Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ | Мой кабинет. Работа №346058
В последнее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ. Приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.
Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации проявляются в новых методах, формах, средствах, технологиях, использующихся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи — это тяжелый труд. Поэтому логопедам приходится искать, находить и использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия на таких детей. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал.
Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия
Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
Практические методы (упражнения, игры и моделирование).
Инновационный опыт
Инновационные технологии, нужны чтобы:
§ сделать обучение осознанным;
§ интересным;
§ оптимизировать процесс обучения;
Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:
1. Информационно-коммуникационные технологии;
2. Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн, интеллектуальная карта, кластер);
4. Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, Су-Джок терапия, кинезиологические упражнения);
5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений.
6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )
Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике
ИКТ технологии:
Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.
Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра. Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.
Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.
Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Технология «Интеллектуальная карта»-уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
Технология «Кластер» универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть кластера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.
Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.
Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения рекомендуется проводить ежедневно.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно—образовательного процесса в целом.
Инновационные технологии и современные методы в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ.
В последнее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ. Приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.
Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования. Инновации проявляются в новых методах, формах, средствах, технологиях, использующихся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.Поэтому логопеды вынуждены использовать в своей работе более инновационные методы и формы воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи. На сегодняшний день в арсенале учителей-логопедов имеется обширный практический материал.
Инновационные технологии, нужны чтобы сделать обучение осознанным,интересным,оптимизировать процесс обучения.
Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:
Информационно-коммуникационные технологии;
Инновационные
психокоррекционные
технологии:
сказкотерапия
, песок-терапия и т.д.;
Образовательные технологии (ТРИЗ,
синквейн
,
интеллектуальная карта, кластер);
Здоровьесберегающие
технологии:
артикуляционная,
дыхательная,
пальчиковая
гимнастика,
Су-
Джок
терапия,
кинезиологические
упражнения);
Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии
с
использованием нововведений
.
Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология) ИКТ технологии постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.
Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия, песок-терапия. Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.Поэтому, параллельно с задачей накопления и обогащения словарного запаса должна решаться другая задача: создание условий для активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн, который не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
«Интеллектуальная карта»-уникальный и простой метод запоминания информации, которая развивает творческие и речевые способности детей .
«Кластер» помогает работать с большим объемом информации.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су»-кисть, «Джок»-стопа.) Стимуляция многочисленных точек на руках и стопах способствуют решению различных коррекционных задач.
Пальчиковые кинезиологические упражнения используются для развития руки и межполушарного взаимодействия.
Инновационные технологии повышают эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно—образовательного процесса в целом.