Инновационные технологии инженерного мышления детей старшего возраста | Венера Рашиловна Доманская. Работа №314704
Формирование предпосылок предынженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность; интерес к конструированию;
2. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
3. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей подготовительной группы.
4. Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
5. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
6. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
План самообразования
В старшей группе № 3 «Светлячки»
Воспитатель: Доманская В.Р.
Тема: «Инновационные технологии как средство развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: формирование предпосылок предынженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Ф
ормировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность; интерес к конструированию;
Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей подготовительной группы.
Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Основные методы работы:
познавательный
(восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
проблемный метод (поиск путей решения проблемы);
метод проектов
(при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки как собственных моделей
, так и совместно с родителями);
систематизирующий
(беседа по теме, составле
ние схем и т.д.);
контрольный метод
(при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе в
ыполнения практических заданий).
Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми:
Фронтальная – учебно-познавательная часть (презентация нового материала, постановка учебной задачи, обсуждение и анализ, рефлексия полученного результата);
Групповая – практическая часть (выполнение поставленной задачи, анализ полученного результата, поиск и исправление ошибок, рефлексия – эстетично и в соответствии ли выполнена поставленная задача);
Индивидуальная - практическая часть (поиск и исправление ошибок, рефлексия – как мы это сделали);
Самостоятельная – практическая часть (создание модели по замыслу, обсуждение и анализ полученного результата, рефлексия полученного результата)
.
Структура образовательной деятельности:
Презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и при помощи различных современных технологий в образовании: аудио,
видео уроки
, экранные
видео уроки
, презентации, интернет-сайты).
Постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога (этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают дошкольником работать творчески, и развивает творческие способности).
Обсуждение и анализ поставленной задачи (время поиска решения проблемы, побуждающее дошкольников выдвинуть и проверить гипотезы, методом «проб и ошибок»).
Практический поиск решения поставленной проблемы (время, побуждающее дошкольников проверить выдвинутые гипотезы методом «проб и ошибок»).
Рефлексия (презентация полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности, анализ детской деятельности (друг друга/самих себя на предмет эстетичного и соответствующего выполнения поставленной задачи), словесное заключение поставленной проблемы).
Обыгрывание построек, выставка работ.
Ожидаемый результат:
У детей развиты любознательность, инициативность, активность в исследовании окружающей жизни;
У детей развиты память, наглядно – образное и пространственное мышление, зрительно-моторная координация, тактильно-кинестетическое восприятие, понимание инструкций;
У детей сформировано умение самостоятельно принимать решения, делать выбор, организовывать свое время и завершать начатое дело;
У детей сформированы коммуникативные навыки, они умеют договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи;
Дети обладают культурой поведения в коллективе; развито чувство собственного достоинства, сформирован благоприятный «образ Я» и уверенность в собственных силах;
Дети способны к рефлексии своей деятельности, могут описывать свою работу, используя специальную терминологию.
Актуальность
Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизированному производству в экономике и промышленности, что требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…То есть обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.
Инженерное мышление –это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий. Оно позволяет видеть проблему целиком с разных сторон и находить связи между ее частями, видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.
Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.
В настоящее время ДОУ ставит одной из своих задач создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструирование. «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155, ориентирует нас на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей….и реализуется в следующих специфических для дошкольного возраста видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал…»
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др.:
Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое.
Все они начинают формироваться еще в раннем детстве:
наглядно-действенное
и
наглядно-образное
мышление являются доминирующими у детей в возрасте от 2 до 4,5 лет, в процессе развития ребенка они приобретают новые, более сложные формы;
основы
творческого
мышления и лежащего в его основе психического процесса воображения, при отсутствии целенаправленной педагогической работы по их развитию в дошкольном детстве, не смогут быть эффективно реализованы в профессиональной деятельности человека;
конструктивное
мышление, не будучи сформированным в процессе конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста и развиваемым далее в период обучения в школе, также не сможет стать сильной стороной деятельности человека, зона профессиональных интересов которого лежит в сфере инженерии и современных технологий.
Мы с вами помним, что дошкольное образование – это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка –познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация. В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.
Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования усвоение которых, ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу. Ж.Пиаже говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».
В условиях ДОО необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах – методически выверенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego), мягких модулей, и т.п., а также компьютерное конструирование (в старшем дошкольном возрасте).
Предпосылки инженерного мышления формируются в научно-технической деятельности, которая включает в себя:
формирование элементарных математических преставлений по средствам
счетных палочек Кюизенера
и логических
блоков Дьенеша
, игр-головоломок «Танграм»,
л
огических и математических игр;
совершенствование практических навыков моделирования из
Lego
-конструктора
;
конструктора
Тико
и
д.р
.
;
ознакомление с основами робототехники через использование программируемого
мини-робота
Code
&
Go
Robot
Mouse
и
настольной игры
Code
&
Go
Robot
Mouse
;
Список литературы:
Программа
«От рождения до школы»
— Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Ишмакова
М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. –
всерос
.
уч.-метод. центр
образоват
. Робототехники.
-
М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками
Кюизинера
.
М,2013
Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
Кордемский
Б
.
А.
Удивительный мир чисел и фигур.
М.:
Мир и образование
, 20
20
М
етодические и дидактические материалы для работы с конструктором
Тико
[электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
Петерсон
Л.Г.
Раз - ступенька, два - ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. ФГОС ДО
. – М:
Ювента
, 2016
Страна блоков и палочек. Сюжетно-дидактические игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Для детей 4-7 лет
– М:
Корвет (учебные пособия)
Примерное перспективное календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Сроки
Работа с детьми
Практические выходы
Работа с родителями
Практические выходы
Сентябрь
Мониторинг
начальных
инженерных представлений и степени
навыков конструктивно-игровой деятельности у детей
.
