Инновационные технологии с детьми раннего возраста «Хеппенинг и сенсорные коробочки» | Янина Юлия Александровна. Работа №353569
Хеппенинг(в переводе с английского "случаться"). - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
Инновационные технологии с детьми раннего возраста «Хеппенинг и сенсорные коробочки»
подготовила: воспитатель-методист
Янина Ю.А.
СЛАЙД 1
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
Современные приоритеты в содержании дошкольного образования направляют деятельность педагога на создание условий в образовательном процессе, направленных на поддержку инициативы и познавательной активности детей. Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует педагогов к поиску эффективных средств для выстраивания профессиональной деятельности.
СЛАЙД 2
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
СЛАЙД 3
К числу современных образовательных технологий можно отнести личностно – ориентированные технологии. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу ставится личность ребенка, ее самобытность.
Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
В рамках личностно-ориентированной технологии можно использовать следующие методы и приемы работы: использование сенсорных коробочек в работе с детьми раннего возраста и хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования.
В раннем возрасте дети не умеют красиво рисовать, да и не знают, как это делать, но у них есть огромное желание рисовать.
В самом начале пути, если ребенку предложить краски и лист бумаги, он с удовольствием начнет творить. На первый взгляд взрослый скажет, что это каляки-маляки, но опытный педагог сможет разглядеть настоящий шедевр маленького художника. И в этом ему поможет технология «Хеппениг», направленная на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка.
СЛАЙД 4
Хеппенинг(в переводе с английского "случаться"). - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
Суть технологии заключается в том, что мы предоставляем ребенку полную свободу действий с различными материалами, ребенок рисует, что хочет и как хочет. Наша с вами задача: уточнить у ребенка, что он нарисовал и помочь ему превратить его рисунок в шедевр.
Данную технологию хорошо использовать в процессе адаптации детей к детскому саду или во время знакомства малыша с различными материалами для изобразительного творчества. Например, при знакомстве с красками.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Использование технологии «хеппенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка в детском саду. Хеппенинг является замечательным способом создания маленьких шедевров.
СЛАЙД 5
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим один – два пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки)
СЛАЙД 6
Рисование кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.
Рисование полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
СЛАЙД 7
Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
СЛАЙД 8
Оттиск или штампирование - это способ получения изображения при помощи любых предметов. Использовать можно винные пробки, овощи, фрукты, скомканную бумагу, пластилин, кубики ЛЕГО, надутые целлофановые пакетики и многое другое, что можно без труда окунуть в краску и сделать отпечаток.
СЛАЙД 9
Рисование стопами: данный вид получения изображения активизирует нервные окончания, находящиеся на стопах, что имеет еще и оздоровительный эффект. Можно просто походить по раскатанному рулону обоев, оставляя цветные следы, а можно целенаправленно изобразить, к примеру, краба, если скомбинировать технику с рисованием ладошкой.
СЛАЙД 10
Файларт или «негрязное рисование» этот способ подходит для всех детей, начиная с раннего возраста, для тех, кто любит экспериментировать, а особенно для тех, кто не любит пачкать ручки в краске. Файларт подойдёт для детей любого возраста и даже взрослые найдут в этом что-то удивительное. Для творческой деятельности с детьми понадобиться:
- любая жидкая краска (сметанообразной консистенции), это могут быть пальчиковые краски или жидкая гуашь;
- прозрачные пакеты (обычные пакеты для продуктов или прозрачные файлы), скотч;
Рисовать можно пальчиком, ватными палочками.
СЛАЙД 11
В раннем возрасте доступен такой вид «хэппенинга» как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения.
СЛАЙД 12
Применение технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста способствует:
развивают мелкой моторики
, ч
то способствует развитию речи;
развитию
тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по разли
чным поверхностям для рисования;
о
созн
ание ребёнком собственного тела;
р
аннему
развитию
творческих способностей;
развитию
ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, м
алыш учится чувствовать границы;
развивает
представлений о цвете;
р
азвивает воображение и образное мышление
.
Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Таким образом можно сделать вывод, что проведение занятий по предложенной инновационной технике рисования хеппенинг всегда добавляют ребёнку уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.
Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробочки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.
СЛАЙД 13
Сенсорная коробочка -это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное предназначение которой-дать возможность детям трогать пересыпать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.
СЛАЙД 14
Это, так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы, наполнителем сенсорной коробки может быть любой материал, пригодный для детской игры: песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал (орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, мелкие камни и многое другое).
Кроме наполнителя для игры с сенсорной коробкой используются различные предметы: для детей раннего и младшего возраста крупные (совочки, сито, ведерки и различные емкости, кубики, грабли и т.д.), а для детей постарше – мелкие (палочки от мороженого, игрушки из киндер-сюрпризов и др.). Но самое главное достоинство сенсорной коробки – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и заканчивая тем возрастом, когда самому ребенку это будет уже не интересно.
Сенсорные песочницы могут быть самыми разнообразными. Основой для подобной коробочки может стать:
таз для белья;
пластиковый конте
йнер
;
картонные
коробки
;
деревянный ящик и т. д.
Благодаря сенсорной коробочке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста целесообразно использовать сенсорные коробочки как большого диаметра, что позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками, так и маленького диаметра, для индивидуальной работы детей. Каждую коробочку создают по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени.
Главный критерий использования сенсорной коробочки в работе с детьми раннего и младшего возраста - это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробочками необходимо находится рядом с ними или принимать непосредственное участие в игровых действиях.
С детьми раннего возраста можно проводить следующие игры:
СЛАЙД 15
«Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» - эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой. Они очень нравятся детям.
СЛАЙД 16
На развитие мелкой моторики и осязания направлена игра «Угадай, на ощупь» - ребенок опускает руки поочередно в сенсорные коробочки с различной крупой. Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры–отыскиваем среди макарон небольшие игрушки.
«Поймай меня» - из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки, тем самым развивая координацию движений и ловкость.
СЛАЙД 17
«Маленький художник» (Чудо-песочница) - предложить нарисовать какие-нибудь легкие предметы (солнышко, волны, домик) пальчиками. Также можно предложить детям поиграть в песок, с машинками или другими игрушками. Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.
«Поиск сокровищ» - песок, лопатки - савочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя.
СЛАЙД 18
«Разложи по цвету» - данная игра направлена на развитие внимания, мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия цвета.
«Слепи фигурку» (из радужного песка) – предложить детям из песка, слепить разные фигурки, при помощи формочек, тем самым развивать моторику рук малышей.
«Сортируем крупу» - в мелких макаронах ищут фасоль, такая игра развивает мелкую моторику. Если у ребенка получается это легко, предлагаем проделать то же самое при помощи ложки.
Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр..
В работе с сенсорными коробочками необходимо придерживаться основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.
Таким образом, использование сенсорных коробочек в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробочкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.
Важнейшая задача педагога — укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Очень важно научить детей гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее.
И в заключении хочу сказать: «Наберитесь смелости – сделайте попытку». Не бойтесь применять инновационные приемы.
СЛАЙД 19
«В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!»