Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инновационные технологии и методы экологического воспитания | Юлия Александровна Стрелец. Работа №320648

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.

Инновационные технологии и методы
экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
Особенностиэкологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.
Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детейдошкольного возраста.
Экологическое образование дошкольниковможно осуществлять по всем образовательным областям.
Содержание образовательной областиСоциально-коммуникативное развитиенаправлено усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной областиПознавательное развитиенаправлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях(форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.
Содержание образовательной областиРечевое развитиепредполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
Образовательная областьХудожественно-эстетическое развитие предполагает становление предпосылок ценностно-смысловоговосприятияи понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
Образовательная областьФизическое развитиенаправлена на становление ценностей здорового образа жизни удошкольников.
Основная цельработы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватномувосприятию знаний и выработкенавыков по охране природы; приобщение к мировому уровнюэкологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системыэкологического образования, основанной на научноразработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.
Экологизацияразвивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов егосодержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.
Таким образом, взаимодействиедошкольниковс природой в процессеэкологическогообразования в светеФГОСимеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.
Инновационные формы и методы
экологического образования дошкольников
Наряду с традиционными формами иметодами экологического воспитанияв своей педагогической деятельности(беседы, наблюдения, чтение литературы) применяю иинновационные формы и методы. Приведу примерыинновационных направлений экологического воспитания дошкольников.
Экологические игры.
Экологическаяигра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаюэкологический характер:Путешествие в лес,Путешествие к Нептуну,Путешествие на Луну,Зоологический магазин,Витаминный обеди т. д.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации (Я - Солнце,Я - Дождь,Я - Ветер,Солнышко и облачкои другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические уменияэкологическицелесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненныйопыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Интересным вработес детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различныеэкологические ситуации, решают, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своей области, села, и всей планеты.
ИграУзнай по объявлениямзнакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь(животное или птица). Примерыобъявлений:
Деловая играХорошо – плохосовершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения,например:Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?, Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?,Снежная зима – это хорошо или плохо?,Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?,Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?и так далее.
Деловая играКто за кем?показывает детям, что в природе всё связано между собой. Я предлагаю одному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
Деловая играЧто будет, если?помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения.Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?
Деловая играБереги природу. На столе или фланелеграфе располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
Все этиметодыи приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умениядошкольников, способствует формированиюэкологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
Компьютерныетехнологиии мультимедийные презентации
Вработе с дошкольникамиочень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми поэкологиия нашла её решение в использовании современных информационныхтехнологий. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерныхтехнологий в обучении дошкольниковявляются мультимедийные презентации.
В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговоркалучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать спредметомили оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучениидошкольниковобращаться к доступным для них каналам получения информации.
В своей практикеработы, знакомя детей с природой, я использую разнообразныйматериал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.); при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Метод моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования вэкологическом воспитании- обеспечение успешного усвоениядошкольникамизнаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.
Вэкологическом образовании дошкольниковиспользуются разныемодели: предметные модели - интерактивные игрушки, изображающие животных(лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т. д.). Самая распространенная предметная модель – это глобус. Он позволяет иметь элементарное географическое представление о планете детям старшегодошкольного возраста, используем его для того, чтобы отмечать на нем разные объекты. Другая традиционная модель в нашем детском саду– это аквариум с рыбами, который имитирует природный водоём и является моделью экосистемы.
При изготовлении и во времяработыс макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Данныйметодсоздает благоприятные условия для сенсорного развитиядетей:работа с макетами, при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
С детьми мы также сделали модельПриродный мир. Для создания природной модели детям предлагается разнообразный природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др., бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др., материал – заместитель (ленточки, палочки, зёрновые и др., это даёт возможность ребёнку самостоятельно создавать модель природного мираВодный и подводный мир,Лес,Времена годаи др.
Познаниедошкольникамиявлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т. е. экспериментирования. Используя предметы-заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти.
Другой вид моделирования – графическое, которое помогаетдошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, фенологические календари природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т. д. В разных возрастных группах мы заполняем календарь наблюдения за птицами, календарь роста и развития лука, фасоли.
Моделирование(предметное, графическое, практическое)формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовитьдошкольниковк школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.
