Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инновационные технологии инженерного мышления детей старшего возраста | Венера Рашиловна Доманская. Работа №314704

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование предпосылок предынженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность; интерес к конструированию;

2. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

3. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей подготовительной группы.

4. Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

5. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

6. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

План самообразования

В старшей группе № 3 «Светлячки»

 

Воспитатель: Доманская В.Р.

Тема: «Инновационные технологии как средство развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста» 

Цель: формирование предпосылок предынженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

Ф

ормировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность; интерес к конструированию;

Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей подготовительной группы.

Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Основные методы работы:

познавательный

(восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

проблемный метод (поиск путей решения проблемы);

метод проектов

(при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки как собственных моделей

, так и совместно с родителями);

систематизирующий

(беседа по теме, составле

ние схем и т.д.);

контрольный метод

(при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе в

ыполнения практических заданий).

 

Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми:

Фронтальная – учебно-познавательная часть (презентация нового материала, постановка учебной задачи, обсуждение и анализ, рефлексия полученного результата);

Групповая – практическая часть (выполнение поставленной задачи, анализ полученного результата, поиск и исправление ошибок, рефлексия – эстетично и в соответствии ли выполнена поставленная задача);

Индивидуальная - практическая часть (поиск и исправление ошибок, рефлексия – как мы это сделали);

Самостоятельная – практическая часть (создание модели по замыслу, обсуждение и анализ полученного результата, рефлексия полученного результата)

.

 

Структура образовательной деятельности:

Презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и при помощи различных современных технологий в образовании: аудио,

видео уроки

, экранные

видео уроки

, презентации, интернет-сайты).

Постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога (этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают дошкольником работать творчески, и развивает творческие способности).

Обсуждение и анализ поставленной задачи (время поиска решения проблемы, побуждающее дошкольников выдвинуть и проверить гипотезы, методом «проб и ошибок»).

Практический поиск решения поставленной проблемы (время, побуждающее дошкольников проверить выдвинутые гипотезы методом «проб и ошибок»).

Рефлексия (презентация полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности, анализ детской деятельности (друг друга/самих себя на предмет эстетичного и соответствующего выполнения поставленной задачи), словесное заключение поставленной проблемы).

Обыгрывание построек, выставка работ.

 

Ожидаемый результат:

У детей развиты любознательность, инициативность, активность в исследовании окружающей жизни;

У детей развиты память, наглядно – образное и пространственное мышление, зрительно-моторная координация, тактильно-кинестетическое восприятие, понимание инструкций;

У детей сформировано умение самостоятельно принимать решения, делать выбор, организовывать свое время и завершать начатое дело;

У детей сформированы коммуникативные навыки, они умеют договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи;

Дети обладают культурой поведения в коллективе; развито чувство собственного достоинства, сформирован благоприятный «образ Я» и уверенность в собственных силах;

Дети способны к рефлексии своей деятельности, могут описывать свою работу, используя специальную терминологию.

 

 

 

Актуальность

Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизированному производству в экономике и промышленности, что требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…То есть обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Инженерное мышление –это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий. Оно позволяет видеть проблему целиком с разных сторон и находить связи между ее частями, видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.

Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.

В настоящее время ДОУ ставит одной из своих задач создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструирование. «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155, ориентирует нас на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей….и реализуется в следующих специфических для дошкольного возраста видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал…»

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др.:

Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое.

Все они начинают формироваться еще в раннем детстве:

наглядно-действенное

и

наглядно-образное

мышление являются доминирующими у детей в возрасте от 2 до 4,5 лет, в процессе развития ребенка они приобретают новые, более сложные формы;

основы

творческого

мышления и лежащего в его основе психического процесса воображения, при отсутствии целенаправленной педагогической работы по их развитию в дошкольном детстве, не смогут быть эффективно реализованы в профессиональной деятельности человека;

конструктивное

мышление, не будучи сформированным в процессе конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста и развиваемым далее в период обучения в школе, также не сможет стать сильной стороной деятельности человека, зона профессиональных интересов которого лежит в сфере инженерии и современных технологий.

Мы с вами помним, что дошкольное образование – это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка –познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация. В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.

Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования усвоение которых, ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу. Ж.Пиаже говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

В условиях ДОО необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах – методически выверенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego), мягких модулей, и т.п., а также компьютерное конструирование (в старшем дошкольном возрасте).

Предпосылки инженерного мышления формируются в научно-технической деятельности, которая включает в себя:

формирование элементарных математических преставлений по средствам

счетных палочек Кюизенера

и логических

блоков Дьенеша

, игр-головоломок «Танграм»,

л

огических и математических игр;

совершенствование практических навыков моделирования из

Lego

-конструктора

;

конструктора

Тико

и

д.р

.

;

ознакомление с основами робототехники через использование программируемого

мини-робота

Code

&

Go

Robot

Mouse

и

настольной игры

Code

&

Go

Robot

Mouse

;

Список литературы:

Программа 

«От рождения до школы»

 — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Ишмакова

М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. –

всерос

.

уч.-метод. центр

образоват

. Робототехники.

-

М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.

Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

Комарова Л.Д. Как работать с палочками

Кюизинера

.

М,2013

Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008

Кордемский

Б

.

А.

Удивительный мир чисел и фигур.

М.:

Мир и образование

, 20

20

М

етодические и дидактические материалы для работы с конструктором

Тико

[электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/

Петерсон

Л.Г.

Раз - ступенька, два - ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. ФГОС ДО

. – М:

Ювента

, 2016

Страна блоков и палочек. Сюжетно-дидактические игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Для детей 4-7 лет

– М:

Корвет (учебные пособия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерное перспективное календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Работа с родителями

Практические выходы

Сентябрь

Мониторинг

 

начальных

 

инженерных представлений и степени

навыков конструктивно-игровой деятельности у детей

.

