это актуальное направление развития образовательного учреждения, находящееся в соответствии с требованиями рынка труда. Но, не имея возможности конкурсного отбора учащихся, мы столкнулись со сложностью изучения предметов на профильном уровне у классах, где учатся дети разных способностей. Тогда мы обратились к системе личностно-ориентированного (разноуровневого) обучения, предполагающего необходимость дифференциации учебного процесса. Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала в группах уровней А, В, и С. Это дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по по отдельным предметам школьной программы ( в нашем случае это математика) на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Это позволило, в первую очередь, сохранить контингент сильных, одаренных учащихся, которые получили дополнительные возможности для развития своих способностей. Но и ученики средней и слабой группы получили импульс к дальнейшему развитию, т.к. в каждой группе появились новые лидеры за которыми можно и нужно тянуться, да и перспектива перехода в группу более высокого уровня для всех учащихся сохранилась.
Традиционная школа оценивает и ценит способность выпускника решать познавательные проблемы в учебных ситуациях, а современному обществу нужна способность решать коммуникативные и другие практические проблемы в реальных ситуациях. Уже несколько лет в лицее реализуется образовательная технология Учебная фирма. Учебные фирмы функционируют в моделируемой рыночной среде, соответствующей реальной экономико-правовой ситуации в государстве. Учащиеся погружаются в процесс принятия хозяйственных решений, в котором реальная ситуация имитируется с образовательными целями. Рабочие места в учебной фирме и обязанности учащихся соответствуют рабочим местам и функциональным обязанностям сотрудников реальных предприятий. В процессе работы в учебной фирме можно наблюдать, как меняется поведение учащихся, происходит переоценка ценностей. Результатом включения технологии Учебная фирма в образовательный процесс является интеграция системы знаний, накапливаемых учащимися за весь период обучения в школе. Происходит переход от предметного знания к системному, основанного на целостном восприятии проблемы и поиску различных вариантов ее решения. В результате меняется поведение учащегося, растет его адаптационный потенциал, пассивное накопление знаний заменяется активным их использованием и развитием в процессе практической деятельности учащихся. Образовательная технология Учебная фирма развивает у учащихся такие навыки и компетенции, которые повышают его конкурентноспособность, способствуют развитию творческого потенциала, индивидуальных способностей, воспитывают лидерские качества, ответственность за порученное дело. Бывает, что учащиеся, вполне успешные в учебе, оказываются несостоятельными, столкнувшись с необходимостью принимать решения, а бывшие стабильные троечники становятся прекрасными руководителями своих учебных фирм, и это помогает им обрести уверенность в себе, а затем и в учебе тоже.
Главным элементом процесса образования является воспитание, которое должно быть органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в процессе обучения и развития личности ребенка. Для нас основная цель воспитательной работы – создание оптимальных условий для развития личностного потенциала школьников, формирования у них активной жизненной позиции, их социализация. Эта задача потребовала создания целостной воспитательной системы, представляющей собой двухуровневую структуру Детско-юношеское экономическое объединение, охватывающую учащихся 5-7 и 8-11 классов, которая строится на принципах соуправления и сотрудничества. Первая ступень это холдинговая компания Лицей, представляющая собой сообщество классных фирм (5-7 классы). Это начало организации соуправления учащихся, воспитание и обучение через соревнование классных фирм. Классные фирмы самостоятельно планируют и проводят мероприятия, стремясь сделать свою классную жизнь насыщенной и интересной. Они учатся ценить высокие показатели обучения, заботятся о сохранении школьного имущества и зоны заботы, следуют нормам и правилам жизни лицея. Работу всех сотрудников классной фирмы организует избранный директор, а для координации работы директоров собирается Совет директоров, который планирует основные общие мероприятия.
Вторая ступень – объединение учащихся 8-11 классов в Медиа-холдинг Высшая лига. В совет Медиа-холдинга входят представители всех классных коллективов и представители администрации лицея. Медиа-холдинг реализует несколько направлений в своей работе. Одним из важнейших является школьная журналистика, которая реализуется в проекте Издательская деятельность, в рамках которого издается газета Перемена и в специальном подпроекте по изданию лицейского календаря. В этих проектах каждый желающий может попробовать свои силы в качестве журналиста, фотожурналиста.
В современных условиях очень важно развивать лидерские качества своих учеников. Ежегодный конкурс Молодой лидер Невского района подтолкнул нас к созданию проекта Школы лидерства. Воспитание лидерских качеств происходит через работу дискуссионного клуба, помогающего выявлять проблемные вопросы и находить пути их решения и через работу кружка для старшеклассников Развитие коммуникативных навыков у учащихся старшей школы, где проходят специальные тренинги. Тренинги – это особая разновидность обучения через непосредственноепроживание и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта. Тренинг общения стимулирует социальное развитие участников, создает условия для самопознания, способствует повышению уровня рефлексивности. Параллельно происходят внутренние изменения личности и внешние изменения поведения. В тренинге общения используется метод групповой работы.
Каждый учащийся за годы учебы проходит обучение в рейтинговых группах по математике, в учебной фирме, участвует в деятельности классной фирмы, входит в холдинговую компанию Лицей, Школьный Совет, Школьный Информационный Центр, да и обязательно участвует в подготовке и реализации нескольких творческих дел. В каждом из направлений деятельности школьник получает возможность развить свой личностный потенциал, самостоятельно принимать решения, проводить их в жизнь, а выпускники лицея могут сказать, что с успехом используют в жизни тот опыт, который получили в школе.
Важно также, чтобы в образовательном учреждении сложился коллектив единомышленников, способный определить педагогическую задачу, наметить пути ее решения, внедрить в практику, получить планируемый результат, а инновационная деятельность и постоянный поиск создадут особый микроклимат, который будет способствовать повышению научно-педагогического потенциала педагогов, а это основное средство совершенствования учебно-воспитательно процесса. Образовательная система динамично развивается, главное определить направление движения и следовать выбранному курсу.