Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инновационные технологии с детьми раннего возраста «Хеппенинг и сенсорные коробочки» | Янина Юлия Александровна. Работа №353569

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Хеппенинг(в переводе с английского "случаться"). - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

Инновационные технологии с детьми раннего возраста «Хеппенинг и сенсорные коробочки»

подготовила: воспитатель-методист

Янина Ю.А.

СЛАЙД 1

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.

Современные приоритеты в содержании дошкольного образования направляют деятельность педагога на создание условий в образовательном процессе, направленных на поддержку инициативы и познавательной активности детей. Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует педагогов к поиску эффективных средств для выстраивания профессиональной деятельности.

 

СЛАЙД 2

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. 

 

СЛАЙД 3

К числу современных образовательных технологий можно отнести личностно – ориентированные технологии. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу ставится личность ребенка, ее самобытность.

Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.

В рамках личностно-ориентированной технологии можно использовать следующие методы и приемы работы: использование сенсорных коробочек в работе с детьми раннего возраста и хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования.

В раннем возрасте дети не умеют красиво рисовать, да и не знают, как это делать, но у них есть огромное желание рисовать.

В самом начале пути, если ребенку предложить краски и лист бумаги, он с удовольствием начнет творить. На первый взгляд взрослый скажет, что это каляки-маляки, но опытный педагог сможет разглядеть настоящий шедевр маленького художника. И в этом ему поможет технология «Хеппениг», направленная на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка.

 

СЛАЙД 4

Хеппенинг(в переводе с английского "случаться"). - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

Суть технологии заключается в том, что мы предоставляем ребенку полную свободу действий с различными материалами, ребенок рисует, что хочет и как хочет. Наша с вами задача: уточнить у ребенка, что он нарисовал и помочь ему превратить его рисунок в шедевр.

Данную технологию хорошо использовать в процессе адаптации детей к детскому саду или во время знакомства малыша с различными материалами для изобразительного творчества. Например, при знакомстве с красками.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Использование технологии «хеппенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка в детском саду. Хеппенинг является замечательным способом создания маленьких шедевров.

 

СЛАЙД 5

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим один – два пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки)

 

СЛАЙД 6

Рисование кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисование полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

СЛАЙД 7

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

 

СЛАЙД 8

Оттиск или штампирование - это способ получения изображения при помощи любых предметов. Использовать можно винные пробки, овощи, фрукты, скомканную бумагу, пластилин, кубики ЛЕГО, надутые целлофановые пакетики и многое другое, что можно без труда окунуть в краску и сделать отпечаток.

 

СЛАЙД 9

Рисование стопами: данный вид получения изображения активизирует нервные окончания, находящиеся на стопах, что имеет еще и оздоровительный эффект. Можно просто походить по раскатанному рулону обоев, оставляя цветные следы, а можно целенаправленно изобразить, к примеру, краба, если скомбинировать технику с рисованием ладошкой.

 

СЛАЙД 10

Файларт или «негрязное рисование» этот способ подходит для всех детей, начиная с раннего возраста, для тех, кто любит экспериментировать, а особенно для тех, кто не любит пачкать ручки в краске. Файларт подойдёт для детей любого возраста и даже взрослые найдут в этом что-то удивительное. Для творческой деятельности с детьми понадобиться:

 

- любая жидкая краска (сметанообразной консистенции), это могут быть пальчиковые краски или жидкая гуашь;

- прозрачные пакеты (обычные пакеты для продуктов или прозрачные файлы), скотч;

Рисовать можно пальчиком, ватными палочками.

 

СЛАЙД 11

В раннем возрасте доступен такой вид «хэппенинга» как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. 

 

 

 

 

СЛАЙД 12

Применение технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста способствует:

развивают мелкой моторики

, ч

то способствует развитию речи;

развитию

тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по разли

чным поверхностям для рисования;

о

созн

ание ребёнком собственного тела;

р

аннему

 развитию

творческих способностей;

развитию

ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, м

алыш учится чувствовать границы;

развивает

представлений о цвете;

р

азвивает воображение и образное мышление

.

 

Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Таким образом можно сделать вывод, что проведение занятий по предложенной инновационной технике рисования хеппенинг всегда добавляют ребёнку уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

 

Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробочки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.

 

СЛАЙД 13

Сенсорная коробочка -это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное предназначение которой-дать возможность детям трогать пересыпать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.

 

СЛАЙД 14

Это, так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы, наполнителем сенсорной коробки может быть любой материал, пригодный для детской игры: песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал (орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, мелкие камни и многое другое).

Кроме наполнителя для игры с сенсорной коробкой используются различные предметы: для детей раннего и младшего возраста крупные (совочки, сито, ведерки и различные емкости, кубики, грабли и т.д.), а для детей постарше – мелкие (палочки от мороженого, игрушки из киндер-сюрпризов и др.). Но самое главное достоинство сенсорной коробки – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и заканчивая тем возрастом, когда самому ребенку это будет уже не интересно.

Сенсорные песочницы могут быть самыми разнообразными. Основой для подобной коробочки может стать:

таз для белья;

пластиковый конте

йнер

;

картонные 

коробки

;

деревянный ящик и т. д.

Благодаря сенсорной коробочке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста целесообразно использовать сенсорные коробочки как большого диаметра, что позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками, так и маленького диаметра, для индивидуальной работы детей. Каждую коробочку создают по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени.

Главный критерий использования сенсорной коробочки в работе с детьми раннего и младшего возраста - это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробочками необходимо находится рядом с ними или принимать непосредственное участие в игровых действиях.

С детьми раннего возраста можно проводить следующие игры:

 

СЛАЙД 15

«Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» - эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой. Они очень нравятся детям.

 

СЛАЙД 16

На развитие мелкой моторики и осязания направлена игра «Угадай, на ощупь» - ребенок опускает руки поочередно в сенсорные коробочки с различной крупой. Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры–отыскиваем среди макарон небольшие игрушки.

«Поймай меня» - из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки, тем самым развивая координацию движений и ловкость.

 

СЛАЙД 17

«Маленький художник» (Чудо-песочница) - предложить нарисовать какие-нибудь легкие предметы (солнышко, волны, домик) пальчиками. Также можно предложить детям поиграть в песок, с машинками или другими игрушками. Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.

«Поиск сокровищ» - песок, лопатки - савочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя.

 

СЛАЙД 18

«Разложи по цвету» - данная игра направлена на развитие внимания, мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия цвета.

«Слепи фигурку» (из радужного песка) – предложить детям из песка, слепить разные фигурки, при помощи формочек, тем самым развивать моторику рук малышей.

«Сортируем крупу» - в мелких макаронах ищут фасоль, такая игра развивает мелкую моторику. Если у ребенка получается это легко, предлагаем проделать то же самое при помощи ложки.

Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр..

В работе с сенсорными коробочками необходимо придерживаться основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.

Таким образом, использование сенсорных коробочек в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробочкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Важнейшая задача педагога — укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Очень важно научить детей гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее.

И в заключении хочу сказать: «Наберитесь смелости – сделайте попытку». Не бойтесь применять инновационные приемы.

 

 

СЛАЙД 19

«В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!»

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×