Изучение методической литературы
в соответствии со списком литературы, перечисленным выше
.
«К
оврик» (палочки Кюизенера).
Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»
;
Игры с блоками
Дьенеша
: «Помоги
муравьишкам
», «Построй дорожку» и др.
Конструктор
Тико
.
Выявить знания, умения и навыки
детей в области
начальных
инженерных представлений
и
конструктивно-игровой деятельности
.
Разработка и изготовление картотеки:
Словесно-логических упражнений;
Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера;
И
гры логико-математического содержания
;
Игры с танграмом;
Игры с конструкторами
Тико
,
Лего
.
Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Закрепить представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д.), уточнить представления о форме геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.
Познакомить с конструктором
Тико
, рассмотреть его детали, учить их
скреплять, моделирование дома по показу
Анкетирование родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста»
Выявление родительского потенциала
Октябрь
Пополнение
предметно- развивающей среды в группе
, с
оздание и приобретение
дидактических игр
.
Д/и с блоками Дьенеша «Угадай-ка»
Конструирование из логических
блоков Дьенеша.
Словесно – логические игры и упражнения: «Что объединяет?»
Игра с палочками Х. Кюизенера. Поезд из цветных палочек Кюизенера.
Конструктор
Тико
.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей в «инженерном» уголке, формирование заинтересованности детей к конструкторской деятельности.
Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Объединять предметы в группы (по сходным признакам)
и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.
Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Уточнить представления о сравнении групп предметов. Познакомить с понятиями таблицы, строки и столбца таблицы.
Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.
Закрепить представления о различных свойствах
предметов. Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
Продолжить знакомить с конструктором
Тико
, учить строить модели по простейшим чертежам
Консультация (папка-передвижка) для родителей на тему «Инженерное мышление дошкольников».
Повышение заинтересованности родителей в образовательной деятельности
Ноябрь
Игра с палочками Х. Кюизенера
«На золотом крыльце сидели»
Д/и с блоками Дьенеша «Два
мешочка»
Д/и с блоками Дьенеша «Найди пару»
Д/и
«Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает».
Самостоятельные игры с к
онструктор
ом
Тико
,
Lego
, блоки
Дьенеша
, палочки
Кюизинера
Закрепить представления о различных свойствах предметов. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар.
Формировать
понятия «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать
знаки «
= »
и « ≠
».
Закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбрать знак
« =
» или « ≠ ».
Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
Учить конструировать по схеме, зарисовывать простейшую схему, передавать изображение на плоскости
Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие ребенка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».
Повышение компетентности родителей
Декабрь
Выкладывание из палочек
Кюизенера «Моделируем прямоугольник»
,
«Заборчик»
.
Игры с палочками
Кьюизнера
(
Пространственные отношения: на, над, под)
Д/и
с
блоками
Дьенеша «Угадай-ка»
«Графический диктант»,
Игра «Геометрическое лото»
(Пространствен
ные отношения: слева, справа
)
Сформирова
ть представление о сложении как
объединени
и групп
п
редметов. Познакомить со знаком «+
». Закрепить знание свойств предметов.
Уточнить пространственные отношения: на, над, под.
Закрепить представления о сложении как объединении
предметов. Продолжать учить находить закономерность.
Закрепить пространственные отношения: слева, справа. Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.
Создание буклетов для родителей «Развиваем логическое мышление»
Привлечение родителей к изготовлению материала для дидактических игр.
Январь
Конструкторы: «
Лего
» и другие объёмные конструкторы.
«Найди отличия», «Четвёртый лишний»; игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку».
Логические задачи.
Знакомство с «Танграм»
Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).
Развитие умения сравнивать.
Развитие речи, внимания.
Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
Оформление в группе уголка «Юные инженеры»
Февраль
Игры с «цветными числами»
(палочки Кюизенера).
«Игры – головоломки», «Что
изменилось».
«Чудесный мешочек», «Что получится,
если
.
.
» (упражнения со счётными палочками).
Словесно
– логические игры и упражнения
: «Закончи предложение», «Дополни
ряд».
Беседа с детьми «Что такое роботы».
Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,
Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
Развитие речи, мышления
Формировать начальные научные понятия о роботах и робототехнике, ее значении в жизни человека.
Выставка игрового занимательного материала, книг и учебных пособий для родителей «Учимся, играя».
Март
Игры с числовым кубиком и фишками.
Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д.
Словесно
– логические игры и упражнения:
«Почему один лишний?», «Назови, одним словом».
Развитие умения кодировать практические действия числами.
Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ
Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
Развитие речи, мышления.
Оформление фотовыставки: ««Мы будущие инженеры».
Апрель
«Танграм»
Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д.
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «
Дерево».
Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии».
Программируем
робота-мышь
(Весенний
квест
для
мышки
. Танец
мышки
.
Мышь
в гост
ях у ребят
)
Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.
Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.
Развитие речи, мышления.
Учить программировать
мини-роботов
, формировать умение ориентироваться в пространстве, умение работать в команде, уступать, делиться; развивать логическое мышление, память, умение просчитывать ходы заранее, умение предвидеть результат
.
Открытый просмотр
Мастер-класс «Азы программирование для дошкольников»
Май
Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».
Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вме
сте?», «Сколько осталось?».
«Рассели ласточек», «
Примеров много – ответ один»
Словесно – логич
еские игры и упражнения: «Четвёртый лишний»,
«Нелепицы».
Игры с программируемым роботом-мышью.
Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.
Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.
Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.
Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.
Продолжать
формировать умение ориентироваться в простран
стве, умение работать в команде.
Презентация опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