Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста | Сафина Лейсан Рустамовна. Работа №321051
Еще несколько лет назад мы и мечтать не могли о том оснащении, которое имеют сегодня детские сады. Но нужно успевать меняться и самой, овладевать знаниями и умениями, необходимость которых продиктована временем. Для этого пришлось овладеть не только целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка, но и вынести на первый план не мою обучающую деятельность, а детскую деятельность, в процессе которой ребенок будет учиться сам, поверит в свои силы и возможности.
Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Статья из опыта работы
Сафина Лейсан Рустамовна Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад присмотра и
оздоровления №6 «Звездочка» г. Азнакаево» РТ
Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Ребенок постигает мир путем проб и ошибок, через манипуляции с объектами. Самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может, так как в его арсенале имеется только один способ познания: «вижу – действую». Но рядом всегда есть я или другой взрослый – обладатель колоссального опыта.
Предварительно проанализировала состояние проблемы использования инновационных подходов, изучила современные педагогические инновации и выбрала наиболее оптимальные с учетом возрастных особенностей моих воспитанников.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми в зоне ближайшего развития;
индивидуальная работа с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей в пространстве детской реализации и поддержка детской инициативы.
Формы работы с родителями:
оформление наглядной
информации(
стенды, папки-передвижки);
консультации;
индивидуальные и групповые беседы;
привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы;
проведение встреч-
обсуждений по
теме самообра
зования (с использованием ИКТ)
Ожидаемые результаты:
совершенствование насыщенности образовательной
деятельности в
зоне ближайшего развития и повышение познавательной активности в пространстве детской реализации;
обогащение РППС, которая способствует развитию познавательного
интереса у
детей;
достижение намеченных
в ФОП
соответствующих ожидаемых образовательных результатов в образовательной области "Познавательное развитие".
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышение активного взаимодействи
я с родителями воспитанников в
контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
Буклеты, памятки, брошюры,
сообщения для воспитателей и рекомендации для родителей; проведение мастер-
класса .
Центры
познавательного развития детей:
-картотеки, тематические папки,
-дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей;
- центр экспериментирования (материалы для свободной познавательно-исследовательской деятельности);
Презентация
отчета по теме самообразования
на родительском собрании
«Вот какой я молодец!»;
Презентация по теме самообразования на педсовете ДОУ;
Распространение опыта работы в СМИ,
В
электронных ресурсах
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
намечать план действий;
отбирать способы решения поставленной задачи;
добиваться результата и анализировать его.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов), наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:
1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:
использования ИКТ
технологий,
экспериментирования,
проектной деятельности,
проблемно-игровыми технологиями,
методами ТРИЗ,
знаково-символическими средствами - моделирование.
Еще несколько лет назад мы и мечтать не могли о том оснащении, которое имеют сегодня детские сады. Но нужно успевать меняться и самой, овладевать знаниями и умениями, необходимость которых продиктована временем. Для этого пришлось овладеть не только целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка, но и вынести на первый план не мою обучающую деятельность, а детскую деятельность, в процессе которой ребенок будет учиться сам, поверит в свои силы и возможности.