Успешно решать задачиэкологического воспитанияи образования помогаютметоды мнемотехники.Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Примером может служить всем знакомая фразаКаждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, которая помогает запомнить цвета радуги. Заниматьсямнемотехникойлучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян и т. д. Обучение строится от простого к сложному.Работумы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служитьмнемотаблица:Путешествие капельки
Проектно- исследовательская деятельность также частью моейработы по экологическому образованию и воспитанию детей.Дошкольникиприрожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельностидошкольников на экологическомматериале позволит педагогам формировать ключевые компетентности уребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию,работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливатьпричинно- следственную связь.
Предметно-пространственная среда в моей группе содержит и материалы дляопытно-исследовательскойдеятельности: емкости для экспериментирования; лупы для рассматривания в увеличенном виде разных объектов; материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом(краски, соль, сахар, мыло, пластмассовые стаканчики); семена для посадки и проращивания;(фасоль, горох, кукуруза и др.); земля, глина, песок.
Провели с детьми рядопытов с воздухом: "Поймай воздух", "Воздух движется", "Воздух имеет вес", "Воздух легче воды", "Воздух не имеет запаха", используя лабораторную посуду, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природныйматериал: камешки, глину, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; медицинскиематериалы: пипетки, колбы, мерные ложки, прочиематериалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.
Большой интерес вызывают у детей проектПриключения капелькио свойствах воды, в ходе реализации которого, мы познакомились со свойствами воды с помощью простых экспериментов.
Реализуя проектОгород на подоконнике, чтобы подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, проращивали семена в двух блюдцах(в пустом и с влажной ватой). Чтобы подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений поместить два одинаковых растения в разныеусловия: одно в теплое место, другое в холодное и наблюдали за их ростом.
Для проведенииопытовне всегда требуется специально оборудованная лаборатории. Многиеопытыможно проводить на прогулке. Вот так мы определяем чистотувоздуха: подготовить три одинаковых картонных квадратика 15x15 см, с одной стороны густо намазать их вазелином. И во время прогулки разложить на территории детскогосада: первый - недалеко от проезжей части, второй - возле прогулочной зоны, третий - в глубине территории, в зеленой зоне. Оставить картонки на 2-3 дня и потом сравнить, на какой из них осело больше пыли. Дети делают вывод о том, что воздух не везде одинаково чистый. Детей такой эксперимент очень впечатляет.
В результате применения таких форм иметодов экологического воспитания могу отметить, что дети стали более внимательными. Он научились логически мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признакипредметов и объектов природы. Знания, полученные с помощью новыхинновационныхформ дети могут применить при проведении экспериментально - исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием играют вэкологов,учёных,лаборантов.
В нашемдошкольном учреждении экологическиеакции проходят в течение всего учебного года. В ходе акцийдошкольникиполучают природоведческие знания, формируют навыкиэкологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошейэкологическойпропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. В группе реализованы акцииКаждой пичужке по кормушке(подкормка зимующих птиц,Ёлочка – зелёная иголочка,Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!(22 марта – Международный день воды,Украсим планету цветами(начало акции в апреле, в праздникДень земли, когда дети сеют семена цветов).
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствияэкологическинеграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Инновационные формы работы с родителями
по экологическому воспитанию дошкольников
Проблему формированияэкологическойкультуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздникиэкологического содержания, участвуют в природоохранных акциях, в создании и пополнении предметно-пространственной среды, в благоустройстве участков на территории детского сада. Родители вместе с детьми проводят эксперименты и исследования, заполняя календари природы, наблюдая за повадками животных, выращивая растения, ставя простые эксперименты с природным материалом.
На современном этапеэкологического воспитаниянеобходимо осуществлять совместно с родителями, они первыевоспитатели в жизни ребёнка. С целью выявления увлечений взрослых и детей, отношения родителей к проблемеэкологического воспитания, я провожу анкетирование. В помощь родителям оформляется Экологический стенд, где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Хорошей традицией вработес родителями стало участие в конкурсах, развлечениях, выставках
Для родителей выпускаются тематическиебуклеты:Правила безопасности детей на природе летом.Всё о правильном питании детей,Наши друзья-витамины,Подвижные игры на прогулке,Чистый город – наш город, проводятся консультацииКомпьютер. Польза и вред для вашего ребёнка,Экология жилища,Как использовать компьютер для развития и обучения малышей?,Воспитаниебезопасного поведения детей в природе,Основные правила поведения в природе,Защита от клещей. Как удалить клеща. Правила безопасности для детей,На прогулке летом.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×