Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ | Мой кабинет. Работа №346058

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     В последнее время  наблюдается увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.  Приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации проявляются в  новых методах, формах, средствах, технологиях, использующихся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.  Логопедические занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи — это тяжелый труд.  Поэтому логопедам  приходится  искать, находить и  использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия на таких детей.  На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Практические методы (упражнения, игры и моделирование).

Инновационный опыт

Инновационные технологии,  нужны чтобы:

§  сделать обучение осознанным;

§  интересным;

§  оптимизировать процесс обучения;

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

1.     Информационно-коммуникационные технологии;

2.     Инновационные психокоррекционные технологии:  сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;

3.     Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн, интеллектуальная карта, кластер);

4.     Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, Су-Джок терапия, кинезиологические упражнения);

5.     Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений.

6.      Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике  

 ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра. Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

    Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам  игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

  Технология «Интеллектуальная карта»-уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

Технология «Кластер»  универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.  Суть кластера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения. 

Так  как  не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное

    Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. 

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.  Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения рекомендуется проводить ежедневно.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно—образовательного процесса в целом.

 

Инновационные технологии и современные методы в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ.

     В последнее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ. Приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования. Инновации проявляются в новых методах, формах, средствах, технологиях, использующихся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемостьоэтому логопеды вынуждены использовать в своей работе более инновационные методы и формы воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи.  На сегодняшний день в арсенале учителей-логопедов имеется обширный практический материал.

Инновационные технологии, нужны чтобы сделать обучение осознаннымнтересным,оптимизировать процесс обучения.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

Информационно-коммуникационные технологии;

Инновационные

психокоррекционные

технологии:

сказкотерапия

, песок-терапия и т.д.;

Образовательные технологии (ТРИЗ,

синквейн

,

интеллектуальная карта, кластер);

Здоровьесберегающие

технологии:

артикуляционная,

дыхательная,

пальчиковая

гимнастика,

Су-

Джок

терапия,

кинезиологические

упражнения);

Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии

с

использованием нововведений

.

Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология) ИКТ технологии постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия, песок-терапия. Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщениемоэтому, параллельно с задачей накопления и обогащения словарного запаса должна решаться другая задача: создание условий для активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн, который не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

 «Интеллектуальная карта»-уникальный и простой метод запоминания информации, которая развивает творческие и речевые способности детей .

«Кластер» помогает работать с большим объемом информации.

    Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су Джок терапия («Су»-кисть, «Джок»-стопа.) Стимуляция многочисленных точек на руках и стопах способствуют решению различных коррекционных задач.

Пальчиковые кинезиологические упражнения используются для развития руки и межполушарного взаимодействия.

Инновационные технологии повышают эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×