Изучение методической литературы

в соответствии со списком литературы, перечисленным выше

.

«К

оврик» (палочки Кюизенера).

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»

;

Игры с блоками

Дьенеша

: «Помоги

муравьишкам

», «Построй дорожку» и др.

Конструктор

Тико

.

Выявить знания, умения и навыки 

детей в области

начальных

 

инженерных представлений

и

конструктивно-игровой деятельности

.

Разработка и изготовление картотеки:

Словесно-логических упражнений;

Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера;

И

гры логико-математического содержания

;

Игры с танграмом;

Игры с конструкторами

Тико

,

Лего

.

Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Закрепить представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д.), уточнить представления о форме геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.

Познакомить с конструктором

Тико

, рассмотреть его детали, учить их

скреплять, моделирование дома по показу

Анкетирование родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста»

Выявление родительского потенциала

Октябрь

Пополнение 

предметно- развивающей среды в группе

, с

оздание и приобретение 

дидактических игр

.

Д/и с блоками Дьенеша «Угадай-ка»

Конструирование из логических

блоков Дьенеша.

Словесно – логические игры и упражнения: «Что объединяет?»

Игра с палочками Х. Кюизенера. Поезд из цветных палочек Кюизенера.

Конструктор

Тико

.

 

 

Создание условий для самостоятельной деятельности детей в «инженерном» уголке, формирование заинтересованности детей к конструкторской деятельности.

Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Объединять предметы в группы (по сходным признакам)

и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.

Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Уточнить представления о сравнении групп предметов. Познакомить с понятиями таблицы, строки и столбца таблицы.

Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.

Закрепить представления о различных свойствах

предметов. Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

Продолжить знакомить с конструктором

Тико

, учить строить модели по простейшим чертежам

Консультация (папка-передвижка) для родителей на тему «Инженерное мышление дошкольников».

Повышение заинтересованности родителей в образовательной деятельности

Ноябрь

Игра с палочками Х. Кюизенера

«На золотом крыльце сидели»

Д/и с блоками Дьенеша «Два

мешочка»

Д/и с блоками Дьенеша «Найди пару»

Д/и

«Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает».

Самостоятельные игры с к

онструктор

ом

Тико

,

Lego

, блоки

Дьенеша

, палочки

Кюизинера

Закрепить представления о различных свойствах предметов. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.

Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар.

Формировать

понятия «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать

знаки «

= »

и « ≠

».

Закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбрать знак

« =

» или « ≠ ».

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.

Учить конструировать по схеме, зарисовывать простейшую схему, передавать изображение на плоскости

Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие ребенка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».

 

 

Повышение компетентности родителей

Декабрь

Выкладывание из палочек

Кюизенера «Моделируем прямоугольник»

,

«Заборчик»

.

Игры с палочками

Кьюизнера

(

Пространственные отношения: на, над, под)

Д/и

с

блоками

Дьенеша «Угадай-ка»

«Графический диктант»,

Игра «Геометрическое лото»

(Пространствен

ные отношения: слева, справа

)

Сформирова

ть представление о сложении как

объединени

и групп

п

редметов. Познакомить со знаком «+

». Закрепить знание свойств предметов.

Уточнить пространственные отношения: на, над, под.

Закрепить представления о сложении как объединении

предметов. Продолжать учить находить закономерность.

Закрепить пространственные отношения: слева, справа. Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.

Создание буклетов для родителей «Развиваем логическое мышление»

 

Привлечение родителей к изготовлению материала для дидактических игр.

 

Январь

Конструкторы: «

Лего

» и другие объёмные конструкторы.

«Найди отличия», «Четвёртый лишний»; игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку».

Логические задачи.

Знакомство с «Танграм»

 

Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).

Развитие умения сравнивать.

Развитие речи, внимания.

Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

 

Оформление в группе уголка «Юные инженеры»

 

 

Февраль

Игры с «цветными числами»

(палочки Кюизенера).

«Игры – головоломки», «Что

изменилось».

«Чудесный мешочек», «Что получится,

если

.

.

» (упражнения со счётными палочками).

Словесно

– логические игры и упражнения

: «Закончи предложение», «Дополни

ряд».

Беседа с детьми «Что такое роботы».

 

Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

Развитие речи, мышления

Формировать начальные научные понятия о роботах и робототехнике, ее значении в жизни человека.

Выставка игрового занимательного материала, книг и учебных пособий для родителей «Учимся, играя».

 

Март

Игры с числовым кубиком и фишками.

Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д.

Словесно

– логические игры и упражнения:

«Почему один лишний?», «Назови, одним словом».

 

Развитие умения кодировать практические действия числами.

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

Развитие речи, мышления.

Оформление фотовыставки: ««Мы будущие инженеры».

 

Апрель

«Танграм»

Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д.

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «

Дерево».

Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии».

Программируем

робота-мышь

(Весенний

квест

для

мышки

. Танец

мышки

.

Мышь

в гост

ях у ребят

)

Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.

Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

Развитие речи, мышления.

Учить программировать

мини-роботов

, формировать умение ориентироваться в пространстве, умение работать в команде, уступать, делиться; развивать логическое мышление, память, умение просчитывать ходы заранее, умение предвидеть результат

.

Открытый просмотр

Мастер-класс «Азы программирование для дошкольников»

Май

Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».

Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вме

сте?», «Сколько осталось?».

«Рассели ласточек», «

Примеров много – ответ один»

Словесно – логич

еские игры и упражнения: «Четвёртый лишний»,

«Нелепицы».

Игры с программируемым роботом-мышью.

Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.

Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.

Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.

Продолжать

формировать умение ориентироваться в простран

стве, умение работать в команде.

Презентация опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×