"Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей" | Девяткова Татьяна Петровна. Работа №329579
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.
Инновационные технологии в музыкальном воспитании
дошкольников.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей
дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют
«зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов),она отражает отношение человека ко всему миру, что происходит вокруг и в самом человеке.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по- другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации.
Цель моей работы – это активное внедрение и использование
инновационных технологий в музыкальном воспитании для повышения эффективности образовательного процесса и качества усвоения детьми материала образовательной программы.
Задачи:
- создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
- творческое развитие природной музыкальности ребенка;
- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
- помощь в формировании внутреннего мира и самопознании.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использование абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию общения. Приобщение к искусству, музыкальное воспитание – очень индивидуальное, связанное с неповторимым самоопределением личности.
В своей работе я использую некоторые современные технологии:
Здоровьесберегающий технологии;
Элементарные формы музыкальной импровизации;
Музыкально-речевая и пальчиковая гимнастика;
Анимационные танцы и флешмобы;
Игры с инструментами;
Применение ИКТ.
Задачи использования здоровьесберегающих технологий:
Развивать музыкальные и творческие способности детей в
различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающую методику, исходя их возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе.
Основные методы работы в здоровьесберегающих технологий:
- песенки-распевки. Используются для подготовки голосовых связок к пению и упражнению в чистом интонировании определенных интервалов;
- дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода).
- пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающие воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.
- артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.
- пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
- речевые игры снимают напряжение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность.
Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения (пантомимические и театральные возможности).
- музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном
восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.
- музыкальные физкультминутки способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.
Работа по здоровьесберегающим технологиям ведется с учетом программ и методических пособий.
Одной из инновационных форм в практике музыкального воспитания
являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе
этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение,
ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец,
импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Форму развития музыкальности, которую я активно использую, это коммуникативные
танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение. Задачи, которые решают коммуникативные танцы:
Развитие коммуникативных навыков;
Работа над ощущением формы;
Развитие двигательной координации;
Развитие чувства ритма.
Это возможность согласовать собственный замысел с замыслом
сверстников и совместно организовывать игру, танец, пластические этюды, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В танцах с использованием популярной детской музыки, используя знакомые движения, которые объединяются в цепочки по 2-3 движения, включающие в себя элементы невербального общения, смену партнеров, рождается инициатива,творчество, воображение, взаимопонимание, умение сотрудничать.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо – звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно – ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.
Пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность; повышают общий уровень организации ребенка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно – речевого интонирования, координации движений.
Игры с музыкальными инструментами. В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым исследование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают все большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра. Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
В своей музыкально-педагогической деятельности активно использую
анимационные танцы и флешмобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень
нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми. Анимационные
танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников.
Для постановки таких танцев нужны несколько условий. Сначала нужно выбрать музыку. Нужен средний и очень чёткий ритм. Не допускать
большого нагромождения движений! Педагогу необходимо запомнить и
станцевать весь набор движений. Они должны быть удобными. Если вы
испытываете дискомфорт, то и детям тоже будет неудобно их танцевать. А вот флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей
подготовки! Здесь важно отработать каждое движение. Эти танцы нацелены на зрелищность, эстетику. За несколько минут танца может меняться и музыка, и темп. В таких танцах можно смешивать стили, классику с хип - хопом и другие. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад. Важно выбирать простые движения (прыжки, повороты, хлопки и т.д.).
Главное – чтобы было весело, и все участники могли их выполнить.
Сложность в том, чтобы научить детей выполнять движения синхронно, без опозданий, зато это разовьет их координацию и внимание. Когда музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский
отклик приносит удовольствие и ощущение «отдачи». «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Мишель Монтень)
Нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное
использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и
музыкальных праздниках, развлечениях, досугах. Использование компьютера в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию; во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно - ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с
основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш – в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «Музыкальный зоопарк», «Песня, танец, марш», «Птичка, зайка и лошадка» и др.
Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма.
В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются
показом красочных слайдов по теме праздника. Использование в работе
музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой
сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, рне приходится прибегать к принуждению;
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально – творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске.
Процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Таким образом, использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
Музыкальный руководитель
Девяткова Татьяна Петровна.